Творчество Солженицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:16, доклад

Описание работы

Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь
художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.
А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…»

Файлы: 1 файл

Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

     Одна  из главных черт Матрёны – это  доброта и поразительное бескорыстие. Она готова даром работать на других, считая это своим долгом: «она покидала свой черёд дел, шла помогать соседке... не обходилась без Матрёны ни одна пахота огорода». Когда Матрёну звали на колхозные работы, причём бесплатно, она покорно соглашалась, узнавая о времени сбора. «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить!» При этом поразительна совестливость Матрёны. «Лицо Матрёны складывалось в извиняющую полуулыбку - как будто ей было совестно за жену председателя, что та не могла ей заплатить за работу». Матрёна всё готова отдать другим людям.

     Личная  жизнь героини сложилась трагически. Фаддей, возлюбленный Матрёны, пропал на войне, долгое время от него не было весточки, поэтому вышла замуж она за его брата – Ефима. «На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся... Фаддей... из венгерского плена». Горько пришлось Матрёне, сильно полюбила она Фаддея, но ничего уже нельзя было исправить. «Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих!» - так, на мой взгляд, проклял возлюбленный главную героиню. С тех пор в жизни Матрёны стали происходить только несчастья. Бедная женщина схоронила шесть своих детей, не доживших до трёх месяцев, затем без вести пропал на войне муж.

     Выпросила Матрёна у Фаддея и его жены на воспитание девочку, Киру. «Десять  лет она воспитывала её здесь  как родную, вместо своих невыстоявших. И незадолго до меня выдала за молодого машиниста в Черусти. Страдая  от недугов и чая недалёкую смерть, тогда же объявила Матрёна свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти её отдать в наследство Кире».

     В данном рассказе Фаддей является антиподом  Матрёны. Он жадный, злой и бездушный человек, выступающий её косвенным палачом. Именно Фаддей уговаривает героиню досрочно отделить горницу, так как появилась возможность получить земельный участок в Черустях, и необходимо было срочно поставить там домик.

     Нелегко было Матрёне решиться «начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет». Но, несмотря на свой страх, она согласилась. Символично то, что в эти же дни пропала со двора колченогая кошка. Даже погода встала против Фаддеевой затеи: «в тот же день началась метель, затем внезапно потеплело, в один день разом распустило. Две недели не давалась трактору разломанная горница!» Всё это время Матрёна ходила как потерянная.

     Погибла Матрёна из-за людской жадности. Фаддей и тракторист решили перевозить горницу разом на двух санях, но на переезде через железную дорогу трос между первыми и вторыми санями оборвался. В то время как Матрёна и один из Фаддеевских сыновей восстанавливали трос, внезапно появился поезд, ехавший задом, без сигнальных фонарей.  Так и оборвалась жизнь Матрёны и Фаддеевского сына.

     “Нет  Матрёны. Убит родной человек”,— горестно отмечает повествователь. Живя под  одной крышей с этой женщиной, не задумывался он, каким замечательным  человеком она была. Только теперь стал осознавать, что трудолюбива  была, сердечна и как-то особенно бескорыстна. 
В финале рассказа звучит авторский голос, взволнованно-лирический, говорящий о том, что была Матрёна той самой праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни вся земля.

     Александр Исаевич Солженицын – писатель, рожденный  своим страшным временем. И личная, и творческая судьба его – сплошная череда нелегких испытаний и преодолений их. Фронтовик, арестованный в 1945 году, прошедший все круги ада в советских лагерях, свидетель восстания заключенных в Экибастузе в 1952 году, сосланный на вечное поселение в Казахстан, преодолевший смертельную болезнь, изгнанный из родной страны и вновь обретший Родину много лет спустя, Солженицын является символом своей эпохи. 
Особое место в его писательской деятельности занимает рассказ «Матренин двор». Исследователи считают, что современная «деревенская проза» начинается именно с этого произведения. 
Рассказ во многом автобиографичен. Повествование ведется от лица сельского учителя математики, недавно вернувшегося из заключения и осевшего в небольшой деревушке Тальново, в 184 километрах от Москвы. В центре внимания повествователя – трагическая судьба простой русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой.
 

     Рассказ "Матрёнин двор" Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен  и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево Купловского района Владимирской области. 
 
По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом "годков на десять", привычка есть "дважды в день, как на фронте", неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик - человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Не случайно он стремится "затесаться и затеряться в самой нутряной России", обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле "не пекли хлеба", "не торговали ничем съестным". Жизнь деревенской, "нутряной России" оказывается разъеденной ложью, жестокостью. И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. "Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом". Матрёна оказывается "самим символом нутряной России". И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, "что много провёл в тюрьме". Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича "не в еде находить смысл повседневного существования"; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому её нехитрый быт становился и его бытом: "Комнату мы не делили". В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит - красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз. "У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью". Даже после страшной гибели героини её "лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое". Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство - это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она "не имела", у неё "не было", она ни за чем "не гналась". Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она "праведница". У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она "не гналась за нарядами", "не скопила имущества к смерти". В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания. Матрёна была больна, но "не считалась инвалидом", она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне". Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: "Надо будет помочь колхозу"; "Завтра Матрёна придешь мне пособить". Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои "доброжелательные слова". "Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках". 
 
Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния. 
 
Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, - "простота, добро и правда". В своих поисках "нутряной России" герой не находит "идеального" народа с его патриархально - праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, - личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа - "Не стоит село без праведника". 


Информация о работе Творчество Солженицина