Шпаргалка по "Литературе средних веков"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Литература средних веков"

Файлы: 1 файл

Ответы на билеты по литературе средних веков.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Для новелл Боккаччо характерно искусство психологического анализа героев, реалистический стиль прозы. Боккаччо создал в «Декамероне» классический тип итальянской новеллы, получившей дальнейшую разработку у его многочисленных последователей.

9 вопрос Клерикальная (письменная) литература на латинском языке, ее жанры и виды. «Каролингское Возрождение», его представители

В продолжение  всего периода, предшествующего  возникновению городской литературы (до конца 12 – 13 в.) наряду с народной поэзией развивалась поэзия клерикальная.

До 12 века школьная образованность была монополией духовенства, и грамотностью обладали лишь клирики  и те немногие светские лица, которые  обучались в монастырских и епископских  школах. Эти грамотеи были единственными  в те времена носителями «просвещения»; их литературное творчество, посвященное значительной мере религиозным сюжетам не исчерпывалось ими. Оно включало разнообразную тематику, так или иначе связанную со школьной наукой и какими-либо знаниями.

Клерикальная  литература культивировалась во всех станах параллельно на латинском и на местных живых языках. Видное место в клерикальной литературе занимали жития святых и иного рода религиозные легенды, циркулировавшие во множестве вариантов как на латинском, так и на всех языках, переходя из страны в страну.

Жития святых довольно разнообразны по своему содержанию. Можно  различить 3 основные группы их.

1) Жития, проникнутые  аскетической идеей (жизнеописание  святых, подвергавших себя всевозможным  лишениям или истязаниям). Из них  особенно популярно было житие св. Алексея, сложившееся на Востоке, переведенное с сирийского языка на греческий, затем с греческого на латинский. Стихотворное «Житие св. Алексея» - один из наиболее ранних памятников старофранцузской поэзии (11 век).

2) Жития миссионеров, обращавших разные племена в христианство. Таковы были англосакс Бонифаций (8 век), распространивший христианство в Германии, и ирландец Колумбан (6 – 7века), отправившийся в Галлию, чтобы основать там монастыри.

3) Посвящена  подвигам человеколюбия и защите угнетенных (о св. Германе 5 век).

Многие жития  святых, обогатившиеся романтическим  вымыслом чисто светского, отчасти  фольклорного происхождения, являются предшественниками рыцарской повести  и романа (жития Георгия Победоносца). С середины 12 века в связи с развитием в это время культа богоматери появляются в большом количестве рассказы о чудесах, совершенных ею. Многие из этих легенд проникнуты человеколюбием, сочувствием всем страдающим и униженным.

Чрезвычайно распространены были сказания эсхатологические, т.е. посвященные вопросу о посмертной судьбе человека. Сюда относится латинское житие св. Брендана (10 век).

Другой еще  более популярной темой было изображение  загробной жизни, разработанное  в целом ряде латинских «видений» - Павла, Макария, Патрика и др.

Значительное  место в клерикальной литературе занимает церковная драма, выросшая непосредственно из богослужения.

Попытку возродить  латинскую поэзию предпринял в конце 8 века Карл Великий. Им руководило при  этом стремление укрепить идею императорской власти, возрожденной им на новых началах и обосновать ее законность, связав с традициями римской империи и римской культуры. Карл собрал при своем дворе число ученых и писателей из различных областей империи. Виднейшими участниками так называемой «Академии Карла Великого» были англосакс Алкуин, лангобард Павел Диакон, Франк Ангильберт и др. Целью этой латинской школы было выражение современных чувств и тем в античной форме.

Алкуин свою поэму о  князьях и епископах Йоркских пишет по образцу Вергилия. Поэма Ангильберта, изображающая жизнь и деяния Карла, полна античных отзвуков и мифологических мотивов. Столица Карла Аахен именуется «вторым Римом». В целом эта поэзия при всех ее культурно-просветительных устремлениях имеет узко аристократический характер, и на общий литературный процесс эпохи она не оказала значительного влияния.

12 вопрос  XV – XVI вв. – величайший прогрессивный переворот в истории Западной Европы, его социальные основы. Формирование новой гуманистической культуры, литературы. Важнейшие черты ренессансного гуманизма, его идеи

С середины 14 в. в Италии начинается широкое культурное движение, обусловленное  зарождением капиталистических  отношений в недрах феодального  общества. Это движение принято называть Возрождением, или Ренессансом. Начавшись в Италии, которая была родиной капиталистического производства в Европе, оно распространяется со второй половины 15 в. в других европейских странах, постепенно приобретая общеевропейский размах и значение.

Существом культуры Возрождения, ее объективным историческим смыслом является начало идеологической борьбы с феодализмом и всеми его проявлениями в религии, философии, науке, литературе и искусстве. Культурные деятели этой эпохи, представители новой, светской интеллигенции, вели непримиримую борьбу с теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, характерным для эпохи феодализма. Они стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от стеснительной опеки религии и церкви. Они прославляли радости земной жизни, стремились критически разобраться в окружающем и анализировать как внешний, так и внутренний мир человека. Они называли себя гуманистами (от лат. слова humanus – «человеческий»), подчеркивая этим словом светский характер создаваемой ими культуры, ее устремленность к удовлетворению чисто человеческих, земных интересов. Весьма характерной чертой деятельности гуманистов эпохи Возрождения являлось «открытие и человека», страстная жажда знания, стремление к открытиям и изобретениям во всех областях жизни. На этой основе развивается у гуманистов материалистическое восприятие природы.

Разложение феодального  мира создало пестрый и исторический фон и открывало широчайший простор  для проявления деятельности человеческой личности. Люди Возрождения были уверены в возможности ее бесконечного развития и беспредельного утверждения. Переломный характер данной эпохи, когда пути дальнейшего развития еще далеко не были ясны, поддерживал в них эту иллюзию. Отсюда блистательный оптимизм этой эпохи, пронизанной пафосом освобождения человечества от экономического и идеологического рабства феодализма. Это был героический период рождения буржуазного общества в недрах разлагающегося феодального мира.

Крупнейшие мыслители  и художники отражали мечту народных масс об освобождении человека от тяготевших над ними феодальных оков, а также  движение этих масс, направленное против рождавшегося в эту эпоху нового, капиталистического гнета и эксплуатации. Это придавало широкий народный резонанс деятельности величайших писателей Возрождения, делало их гуманистами в самом лучшем и широком значении слова. Борясь с традицией феодальной культуры, люди Возрождения обращались к изучению античной литературы и искусства, свободных от узости и ограниченности, присущих феодально-монашеской культуре. Правда, использование античных писателей встречалось уже в период раннего средневековья, но характер этого использования был совершенно иным, чем в литературе Возрождения. Писатели Возрождения стали читать и изучать цельные произведения античных авторов и стали обращать внимание на самое существенное в этих произведениях – на их светский, языческий дух, на их идеи и образы, столь отличные от идейно-образной системы произведений феодального средневековья.

В целом люди Возрождения  брали из античной литературы то, что  помогало им расширять свой умственный кругозор и устанавливать объективный  подход к вещам. Такое учение у  великих античных писателей и  мыслителей, в основе которого лежало стремление проникнуться их духом, их образом мыслей, помогало людям Возрождения преодолевать мистико-аскетическое мировоззрение средних веков и закладывать прочный фундамент новой науки, искусства и литературы. В этом и заключается великое прогрессивное значение той громадной работы по изучению античной культуры, которая была проделана гуманистами эпохи Возрождения. Весьма существенную помощь людям Возрождения в их борьбе за самоопределение человеческой личности оказывало обращение к народному творчеству, к фольклору, к народной мудрости и, в частности, к народным оценкам общественных отношений. Именно здесь гуманисты Возрождения могли найти еще более яркое, чем у писателей античного мира, выражение идей справедливости, равенства, свободы от всякого принуждения и от всяких предрассудков, подлинной жизнерадостности и признания естественности человеческих инстинктов. Будучи широким идейным и культурным движением, наложившим отпечаток на различные области жизни и творчества, гуманизм способствовал и радикальной перестройке средневековой школы и педагогики. Веря в исконную доброту человеческой природы, гуманисты отвергли аскетическое направление в средневековой педагогике. Они повели борьбу со схоластикой в педагогике, решительно отвергли принцип подчинения науки и философии богословию, выдвинули положение о всестороннем развитии человеческой личности во всем разнообразии ее духовных и физических свойств. Леонардо Бруни в своем трактате «О воспитании юношей» высказал мысль о необходимости уравновесить умственное и физическое воспитание. Он же первый заговорил об индивидуальном подходе педагога к учащимся – соответственно их психическим свойствам способностям. Бруни отводил важное место эстетическому воспитанию, обучению основным видам искусства. Он впервые серьезно задумывается и над проблемой женского воспитания.

Гуманистам далеко не сразу  удалось провести свои педагогические теории в жизнь. Им приходилось преодолевать самое упорное сопротивление  педагогов схоластического толка. Первая гуманистическая школа была основана Витторино да Фельтре в Мантуе в 1425 г. Она была названа «Домом радости», потому что Витторино стремился придать ученью характер удовольствия, а не принудительной зубрежки. Вслед за реформой школы гуманисты занялись также реформой высшего, научного образования. Италия уже в ранний период средневековья опередила в этом отношении все страны Европы. Первые высшие школы средневековой Европы возникли в итальянских городах.

15 вопрос Возрождение в Италии. Его основные этапы, их своеобразие, наиболее видные представители

Родиной всего европейского Возрождения  явилась Италия, потому что в Италии создались крепкие социально-экономические  предпосылки для возникновения  этого движения, заключавшиеся в  раннем расцвете городов и новой  городской культуры. При этом, однако, наблюдается некоторое запаздывание явлений идеологического порядка по сравнению с процессами социально-экономического развития страны. Только на грани 13 и14 вв. в творчестве величайшего поэта Италии Данте проявляются отдельные черты Ренессанса. Самое же движение Ренессанса начинается в 15 в. у писателей следующего за Данте поколения.

Первый этап итальянского Возрождения  приходится на 15 в. Это время отмечено в политической жизни Италии продолжающимся господством свободных городских  коммун, которые переживают, однако уже пору своего разложения. Рост капиталистических отношений порождает новые, значительно обостренные, по сравнению с 13 в., формы классовой борьбы между имущими и неимущими слоями городского населения, которые превращаются в эксплуататоров и эксплуатируемых. Страх буржуазии перед начинающимися в городах народно-революционными движениями вызывает переход ряда итальянских городов-государств от республиканского строя к монархическому – к принципату. Такой переход совершается в Милане, Вероне, Ферраре и др. городах. В целом же культурная и литературная жизнь Италии еще связана с городскими коммунами. Это придает особый народно-демократический характер раннему Возрождению.

В деятельности великого предшественника Возрождения  Данте и первых итальянских гуманистов Петрарки и Боккаччо народные и ученые элементы переплетаются и взаимно оплодотворяют друг друга, причем вторые еще не подавляют и не оттесняют первых. Самое обращение к античности, возникающий у Петрарки культ классической древности являются не прихотью образованных людей, оторванных от народной жизни. Напротив, оно вырастает в качестве ответа на запросы широких кругов итальянского общества, притом вырастает на почве никогда, в сущности, не прерывавшейся в Италии латинской культурной традиции.

В 15 в. общее  направление и содержание литературы гуманистов решительно видоизменяются вследствие значительных изменений  в социально-политической структуре  итальянских городов. Гуманисты 15 в. теряют связь с народным движением, они борются с ранним гуманизмом, связанным с культурой свободных городов и частично еще проникнутым средневековыми традициями. Антидемократические настроения выражаются в пренебрежении к итальянскому языку, заменяемому латинским.

Однако  прежде всего гуманисты 15 в. гораздо более последовательно отходили от традиций феодального средневековья и присущей ему религиозной идеологии. Они были писателями, более скептически настроенными к христианству, чем Петрарка и Боккаччо. Так в своеобразных условиях итальянской жизни 15 в. развилась и созрела основная идея ренессансного гуманизма – идея раскрепощения автономной человеческой личности. Второй этап. Период высшего расцвета гуманизма, в его новом аспекте, связан с большим ущербом для литературы на национальном языке. В течение значительной части 15 в. господствует литература на латинском языке; античная традиция оттесняет национальную, которая начинает возрождаться лишь в самом конце 15 в. Особое место занимает Флоренция времен Лоренцо Медичи, в которой делается попытка примирить античную и национальную традиции. Главным достижением Лоренцо и его кружка было Возрождение итальянской литературы, значительно обогащенной за счет латинской литературы гуманистов.

Третий  этап литературы итальянского Возрождения  – 16 в., являющийся началом длительной феодально-католической реакции, обусловленной экономическим и политическим упадком Италии. В обстановке феодально-католической реакции в Италии происходит кризис гуманистической культуры. Литература постепенно теряет свою былую содержательность, свои реалистические устремления; в ней воцаряются формализм и подражательство великим писателям античности и раннего Возрождения. Однако процесс этот происходит далеко не сразу и не прямолинейно.

Гуманисты в узком значении слова: эти люди, отдававшие все свои силы и всю свою жизнь изучению древнего мира, настолько погружались в изучение обожаемой ими античности, что совершенно пренебрегали своим родным языком и писали исключительно по-латыни. Такого рода космополиты, несмотря на свою образованность, мало содействовали национальному культурному развитию. Это многие итальянские гуманисты 15 в., а также Рейхлин в Германии, ранние французские и английские гуманисты.

Гуманисты в широком значении слова: это  люди, которые воспитывались на античных образцах, но видели в них не самоцель, а только подспорье для достижения своей основной цели. В применении к их деятельности слово «гуманизм» приобретало свое основное значение – «человечность», в смысле утверждения свободы и прав человеческой личности. Такими гуманистами являлись все великие писатели позднего Ренессанса, итальянские и иностранные, – Ариосто, Сервантес, Рабле, Шекспир.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе средних веков"