Античная философия. Философская мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену первобытнообщинному строю приходили первые классовые общества и государства. Рассматривая религиозно-идеологическую систему, Западная региональная цивилизация складывалась тысячелетиями и стала к настоящему времени такой, какой мы её знаем. Однако сама Западная региональная цивилизация начала складываться на базе ряда национально-государственных религиозных систем, изначально базирующихся в регионах древнего Востока. Когда-то возникли религиозные системы Древнего Междуречья, Древнего Египта, Древних Сирии, Финикии, Палестины, Древней Греции и прочие. А уже на базе религиозной системы Древней Греции была создана религиозная система Древнего Рима, — после которой в римской национально-государственной религиозной системе возникло первое библейское христианство, положившее начало современному Западу.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Понимание бытия в иудаизме, зороастризме. ……………………….
3. Религиозно-философская мысль в Древней Индии. …………………
4. Классическая индийская философия, ориентированная на авторитет
Вед и неортодоксальные течения: чарвака, джейнизм, буддизм, йога...
5. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм…..
6. Заключение………………………………………………………………
7. Список использованной литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая философия.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

То, что обеспечивает сохранение и благополучие философии, троицы Вед и учения о хозяйстве, есть жезл, управление им есть наука о государственном управлении (I.1.1,4).

Трактат Харибхадра.

 В философии буддистов божеством поистине является Сугата, описавший четыре благородные истины о страдании и т.д. (Сугата – синоним Будды; «хорошо, правильно идущий»).

Скандхи способны к сочетанию, они подвержены страданию. Их насчитывают пять (видов): чувственное знание (виджняна), чувствование (ведана), знание, основанное на разуме (самджня), впечатление (самскара), материя (рупа).

То, что описывается как имеющее природу «я» и «мое» и из чего возникает весь мир (страстей, таких, как) рага (привязанность к чему-то) и т.п., поистине есть причина страдания.

Все обусловленные вещи мгновенны, - это следует знать как путь, ведущий к прекращению страдания. Прекращение страдания называется освобождением (мокша).

Пять органов чувств и пять их объектов, (таких, как) звук и т.п., а также ум – прибежище (аятана) дхармы – таковы эти двенадцать прибежищ.

В философии Сугаты признаются только два средства познания (прамана) – восприятие (пратьякша) и вывод (анумана); поэтому правильное знание бывает двух видов.

Из них знание, свободное от воображения (калпана) и неложное, должно считаться восприятием; знание же носителя признака (лингин) по трояко определяемому признаку (лингам) называется выводом.

Джайнизм – одно из древнейших религиозно-философских учений Индии, возникшее в V в. до н.э., фактически основателем, которого был Джина Махавира Вардхамана. Именно  от первого титула «Джина» (буквально «Победитель») появилось название приверженцев джайнисты – «джайны» (буквально «сторонники, последователи Джины) и само наименование Джайнизм. Исторически Джайнизм возник как шраманское течение, т.е. в качестве традиции, противостоящей брахманизму.

В философии джайнов божество – повелитель джайнов, свободный от привязанности (к предметам) и отвращения (к ним), победитель заблуждения, великий подвижник, (обладатель) совершенного знания и видения (кеваладжняна-даршана), достойный почитания богов и демонов, учитель истинной природы вещей, достигший высшей цели разрушением всех карм.

В их учении девять  категорий: живое (джива) и неживое (аджива), а также добродетель, грех, ашрава, самвара, зависимость, нирджара, освобождение.

Джива и отличима и неотличима от свойств (дхарма), таких как знание и т.д., подвержена изменению, совершает добрые и дурные поступки, пользуется их плодами и имеет своим признаком сознание. Противоположное этому – аджива.

Добродетель есть воплощение добрых поступков, а грех – противоположное этому. Ложь и другие подобные пороки – причина зависимости, они известны в учении джайнов как ашрава.

Прекращение этого есть самвара. Зависимость есть связь души и поступков, которые проникают друг в друга.

То, что разрушает связывающие кармы, называется нирджара. Полное же разъединение души и тела называется освобождением.

Укрепивший себя признанием этих девяти категорий становится на путь правильного поведения (чарита), сочетая правильную веру (шраддха) и правильное знание (джняна).

Приобретши  эти три – (веру, знание и поведение), он после созревания бхавьятвы становится готовым к освобождению через сочетание правильного знания и действия.

В этом учении признаются два средства познания: непосредственное познание (пратьякша) и опосредованное (парокша). Объект познания – все реально существующее, обладающее множеством свойств.

Философия чарвака. Опровергали высшее божество, как источник вечного блаженства. Судьбы нет. Эта школа провозглашает четыре элемента (бхута) – землю и другие. И сознание возникает только из них, когда они образуют тело… И когда элементы распадаются, исчезает и сознание. Душа есть тело, особенность которого – сознание.

Единственный смысл жизни человека состоит в удовольствиях, доставляемых чувственными наслаждениями. Признается восприятие либо внешнее либо внутреннее. От соприкосновения с предметом возникает знание. В отношении познания внешних предметов внутренний орган, ум, зависит от внешних чувств, и нельзя доказать его независимость от них.

Йога (буквально «соединение», «сопряжение», «запрягание» - многозначный термин, означающий: 1) любую организованную, духовную практику и даже целые классы таковых, дисциплину, метод духовного действия; 2) среди этих практик – специальные психотехники, иерархию аскетических упражнений соотнесенную с культивированием определенных положений тела (хатха-йога); 3) среди этих психотехник – восьмистадиальный тренинг (тренинг (аштанга-йога), начинающийся с культивирования пяти видов «воздержаний» (от убийства, воровства, лжи, нецеломудрия) и завершающийся «растворением» сознания практикующего созерцателя в созерцаемом объекте; 4) одну из классических даршан, учение которой тесно связано с концепцией «восьмистадиального тренинга» и с основополагающими принципами философии санкхьи.

Первый период истории Йоги (V в. до н. э. - I в. н. э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, Арада Калама, наставник Будды, был и одним из первых теоретиков йоги. Разработал два этапа ее практики: 1) предварительный нравственно-аскетический тренинг; 2) поэтапное достижение «измененных состояний сознания» в виде четырех дхьян.

Йогины исходят из существования божества Ишвары, без которого освобождение (мокша) невозможна. Считают, что лучше довольствоваться своими «интуитивными прозрениями», чем сформулированной системой взглядов.

О формальной самостоятельности йоги можно говорить, только начиная с IV – V вв., когда был создан базовый текст школы – «Йога-сутры», приписываемый некоему Паданджали .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Чарвака" – слово, которое обычно обозначает "материалист". Другие думают, что словом "чарвака" издавна именовались материалисты: потому ли, что они проповедовали доктрину "ешь, пей, веселись"1 ("чарв" – есть, жевать) или потому, что их слова были приятны и доходчивы ("чару" – приятный, доходчивый, "вак" – слово).

Философия чарвака логически опирается на свою теорию познания. В какой мере мы можем познать реальность? Как возникает и развивается познание? (Последний вопрос включает в себя одну из основных проблем теории познания индийской философии.) Каковы различные источники познания? Эта проблема является одним из важнейших вопросов индийской эпистемологии. Познание реальности, или достоверное осознание, называется в индийской философии прама, а источник такого познания – прамана. Чарваки считают, что восприятие является единственно надежным источником познания, единственным прамана. Для обоснования этого положения чарваки критикуют тех, кто признает возможность существования иных источников познания, таких, как логический вывод и свидетельство, рассматриваемых многими философами Индии как достоверные прамана.

      Метафизика есть теория реальности. Если восприятие является единственно надежным источником познания, то рационально мы можем признать лишь реальность воспринимаемых объектов. Нельзя верить в существование бога, души, небесного царства, в жизнь до рождения и после смерти или в какие-либо невоспринимаемые законы (например, адришты), потому что все это выходит за пределы восприятия. Материальные объекты являются единственными объектами, существование которых может быть воспринято и реальность которых может быть доказана. Таким образом, чарваки приходят к материализму, то есть учению о том, что материя есть единственная реальность.

«Чарваки» считают, что материальный мир состоит из четырех воспринимаемых элементов: воздуха (ваю), огня (агни), воды (an) и земли (кшити). Путем комбинации этих элементов образуются не только неживые материальные объекты, но и живые организмы, как, например, растения и животные, которые после своей смерти снова превращаются в те же элементы.

 

Чарваки допускают, что существование сознания доказывается восприятием. Но они отрицают, что сознание является свойством некоей невоспринимаемой, нематериальной, духовной сущности, так как сознание – это нечто воспринимаемое в воспринимающем живом теле, состоящем из материальных элементов; оно должно быть признано свойством самого этого тела. То, что люди называют душой, на самом деле есть не что иное, как обладающее сознанием живое тело (чайтанья-вишишта деха эва атма). Нематериальную душу воспринимать невозможно, и, напротив, мы имеем прямое доказательство идентичности себя с телом в нашей повседневной практике и в суждениях типа: "Я толстый", "Я хромой", "Я слепой". Если бы я как личность отличался от тела, эти суждения были бы бессмысленными.

 

 Сознание представляет собой  эпифеномен, то есть побочный  продукт материи; нет никаких  доказательств существования сознания  независимо от тела.

     Но если существование  души вне тела недоказуемо, то нельзя доказать и ее бессмертие, т.е. души нет. Наоборот, смерть тела означает и смерть индивида. Поэтому все, что касается предыдущей и последующей жизни, нового рождения, испытания последствий своих поступков на небесах или в аду, – становится бессмысленным.

Считают, что Бога нет, утверждая, что каждый материальный элемент имеет присущую ему определенную природу (свабхава). Благодаря своей природе и присущим им законам, материальные элементы соединяются и образуют мир. Таким образом, нет необходимости в существовании бога. Нет доказательства того, что объекты мира появились в результате осуществления обдуманного плана. Более разумно их можно объяснить как случайные продукты элементов. Поэтому чарваки отдают предпочтение атеизму.

Поскольку философия чарвака стремится объяснить мир исходя исключительно из материальной его природы, ее называют иногда натурализмом (свабхава-вада). Она называется также механицизмом (ядриччха-вада), потому что отрицает существование какой бы то ни было сознательной причины вне мира и объясняет его чисто механической, случайной комбинацией элементов. Теория чарвака в целом может быть также названа позитивизмом, поскольку она верит только позитивным фактам, наблюдаемым феноменам.

Чарваки рассматривают этические проблемы в соответствии со своими метафизическими взглядами. Те, кто при жизни пытается добиться освобождения от удовольствий и страданий путем сурового подавления своих естественных наклонностей, считая, что все наслаждения в случае их удовлетворения связаны со страданиями, поступают как глупцы. Поэтому назначение человеческой жизни состоит в том, чтобы добиваться в земной жизни максимума наслаждений и по возможности избегать страданий. Хорошая жизнь – это получение максимума удовольствий. Хороший поступок – тот, который приносит больше наслаждений, а плохой – тот, который причиняет больше страданий, чем наслаждений. Поэтому этика чарваков может быть названа гедонизмом, то есть теорией о наслаждении как высшем назначении человеческой жизни. Черваки отвергают - добродетели (дхарма) и освобождения (мокша). Признают -  богатства (артха), наслаждения (Кама).

Освобождение в смысле уничтожения всех страданий может быть достигнуто только со смертью, но к ней по собственному желанию не может стремиться ни один разумный человек. Добродетель и порок – суть понятия, изобретенные священным писанием, авторитет которого не может быть признан. Поэтому ни освобождение, ни добродетель не должны быть назначением нашей жизни. Богатство и наслаждение – вот единственно рациональные цели, к достижению которых должен стремиться каждый разумный человек.

Таким образом, религия сводится к морали, а мораль – к поискам наслаждений. Этика чарваков является единственно логичным следствием их материалистической метафизики.

чарваков в Индии скорее не любили, чем понимали. В представлении широких слоев народа термин "чарвака" олицетворяет что-то недостойное.

 

Джайнизм.

Джайнисты считают, что их религия была передана им двадцатью четырьмя учителями (тиртханкарами) из далекой древности.

Не верят в бога. Они чтут основателей религии джайнизма (тиртханкаров), которых считают освобожденными душами, пребывавшими когда-то в зависимом состоянии, но затем благодаря собственным усилиям ставшими свободными, совершенными, всеведущими, всемогущими и испытывающими абсолютное блаженство. Они верят, что каждая душа (джива), находящаяся сейчас в состоянии зависимости, сможет, следуя примеру джин, добиться совершенного знания, силы и счастья.

С течением времени последователи джайнизма распались на две секты. «Дигамбара» — буквально означает обнаженный, а «шветамбара» — облаченный в белое.

  Известные теперь под названием шветамбаров и дигамбаров. Разница между ними заключается, однако, не столько в фундаментальных философских вопросах, сколько во второстепенных деталях религии и практики.

Однако если дигамбары отличаются строгостью и пуританизмом, то шветам-бары относятся к человеческим слабостям с большей терпимостью. Дигамбары, например, считают, что аскеты должны отказаться от всякого имущества и даже от платья, шветамбары же признают необходимость ношения белой одежды 1. Далее, по мнению дигамбаров, святой, достигший совершенного знания, не нуждается в пище, а женщина вообще не может достигнуть состояния освобождения (если только ее душа не родится еще раз в образе мужчины). Шветамбары же не признают этого.

Философские взгляды джайнизма обычно называют реализмом и плюрализмом.

Стремление избежать нанесения, какого бы то ни было вреда живому организму играет в этике джайнизма значительную роль. Наряду с уважением ко всему живому есть более важное положение: уважение к мнению других.

Согласно учению джайнизма, сознание является неотъемлемой сущностью каждой души;

Сознание рассматривается ими как нечто подобное солнечному свету, который обнаруживает не только сам себя, но н все другие предметы, при условии устранения преград, мешающих проникновению его к этим предметам. Если бы не было препятствий, душа стала бы всеведущей.

Всеведение потенциально присуще каждой душе. Однако мы знаем, чго все простые души более или менее невежественны, а их знание ограничено. Джайиисты считают, ч-ю эта ограниченность обусловлена преградами, поставленными различными кармами, которые в той или иной степени препятствуюг ecrecтвенному сознанию души и, таким образом, лишают ее присущего ей всеведения. Тело, чувства и ум порождены кармами и ограничивают силы души.

Информация о работе Античная философия. Философская мысль Древнего Востока