Шпаргалка по "Литературе средних веков"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Литература средних веков"

Файлы: 1 файл

Ответы на билеты по литературе средних веков.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Впрочем, не сразу Макбет стал воплощением  зла. Леди Макбет, подобно ему одержимая  безудержным влечением к власти, вдохнула в него свой свирепый дух. Из храбрго военачальника, спасающего государство от врагов, Макбет превращается в деспота, в мрачного тирана, убивающего детей и женщин. Шотландия превращена им в сплошную могилу. Пророчества ведьм, в которое готов был поверить Макбет, оказались обманом. Опустошенный, подавленный, Макбет погибает от руки честного Макдуффа.

Последний период творчества Шекспира

Последний период творчества Шекспира. Шекспир и наше время. Шекспироведение. Шекспир и российская культура В последние годы жизни Шекспир вновь обратился к комедийному жанру, только его поздние комедии «Все хорошо, что хорошо кончается» (1603) и «Мера за меру» (1604) далеки были от карнавального жизнелюбия. Их называют «мрачными комедиями», а пьесы, завершающие его творческий путь, – «трагикомедиями». Одна из них – «Зимняя сказка» (1611).

На острове Богемия живут  королева Гермиона и ревнивый король Леонт. Обезумевший от ревности отец повелевает отнести в лес и оставить там на растерзание хищынх зверей свою новорожденную дочь Пердиту (Утрату). Девочка не погибает, найденная добрым старым пастухом, подрастает в его скромной хижине. Спустя некоторое время она становится женой принца Флоризеля. Тема весны противостоит в пьесе миру темных человеческих страстей.

Последним драматическим произведением  Шекспира была «Буря» (1612). Действие развертывается на безлюдном сказочном острове, который некогда принадлежал старой колдунье Сикораксе и ее отвратительному сыну Калибану. Миланский герцог Просперо лишен трона своим властолюбивым братом Антонио. Оказавшись на безлюдном острове, Просперо силой магических чар вызывает бурю, которая выбрасывает на остров Антонио, ряд придворных, шута, пьяницу-дворецкого, а также Фердинанда, сына неаполитанского короля. Просперо собрал их всех на острове, чтобы развязать трагический узел, завязанный в Милане. Дочь Просперо Миранда полюбила Фердинанда, и герцог благословил их брак.

Маленький остров становится как бы осколком большого шумного мира. Буря превращает остров в круговерть человеческих дел. Сказка завершается благополучным  концом. Между тем зрителя не покидает сознание, что гармония восстановлена  лишь в сказке. Не оттого ли шекспировская «Буря» окутана дымкой печали?

К последнему периоду творчества Шекспира относятся пьесы «Перикл», «Тимон Афинский», «Синберин» и др.

В России Шекспир оказал заметное воздействие на развитие национальной исторической драмы, в первую очередь на пушкинского «Бориса Годунова». Впервые в России истинный смысл шекспировского творчества в целом ряде статей и заметок раскрыл Белинский, заложивший основы для подлинно научного изучения его произведений. Изучение творчества Шекспира получило название шекспироведения. Одним из шекспироведов России был А.А. Аникст.

Пьесы Шекспира не утратили своей  актуальности и в наши дни. Они  до сих пор ставятся на всех театральных  площадках мира. Многие пьесы Шекспира экранизированы.

«Шекспировский  вопрос»

Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

Вот уже сто  лет находится немало сторонников  отрицательного ответа: не был, не мог  быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры». Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из «университетских умов» Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд — права последнего были поддержаны и в России.

Полагали, что  только присущее им образование, положение  в обществе и при дворе, возможность  путешествовать, открывали широкий  обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.

Однако в  пользу Шекспира свидетельствует главный  аргумент: его имя при жизни  появилось на десятках изданий отдельных  пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений (почему при каждом упоминании имени следовало ожидать уточнения, что речь идет об уроженце Стратфорда, а не о ком-то еще?).

Сразу после  смерти Шекспира двое его друзей-актеров  издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?

А как объяснить, что драматург следующего поколения  Уильям Давенант, прекрасно осведомленный  в театральных делах и сплетнях, придумал легенду, по которой получалось, что его мать — «Смуглая леди» сонетов, а сам он — родной сын Шекспира из Стратфорда-он-Эйвон? Чем тут было гордиться?

Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это  не биографическая загадка, а тайна  гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет «негативной способностью» Шекспира, его поэтическим зрением — видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо — свое собственное.

Шекспир завершает  процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

 

26 вопрос Особенности «Северного Возрождения»

Последнее 10-летие 15 века – первая четверть 16 века. Сильное  влияние на духовное развитие. Общая особенность северного возрождения – гуманистическое творчество развертывается в ученом, идеологическом аспекте. Философские споры, теологические проблемы, борьба гуманистов со средневековой схоластикой.

Ярко выраженный религиозный характер. Реформация, Мартин Лютер. Но это только часть эпохи. Германия раздроблена. Первая крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера. Движение крестьянской войны – против папы и феодалов. Мартин Лютер вскоре отходит от Томаса Мюнцера, тот погибает.

4 направления.  Первое связано с деятельностью  ученых-гуманистов. Они критиковали  римскую католическую церковь.Иоганн  Рейхлин, Эразм Роттердамский. 

Второе связано  с деятельностью писателей, с  движением реформации – Мартин Лютер, Ульрих фон Гуттен.

Третье –  бюргерская литература (городская): Себастьян  Брант («Корабль дураков») и майстерзингеры – Ганс Сакс (сапожник), лирик, известный  поэт.

Четвертое связано  с безымянным народным творчеством  – немецкие народные книги. «О Тиле Ойленшпигеле», «О роговом Зигфриде», «О докторе Фаусте», «Книги о Шильдбюргерах» - анекдоты о пошехонцах.

Сатирическое  начало немецкого возрождения. Литература о глупцах. Жанр популярен. Себастьян  Брант 1724- «Корабль дураков». Подходит к человеческой природе слишком по-средневековому, хотя и критикует церковь. Но применяет церковные догматы. Образ корабля-государства. Картина Иеронима Босха «Корабль дураков».

Очаги гуманизма  – в университетах. Раньше всех –  ученые Эрфордского универа, затем  Тюбнгемского (там преподавал Бебель). Календари Бебеля. Им противостоит Кёльнский универ.

Специфика “Северного Возрождения”. Немецкий гуманизм.

1.В 16 в Германия  испытывала влияние Франции (рядом  с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того, в то время Германия находилась под деспотическим правлением династии Гагсбургов (+завесила от папы). Но в 15-16 веке начинают появляться буржуазные отношения в феодальном обществе, что влечёт к быстрому и колоссальному экономическому подъёму. Развивается, однако, Германия не так быстро и равномерно как Италия, Франция или Нидерланды. В Германии началась некая политическая раздробленность из-за того, что одни города развивались быстрее других. Но и те и другие были лишены выхода к мировому рынку. Ситуация и правда противная – князья наживают состояния за счёт императора, но низшие слои общества разорялись и теряли свою политическую самостоятельность. Это повлекло за собой ряд крестьянских восстаний. В это же время, пусть не все, но растут города. Подъём городов, и развитие городской культуры во второй половине 16в являются основной предпосылкой возникновения гуманизма в Германии. Благодаря, правда, остальным факторам, гуманистическое движение не получает здесь такого размаха как в Италии.

2. Среди титанов  возрождения нет немцев. В Германии гуманисты не интересуются всесторонним развитием человека, они замкнуты на изучении античности, филологии и т.п. В Германии существует УЧЁНЫЙ ГУМАНИЗМ. Главными гуманистическими центрами в Г., являлись южные города, связанные с Италией торговлей (Страсбург, Нюрнберг и др.). Повлияло на Нем. Гуманизм и создание университетов (кружок гуманистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом). Литература немецкого гуманизма написана большей частью на немецком языке (интеллигенции нет дела до широких масс).

3. Среди нелатинских  поэтов выделяются Конрад Цельтис  («немецкий Гораций) и Генрих  Бебель, чьи короткие комедии  по подобию итальянских новелл  и французских фаблио «Фацетии»  пользовались огромной популярностью. 

4. Крупнейшим представителем нем гуманизма был Иоганн Рейхлин, богослов, философ, историк, блестящий филолог и знаток тдревних языков. Написал комментарии к Ветхому завету, что положило начало более подробному изучению святых книг. Церткви это не очень – то понравилось и она решила отдать Рейнлиха под суд, ему стали писать сочувственные письма, которые он издал в сборнике под названием: «Письма тёмных людей» (1514), что стало блестящим оразцом боевой сатиры эпохи гуманизма. Книга имела огромный успех и свидетельствовала о надвигающейся реформации.

Ульрих Гуттен происходил из старинной рыцарской, но обедневшей семьи. Сбежал из монастыря, куда его отправил учиться отец, мечтая посвятить себя гуманитарным наукам. Он ипринял участие в составлении  второй части «Писем» Рейнлиха и напечатал найденную им рукопись итальянца Лоренцо Валы «О ложности дара Константина». Против папы и католической церькви написал «Диалоги» в духе Лукиана. Хорошо отнёсся к реформации, но видел в ней прежде всего не церковную, а национально-духовную революцию.

Непосредственным  призывом к борьбе против римского влияние, является «Жалоба и увещение против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного  духовенства. Написана уже на немецком языке.

28-30 вопросы   3.Литература эпохи Возрождения в Испании. «Дон Кихот» Сервантеса.

1.Литература  Возрождения в Испании 

Литература  Возрождения в Испании, ее своеобразие, связь с социально-политическими, идеологическими процессами. Романы плутовские, рыцарские, пасторальные

В начале 16 в. Испания  представляла собой одну из самых могущественных и обширных государств Европы. Испанские конкистадоры захватили в Америке ряд богатых владений.

Испания становится огромной колониальной державой. Но испанский  абсолютизм не был способен создать  условия, которые благоприятствовали бы успешному экономическому развитию страны. Сравнительно кратковременно оказался расцвет испанских городов.

Невыносимо  тяжелым было положение крестьянства. В 1588 г. едва спаслась от полной гибели «Непобедимая Армада». Огромную мрачную роль в жизни Испании играла католическая церковь. Инквизиция была вездесуща и беспощадна, стремясь пресечь и искоренить любое проявление вольномыслия.

Первые ростки испанского Возрождения возникли еще  в 15 в. Испанский гуманизм был лишен  резкой антиклерикальной тенденции, в испанской поэзии и драматургии 16 в. широко разрабатывались религиозные темы. Католическая Испания была страной, мало подходящей для расцвета гуманистической философии, зато испанская литература достигла поистине замечательного расцвета. Огромное внимание уделялось человеку, его чувствам, страстям, нравственным возможностям. Зато мир буржуазного стяжательства, основанный на корысти и эгоизме, не вызывал особых симпатий. Не ускользали от писателей темные стороны испанской жизни, порожденные развитием страны: трагические социальные противоречия, массовая нищета и обусловленный ею рост преступности, бродяжничества и т.д.

В Испании этой поры наблюдается более богатое, чем в какой-либо другой стране, развитие романа. Старейшим является ренессансно-рыцарский роман. Он находит известную аналогию в итальянском героико-романическом эпосе конца 15 – начала 16 в. Рыцарские романы нового типа перекликались с современностью. Они звали на смелые предприятия, военные подвиги, увлекая в чудесные, неведомые страны. Самый знаменитый из этих романов – «Амадис Галльский» (начало 14 в.). Романы эти имели в Испании необычайный успех. Такое увлечение встревожило общественное мнение. Карл 1 издал указ, воспрещавший печатание этих романов. Успех жанра длился до самого конца 16 в., когда стало ясным банкротство государственной политики Испании. Сам Сервантес восстал против нелепой фантастики и отсутствия правдивого изображения человеческих чувств в этих романах. В качестве образца он написал рыцарский роман «Персилес и Сихизмунда» (1612).

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе средних веков"