Шпаргалка по "Литературе средних веков"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Литература средних веков"

Файлы: 1 файл

Ответы на билеты по литературе средних веков.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Будучи широким идейным и  культурным движением, наложившим отпечаток  на различные области жизни и  творчества, гуманизм способствовал  и радикальной перестройке средневековой  школы и педагогики. Веря в исконную доброту человеческой природы, гуманисты  отвергли аскетическое направление в средневековой педагогике. Они повели борьбу со схоластикой в педагогике, решительно отвергли принцип подчинения науки и философии богословию, выдвинули положение о всестороннем развитии человеческой личности во всем разнообразии ее духовных и физических свойств. Леонардо Бруни в своем трактате «О воспитании юношей» высказал мысль о необходимости уравновесить умственное и физическое воспитание. Он же первый заговорил об индивидуальном подходе педагога к учащимся – соответственно их психическим свойствам способностям. Бруни отводил важное место эстетическому воспитанию, обучению основным видам искусства. Он впервые серьезно задумывается и над проблемой женского воспитания.

Гуманистам далеко не сразу удалось  провести свои педагогические теории в жизнь. Им приходилось преодолевать самое упорное сопротивление педагогов схоластического толка. Первая гуманистическая школа была основана Витторино да Фельтре в Мантуе в 1425 г. Она была названа «Домом радости», потому что Витторино стремился придать ученью характер удовольствия, а не принудительной зубрежки. Вслед за реформой школы гуманисты занялись также реформой высшего, научного образования. Италия уже в ранний период средневековья опередила в этом отношении все страны Европы. Первые высшие школы средневековой Европы возникли в итальянских городах.

Итальянские университеты были организованы по образцу цехов и ревностно  оберегали свою автономию от посягательств  со стороны церкви и светских властей. На первом месте в них стояло изучение не богословия, а права и медицины, т.е. практических, опытных дисциплин.

Блестящие достижения в области  астрономии, математики, физики, а также  естественных наук сделали эпоху  Возрождения периодом расцвета не только гуманитарных знаний, но и наук о  природе. Именно итальянские гуманисты выдвинули идеал «универсального человека» (homo universale), обладающего основными познаниями во всех облястях культуры. Такими универсальными людьми итальянского Возрождения были Леоне-Баттиста Альберти и особенно гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи, проложивший новые пути буквально во всех областях науки и художественной культуры. Присущая Ренессансу идея универсализма привела также к мысли о культуре общечеловеческой, преодолевающей узкие рамки стран и наций.

Весьма существенным явлением культуры итальянского Ренессанса явился пересмотр вопроса о женщине, ее правах, положении в семье и обществе. Женская эмансипация, конечно, была лишь частичной, поскольку речь шла только о приобщении женщины высших классов к культурной жизни, об ее освобождении от средневековых домостроевских рамок; вопрос о социальной эмансипации, о приобщении женщины к политической жизни еще не стоял на очереди. Но даже такая общественно ограниченная эмансипация имела большое историческое значение, ибо она привела к расширению круга образованных людей, дав женщине возможность заняться искусством, наукой и литературой. Уже в середине 15 в. появляется новый тип женщины-гуманистки, свободно владеющей латинским языком, причастной к научной и литературной жизни эпохи.

16 вопрос  Возрождение в Италии 15 – 16 вв. Маттео Боярдо и его поэма «Влюбленный Роланд». Лодовико Ариосто и его поэма «Неистовый Роланд»

Маттео Боярдо (1434 – 1494) – происходил из знатного феодального рода, был превосходным знатоком произведений античных авторов. Самое выдающееся произведение Боярдо – неоконченная героико-романтическая поэма «Влюбленный Роланд». Заимствовав фабулу своей поэмы из каролинского эпоса, Боярдо обрабатывает ее в духе романов Круглого стола. Эта поэма является настоящим кодексом рыцарской чести. Главными пружинами действия Боярдо является любовь, ревность, соперничество, женская хитрость. В центре «Влюбленного Роланда» стоит образ Роланда, влюбленного в красавицу Анжелику. Одного ее слова достаточно, чтобы заставить Роланда совершать самые невероятные подвиги. Он попадает в заколдованный сад, волшебный грот феи Морганы, всупает в бой с великанами, колдунами и драконами. Однако все усилия Роланда тщетны: Анжелика влюблена в его двоюродного брата Ренальдо, который к ней холоден. Эти противоречивые чувства вызваны тем, что Ренальдо и Анжелика напились воды из волшебных источников. Боярдо снимает с героев и героинь идеализирующий покров. Его ирония разрушает то идеальный рыцарский мир, который он сам же и выстроил.

Лодовико Ариосто (1474 – 1533) – его отец был комендантом  крепости; потеря отца заставила его  искать службы при дворе, которая  мало гармонировала с его независимым  образом мысли; в течение 15 лет  он состоял на службе у кардинала  Ипполито Эсте.

Основным художественным произведением Ариосто является «Неистовый Роланд». Ариосто рисует здесь блеск и внешнюю красоту итальянской придворной жизни. Поэма Ариосто как продолжение поэмы Боярдо. В сложном сюжете «Неистового Роланда» можно выделить три основные темы:

1) война императора  Карла и его паладинов с  сарацинами;

2) история любви  Роланда к Анжелике и причина  его безумия; 

3) история любви  молодого сарацинского героя  Руджеро к вионственной деве  Брадаманте, сестре Ренальдо.

Основным стилистическим мотивом «Неистового Роланда» является ирония. Основной художественной задачей Ариосто являлся показ величия, богатства, многообразия и красоты земной жизни, светлой, гармонической картины мира, населенного радостными, прекрасными образами. Поэма оказала большое влияние на развитие европейской поэзии, в особенности жанра шутливой поэмы.

Кризис  гуманизма в Италии и его отражение  в поэзии Торквато Тассо

Кризис гуманизма  отчетливо обнаруживается к концу 16 в. и связан с наступлением феодально-католической реакцией. Ее причиной была «революция мирового рынка», порожденная открытием Америки и морского пути в Индию, переместившими пути мировой торговли со Средиземного моря на Атлантический океан. Активность итальянского торгового капитала быстро падает. Экономический упадок Италии вызывает ее политическое ослабление. Феодальная реакция естественно порождает католическую. Решительное подавление свободной мысли снижает идейный уровень гуманистической интеллигенции.

Весьма типичным для итальянской литературы 16 в. жанром, отражающим кризис гуманистической культуры, является пастораль. Изображая в идеализированных тонах блаженную жизнь пастухов и пастушек на лоне сельской природы, пасторальные поэты 16 в. противопоставляют эту беспечную сельскую жизнь городской жизни с ее социальными противоречиями, нуждой и горестями. Начало пасторальной моде положил Якопо Саннадзаро, прославившейся пастушеским романом «Аркадия».

16 в. является  в Италии веком расцвета «петраркизма».  Инициатором обращения итальянских  поэтов 16 в. к подражанию Петрарке был основоположник поэтики позднего Ренессанса кардинал Пьетро Бембо. Никколо Макиавелли – знаменитый флорентийский писатель и государственный деятель, автор трактата «Государь» (1513), исторических трудов «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» и «История Флоренции», трактата «О военном искусстве», аллегорической поэмы «Золотой осел», новеллы «Бельфагор – архидьявол» и двух комедий – «Клиция» и «Мандрагора».

Весьма значительный вклад в европейскую литературу сделала Италия в области театра. Пионером гуманистического театра был римский профессор Помпонио Лето, восторженный почитатель античности, сделавший первую попытку постановки античных комедий и трагедий. Первым трагическим поэтом Италии был Триссино, автор «Софонисбы» - трагедии из римской истории с сюжетом, заимствованным из Тита Ливия и обработанным согласно правилам «Поэтики» Аристотеля. Новый этап в развитии трагедии начинает Джеральди Чинтио. В «Орбекке» он утверждает новеллистическую тематику, трактуемую в тонах кровавой мелодрамы по примеру римского драматурга Сенеки. Создателем итальянской комедии был Ариосто. С середины 16 в. комедия застывает в штампах. Реалистическое сатирическое содержание комедии отступает на задний план перед поверхностной развлекательностью. Параллельно упадку литературной комедии во второй половине 16 в. расцветает новый жанр народной импровизированной комедии масок, получившей наименование «комедии дель арте».

Процесс разложения ренессансной культуры под натиском феодально-католической реакции достигает  своей высшей точки в конце 16 в. На конце инквизиции погибает астроном и писатель Джордано Бруно, длительным и жестоким преследованиям подвергается великий ученый Галилео Галилей.

Торквато Тассо (1544 – 1595) отразил с наибольшей полнотой крушение и распад гуманизма в исторических условиях того времени. Он родился в семье известного эпического поэта, получил блестящее классическое образование. Под непосредственным воздействием Ариосто возникла первая юношеская поэма Тассо «Ринальдо», в которой он обработал рыцарский фантастический сюжет согласно правила классической поэтики. Мастерство лирического поэта проявилось также в знаменитой пасторальной драме «Аминта» (1573).

Идея «Аминты» сводится к провозглашению могущества любви и тщетности сопротивления  ей. Самое знаменитое произведение Тассо – «Освобожденный Иерусалим» (1575). Тема поэмы – осада и взятие крестоносцами Иерусалима – имела политическую актуальность в связи с водворением в Европе турок, закрывшем итальянской торговле выход на Восток. С другой стороны, изображенная в поэме борьба христиан с «неверными» ассоциировалась в сознании современников Тассо с происходившей в то время борьбой католицизма с Реформацией. Всеми наиболее ценными сторонами своего творчества Тассо связан с традициями литературы итальянского Ренессанса, который он оказался бессилен преодолеть и заменить новыми.

17 вопрос 1.Литература  эпохи Возрождения во Франции 

Возрождение во Франции имело для  своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в общественно-политических условиях обеих стран были существенные различия. Во Франции господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

В пору роста французского абсолютизма  буржуазия также очень усилилась. Часть буржуазии одворянилась, скупив земли разорившихся дворян. Она занималась главным образом ростовщической деятельностью. Одновременно наблюдается известное ослабление дворянства, которое принимает все меньше участия в хозяйственной жизни страны и ведет паразитарное существование. Тем не менее дворянство продолжает сохранять командные позиции.

Из всего этого вытекает некоторая  отсталость французской буржуазии  и слабое ее участие в гуманистическом  движении. Гуманистические идеи нашли  значительную поддержку в передовых  кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии. Сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска 1 (1515 – 1547). Итальянские походы очень расширили культурные сношения между двумя народами. Начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п.

Параллельно шло углубленное изучение древности. Франциск I велел издать переводы сочинений Фукидида, Ксенофонта и др. Он заказал перевод поэм Гомера и убедил Амио начать его  знаменитый перевод «Жизнеописаний» Плутарха.

Франциск I хотел лично возглавить французское Возрождение, чтобы  направлять его и держать под  своим контролем. В 1530 г. возник Коллеж де Франс, который сразу же стал цитаделью  свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбы французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, в начале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

В истории французского протестантизма надо различат два периода – до середины 1530-х гг. и после. Первыми протестантами Франции были разрозненные интеллигенты гуманистического образа мысли. Выдающийся математик и эллинист Лефевр д'Этапль (1455 – 1537) выдвинул два положения, ставшие затем основными для протестантизма всех толков: 1) оправдание верой, 2) «священное писание» как единственная база религиозного учения. Несколько последователей Лефевра было казнено, и ему самому пришлось на время бежать за границу. Казни протестантов и свободомыслящих гуманистов стали обычными явлениями.

В это самое время французский  протестантизм вступает во вторую свою фазу. Его главой становится Жак  Кальвин (1509 – 1564).

Буржуазная сущность Реформации отчетливо  выступает в учении Кальвина, который  рекомендует бережливость и накопление богатств, оправдывает ростовщичество и допускает даже рабство. Основой доктрины Кальвина являются два положения – о «предопределении» и о невмешательстве бога в жизнь мира, подчиненную незыблемым законам. Согласно учению о «мирском призвании» последователей Кальвина каждый должен стремиться извлечь из своей профессии как можно больше прибыли и выгоды. В учении о «мирском аскетизме» предписываются бережливость и умеренность в удовлетворении своих потребностей ради приумножения своего имущества. Г

уманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями (католики, протестанты), но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства (Ронсар и участники «Плеяды»), но большинство из них не могло мириться с узостью мысли и суевериями католицизма. От кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, фанатизм. Но все же рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность привлекали к нему многих гуманистов (Аггриппа д' Обинье, Маро).

Для писателей французского Возрождения  по сравнению с раннесредневековыми  авторами характерно чрезвычайное расширение горизонта, большой охват умственных интересов. Величайшие из них приобретают  черты типичного для Ренессанса «универсального человека». Самый яркий пример – творчество и деятельность Рабле.

Типические черты – стихийный  материализм, восприимчивость ко всему  вещественному и чувственному, культ  прекрасного, забота об изяществе формы. Рождаются новые жанры и трансформируются старые. Появляется колоритная и реалистически разработанная новелла (Маргарита Наваррская, Деперье), своеобразная форма сатирического романа (Рабле), новая манера в лирике (Маро, Ронсар, «Плеяда»), зачатки светской ренессансной драмы (Жодель), анекдотически-нравоописательный тип мемуаров (Брантом), гражданская обличительная поэзия (д' Обинье), философские «опыты» (Монтень).

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе средних веков"