Античная философия. Философская мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену первобытнообщинному строю приходили первые классовые общества и государства. Рассматривая религиозно-идеологическую систему, Западная региональная цивилизация складывалась тысячелетиями и стала к настоящему времени такой, какой мы её знаем. Однако сама Западная региональная цивилизация начала складываться на базе ряда национально-государственных религиозных систем, изначально базирующихся в регионах древнего Востока. Когда-то возникли религиозные системы Древнего Междуречья, Древнего Египта, Древних Сирии, Финикии, Палестины, Древней Греции и прочие. А уже на базе религиозной системы Древней Греции была создана религиозная система Древнего Рима, — после которой в римской национально-государственной религиозной системе возникло первое библейское христианство, положившее начало современному Западу.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Понимание бытия в иудаизме, зороастризме. ……………………….
3. Религиозно-философская мысль в Древней Индии. …………………
4. Классическая индийская философия, ориентированная на авторитет
Вед и неортодоксальные течения: чарвака, джейнизм, буддизм, йога...
5. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм…..
6. Заключение………………………………………………………………
7. Список использованной литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая философия.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Принцип, лежащий в основе сьядвады, делает джайнских мыслителей более терпимыми по отношению к взглядам других школ. Они рассматривают и принимают точки зрения других философов как различные возможные гипотезы, высказанные с различных точек зрения. Единственно, чего не любят джайнисты в других мыслителях,— это их догматических претензий на исключительную непогрешимость. Эти претензии проистекают из ошибочного понимания исключительного положения предик

 

 

Имеется три различных вида такого действительно непосредственного познания. Когда индивид частично разрушит или смягчит влияние карм, он приобретает способность познавать слишком отдаленные, а также слишком мелкие и неясные, не поддающиеся наблюдению при помощи чувств или ума объекты, имеющие форму. Такое непосредственное познание, получаемое самой душой, является, однако, ограниченным, так как ограничены объекты этого познания. Поэтому оно и называется ограниченным познанием. Далее, когда индивид преодолеет чувства ненависти, зависти и т. п., препятствующие познанию чужих мыслей, он может получить прямой доступ к настоящим и прошлым мыслям других людей. Это познание называется проникновением в ум. Но когда все кармы, мешавшие познанию, будут полностью удалены из души, тогда в ней возникает абсолютное знание, всеведение. Таким знанием обладают лишь души, достигшие освобождения.

Для обычных целей джайнисты признают пользу общепринятого признания наличия трех источников познания — восприятия, вывода и свидетельства (то есть авторитета).

Сначала имеет место только какое-то отдельное ощущение, скажем звука, но еще не известно, что он означает. Это первоначальное состояние сознания называется ава-граха, то есть восприятие объекта. Затем возникает вопрос: «Что это за звук?». Это вопрошающее состояние ума называется иха, то есть вопрос. Далее появляется определенное суждение вроде следующего: «Это звук автомобиля»,— что называется авая, то есть устранение сомнения. И затем то, в чем мы уверены, удерживается в уме, что называется дхарана, то есть закрепление в уме.

Шрута — второй вид обычного познания — понимается преимущественно как познание, получаемое из уст других. Сюда относятся все виды познания, полученные из устного или письменного авторитетного источника. . Но поскольку понимание авторитета зависит от восприятия звуков или написанных букв, то мати предшествует шрута.

 

а) Сьядвада, или теория относительности всякого суждения

Философы джайнизма указывают, что разные виды непосредственного и опосредствованного знания, касающиеся тех или иных предметов, показывают наличие бесчисленного множества характеристик у всякого предмета1.

 

 Суждение, основанное на таком  частичном знании, также называется  «ная» 2. Каждое суждение о той  или иной вещи, суждение, которым мы пользуемся в повседневной жизни, справедливо только с нашей точки зрения и только в том аспекте, в котором мы рассматриваем данный объект.

 

 

Общая формула всех утвердительных суждений символически может быть выражена в следующем виде: «.Некоторым образом S ecmь P>.             

Далее, отрицательное суждение об объекте может быть выражено так: «.Некоторым образом кувшин не находится за пределами комнаты» (имея в виду, что кувшин определенного вида, в данный период времени и т. д. находится не за пределами данной комнаты).

Метафизика джайнизма. Джайнисты утверждают, что каждый познанный нами объект имеет бесчисленное множество признаков. Каждый объект является таким, каков он есть. Например, положительными признаками такого объекта, как человек, являются его рост, цвет, фигура, вес, телосложение, наследственность, семья, раса, национальность, воспитание, занятие, место рождения, дата рождения, привычки, возраст и т. д., а также его бесчисленные связи с множеством других объектов мира. Чтобы полностью познать данного человека, мы должны знать все, чем он отличается от остального мира.  Отрицательные же признаки человека — это то, чего у него нет. Рассматриваем объект в свете его собственных положительных признаков, а также в свете признаков всех других объектов, которые отсутствуют у него, мы обнаружим, что этот объект перестает казаться просто вещью, обладающей лишь ограниченным числом качеств.

 Джаинская концепция субстанции.

Джайнисты, разделяя это общепринятое философское понимание субстанции, указывают, что каждая субстанция имеет два вида признаков — существенные и случайные. Существенные признаки субстанции принадлежат ей до тех пор, пока она существует, ибо без них субстанция перестала бы быть тем, что она есть.

Душа — это обладающая сознанием субстанция, это живое существо. Сознание является сущностью души. . Душа вечна, но она также подвержена изменениям. Отлична от тела, сосуществует с телом, поочередно обитает во многих различных телах.

Неживые субстанции: материя, пространство, время, Дхарма и адхарма – подвижность и неподвижность.

ЭТИКА И РЕЛИГИЯ ДЖАЙНИЗМА. Целью правильного поведения является спасение, которое в отрицательном смысле означает освобождение от душевной зависимости, а в положительном — достижение совершенства.

1. Зависимость души.

Принимает облик того тела, к которому она внутренне стремится. Карма, то есть общий результат прошлой жизни души — ее прошлых мыслей, высказываний и деятельности,— порождает в душе известные слепые желания и страсти, которые ищут удовлетворения. Эти страстные желания души привлекают к ней определенного рода материальные частицы и образуют из них бессознательно желаемое душой тело. Поэтому джайнисты считают душу с ее страстями и силами кармы создателем тела, его действующей причиной, в то время как материя представляет собой его материальную причину.

Как и буддизм, джайнизм представляет собой религию без веры в бога.

 

Философия йога. Эта философия оказывает огромную поддержку тем, кто стремится понять существование духа как независимого начала, свободного от всех ограничений тела, чувств и ума1. Она носит также имя своего основателя и называется системой Патанджали. "Йога-сутра", или "Патанджала-сутра", – первая работа этой философской школы. делится на четыре части (пада). Первая часть, называемая самадхипада, посвящена природе, целям и формам йоги; в ней рассматриваются модификации внутреннего органа (читты) и различные методы достижения йоги.

Вторая часть – садханапада – посвящена крия-йоге (йоге действия): средствам достижения самадхи (сосредоточения), клеша2, то есть духовным состояниям, причиняющим несчастья, плодам действий (карма-пхала) и их мучительной природе, четырехсторонней форме страданий, их причине, прекращению и средствам прекращения страданий.

Третья часть – вибхутипада – дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике, и т.д.

Четвертая часть называется кайвальяпада; она посвящена описанию природы и форм освобождения, рассматривая реальность трансцендентного я и другого мира, и т.д.

Йога признает три источника познания: восприятие, вывод и свидетельство священного писания, признает и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но добавляет к ним веру в бога как верховного Я, отличающегося от других я. Это есть достижение, состояния свободы от всякого страдания и несчастия – освобождение.

 

ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ 

В системе санкхья-йога индивидуальное я (джива) считается свободным духом, объединенным с физическим телом и более тесно связанным с тонким телом, состоящим из чувств, ума-манаса, ego и интеллекта.

 

По своей природе я представляет собой чистое сознание, свободное от ограничений телом и от колебаний ума-читты. Я по незнанию смешивает себя с читтой. Читта является первым продуктом пракрити, в котором элемент саттва, то есть сила проявления, естественно преобладает над силами раджаса и тамаса. Ум-читта по своей сущности лишен сознания, но, находясь вблизи я, он с присущей ему силой проявления отражает сознание я в такой степени, что начинает казаться обладающим сознанием и разумным. Читта отличается от манаса, представляющего собой внутреннее чувство. Когда ум-читта связан с каким-либо объектом через ум-манас, он принимает форму этого объекта. Я признает объекты через модификации ума-читты, которые соответствуют формам познаваемых объектов. Хотя я в действительности не претерпевает никаких изменений, или модификаций, однако ввиду своего отражения в меняющихся состояниях и процессах ума-читты оно должно быть, по-видимому, субъектом изменений и проходить через различные состояния ума-читты, подобно тому как луна кажется движущейся, когда мы видим ее отражение в движущихся волнах5.

 

Сон – это своеобразная душевная модификация (читта-вритти). Он возникает благодаря преобладанию в уме-читте тамаса, а также следующему за этим прекращению бодрствующего состояния сознания и ощущению сновидений. Сон может быть глубоким, без сновидений (сушупти). сон предполагает наличие некоторого сознательного душевного состояния, процесса, в котором ощущается отсутствие познания

если мы хотим добиться освобождения, то мы так или иначе должны сдерживать активность тела, чувств и ума-манаса и, наконец, прекратить все модификации ума-читты. Когда волны эмпирического сознания (карья-читты) утихают и оставляют читту в состоянии совершенного спокойствия (карана-читта), я осознает себя как нечто отличное от комплекса ум-тело, как свободное, бессмертное, самосветящееся сознание. Целью йоги и является достижение этого состояния посредством прекращения функций ума-читты.

 

ЭТИКА ЙОГИ

 

Йога означает прекращение деятельности, модификаций ума-читты. Она не означает какого-либо контакта между единичным я и некоторой другой реальностью, подобной, например, богу, или абсолюту

Имеется пять состояний, или ступеней духовной жизни (читта-бхуми). Читта состоит из элементов саттва, раджас и тамас. Различные состояния читты зависят от степени присутствия и действия в нем этих элементов

Ум-читта постигает природу различных объектов внутри и вне тела, постепенно отрешаясь от них, до тех пор пока совсем не освободится от мысли о каких бы то ни было объектах и не достигнет асампраджнята самадхи, то есть йоги по преимуществу.

 

IV. МЕСТО БОГА В СИСТЕМЕ ЙОГА

Она признает существование бога как теоретически, так и практически. Бог – это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо. Все индивидуальные я в той или иной степени подвержены несчастьям (клеша), порождаемым неведением, эгоизмом, желанием, отвращением и страхом смерти.

 

Поклонение богу является не только частью практического поведения йогина, но служит одним из лучших средств достижения самадхи-йоги, то есть сосредоточения и сдерживания ума. Это объясняется тем, что бог есть не только объект размышления или созерцания, подобно другим объектам, но и верховный властитель, который милостиво удаляет грехи и пороки из жизни верующих и облегчает им достижения йоги

Буддизм

- религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках

до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель

буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии буддизм выступил против значения

внешних форм религиозной жизни, ритуализма и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско- ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных

Истинах

Нравственный идеал буддизма

предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Философские школы  в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм

 

Китай – страна древней истории, культуры, философии. Уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (ХVIII-ХII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существования династии  господствующим было религиозномифологическое мировоззрение.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III вв. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.  Мифы становятся частью истории. Все натурфилософские учения Древнего Китая, таки, как учение о «пяти первостихиях», о «великом пределе» - тайцзи, о силах инь и ян и даже учение о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно-религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о «восми стихиях» и т.д.

Период Чуньцю (9770-476 гг. до н. э.) – Чжаньго (475 – 221 гг. до н. э.) является периодом крупных изменений, когда в китайском обществе происходил переход от рабовладельческого к феодальному строю. Резкая смена общественных формаций привела к возникновению на идеологическом фронте течения, выступавшего за свободу идей, создания новой обстановки «соперничества всех школ», представлявшихся множеством новых философов, в результате чего развитие древнекитайской философии вступило в новый, важный исторический этап. Наблюдавшееся в этот период на идеологическом фронте «соперничество всех школ» началось приблизительно в конце периода Чуньцю, достигло наивысшего рассвета к середине периода Чжаньго и закончилось в конце этого периода.

В «Ши цзи» («исторические записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ: «сторонники учения об инь и ян» (натурфилософы), «школа служилых людей» - жуцзя ( в переводной литературе называемая школой конфуцианцев), «школа моистов», «школа номиналистов» - минцзя (часто называемая также школой софистов), «школа законников» (легистов) – фацзя и «школа сторонников учения о дао и дэ» - даосистов.

Информация о работе Античная философия. Философская мысль Древнего Востока