Алдар - Косе и Робин Гуд: сравнительная характеристика образов двух народных героев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев казахских и английских легенд.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
определить понятие «легенда», выявить его жанровые особенности, его место в фольклоре;
изучить и сравнить образы Алдара-Косе и Робин Гуда;
рассмотреть и сравнить страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд;
выяснить, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1. ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ
Понятие легенды
Воспитательный аспект легенд
5


ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ АЛДАРА-КОСЕ И РОБИН ГУДА
12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Робин Гуд окончательный.doc

— 397.00 Кб (Скачать файл)

Алматы  қаласы Білім беру Департаменті

Алматы  қалалық білім беру жүйесі мамандарының біліктігін көтеру

және  қайта даярлау институты

 

Департамент образования города Алматы

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров

системы образования

 

 

 

 

 

Гимназия № 132

 

 

 

КАЗАКОВА  ВИКТОРИЯ

11 «А»  класс

 

  АЛДАР-КОСЕ И РОБИН ГУД: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБРАЗОВ ДВУХ НАРОДНЫХ ГЕРОЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Секция: литература

 

Научные руководители:

Полтушева Гульнара Якубовна,

учитель английского  языка гимназии №132

Шеина Вера Николаевна,

  учитель английского языка гимназии №132

 

 

 

 

 

 

 

Алматы,

2011 год 


Оглавление 

 

       Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

   

ГЛАВА 1. ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ

    1. Понятие легенды
    2. Воспитательный аспект легенд

5

 

   

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ АЛДАРА-КОСЕ И РОБИН ГУДА

12

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

21

ПРИЛОЖЕНИЕ

22

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данного исследования заключается во все больше возрастающем культурном и политическом сотрудничестве народов мира, в том числе казахов и англичан; в возможности по завершению проекта иметь достоверное представление о национальном характере англичан, что позволит обрести уверенность и доверие в дальнейшем взаимодействии двух стран. Актуальность обусловлена также недостаточной разработанностью в современной научной литературе темы влияния национальных фольклорных традиций на современную культурную практику.

Изучение фольклора страны позволяет не только заглянуть в ее прошлое и понять причины тех или иных современных явлений культуры, но и строить на этом основании достаточно обоснованные прогнозы развития страны в будущем. Но в современных условиях постоянно расширяющегося международного сотрудничества важнее другое: исследование фольклора страны дает возможность глубже почувствовать национальный характер данного народа – а значит, эффективнее общаться друг с другом. Много лет изучая английский язык, мы заинтересовались национальным характером англичан.

Объектом данного научного исследования являются образы двух народных героев на примере легенд об Алдаре-Косе и Робин Гуде.

Предметом исследования являются национальные особенности, страхи, мечты, идеалы казахов и англичан, особенности и условия формирования их легенд.

Гипотеза: если сравнить образы двух народных героев, то можно проследить сходства в создании образа национального героя, а также его влияние на мировоззрения современной молодёжи.

Цель исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев казахских и английских легенд.

Для достижения цели требуется решение следующих задач:

  1. определить понятие «легенда», выявить его жанровые особенности, его место в фольклоре;
  2. изучить и сравнить образы Алдара-Косе и Робин Гуда;
  3. рассмотреть и сравнить страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд;
  4. выяснить, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.

Научная новизна – анализ образов фольклорных героев двух не являющихся родственными этнических групп, сопоставление выявленных в ходе исследования характерных признаков; установление влияния народного фольклора на формирования современного менталитета и системы жизненных взглядов рассматриваемых народов; изучение ранее недостаточно исследованного образа (Алдара-Косе) в системе казахского фольклора.

Методы исследования: изучение литературных и этимологических источников, сравнительно-сопоставительных анализ и синтез полученных данных.

Теоретическая значимость – данное исследование затрагивает область литературы, так как объектом исследования является фольклорные образы двух народов мира; затрагивается область истории, так как в содержании легенд часто упоминается о реальных, имевших место в истории событиях. Также, исследуя особенности национального характера, подвергаются изучению и исторические факторы, повлиявшие на его формирование.

Практическая значимость заключается в возможности использования её результатов лингвистами, историками, литературоведами, представителями официальных учреждений, занимающихся вопросами общественной связи и интеграции культур казахского и английского народов.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ

    1. Понятие легенды

 

Легенды (от лат. legenda, «то, что надлежит прочитать») как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. В типологически отличных друг от друга культурных традициях понятие легенда описывает не вполне сходные явления и по-разному соотносится с другими фольклорными жанрами. Так, в европейском фольклоре тексты, соотнесённые с именами «заранее» (т.е. вне данного текста) известных персонажей, повествующие о событиях и времени, в историчности которых не сомневается носитель, принято делить на легенды и предания.

Однако само понятие легенды в разные времена трактовалось по разному. Так, в средневековой письменности – это житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре – вошедший в тардицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный; в новейшей литературе легенда – это всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

Только в последние годы в литературоведении появилось емкое определение фольклорной легенды. Так, по мнению А.Н. Николюкина, этот «жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность» [1, c.58].

В конце XX века получили окончательную формулировку и жанровые признаки литературной легенды, жанра четко структурированного: «Легенда есть повествование о событии, якобы имевшем место в действительности, в ней тем не менее обязательны мотивы необыкновенного, сверхъестественного. Элементы необыкновенного обычно сводятся к следующему: с героем происходит чудо или чудо героем засвидетельствовано; герой переживает падения в страстях и восстания, духовные обновления и социальные превращения; обязательна личная выдвинутость героя из ряда обыденных персонажей; экзотична обстановка действия – экзотична для современности и среды, передающей легенду» [2, c.132].

По Р. Шору события в легендах могут совершенно не подтвержддаться историческими документами и являться часто фантастическими рассказами о каком-либо историческом деятеле или событии, совершенно не связанными с религиозными культами, что, однако, многими учеными воспринимается как признак существования реальной подоплеки для создания легенды. Несмотря на несколько приукрашенный сюжет, считается, что основа легенды являет собой бывшую когда-то реальной действительность [3, c.99].

В тоже время до сих пор можно встретить и такое определение жанра легенда: «...легендой часто называют, независимо от жанра, произведение, отличающееся «легендарностью», то есть поэтическим вымыслом и одновременно героикой или фантастикой» [4, c.15].

Героями легенд часто являются персонажи, обладающие способностями, превышающими человеческие, но иногда – это реальные люди, запечатлевшиеся в исторической памяти данного коллектива.

Часто легенды – лишь поэтические предания о каких-нибудь исторических событиях.

Легенды – это сюжетных жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодичны, часто одноэпизодичны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором – в центре рассказа один эпизод. Хотя иногда возможен и ряд легенд о каком-либо «заранее» (т.е. повсеместно) известном персонаже.

Состав сюжетов и персонажей легенд своеобразен. Основное отличие легенд от других фольклорных и литературных жанров – это отсутствие каких-либо сюжетных, структурных рамок, ограничений. Но в связи с этим существует огромное количество видов легенд, определяющееся в зависимости от сюжета, времени создания, видов персонажей, реалистичности и т.д.

Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные, называются социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далекой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий, о внезапно возникающих героях, спасающих страну.

Помимо легенд, действие которых происходит в историческом или мифологическом времени, европейская традиция знает и легенды, протекающие в «абстрактном» неуточненном времени, подобном времени притчи или сказки. Однако, как правило, время действия этих легенд имеет определенную начальную границу: не ранее конца установления данногo (приведенного в легенде) порядка вещей. Впрочем, можно полагать, что с точки зрения самой легенды такие персонажи относятся к числу всегда существовавших (в сознании народа, в мифах или сказках). Интересно, что такие легендарные по характеру эпизоды могут входить в сказку, подчёркивая тем самым сходство времени этих двух жанров.

По внешнему виду и объему легенды действительно схожи со сказками. Но эти жанры нельзя смешивать друг с другом. Действие, описанное в сказках, проходит в неизвестное время и в неизвестном месте, а в легендах место и время действия чаще всего бывает прямо указано или его можно определить по содержанию произведения, по подтексту.

Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определённый социальный характер. В них обычно действуют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают святые и даже силы природы.

Прочие легенды уже переходят эту границу и располагаются в историческом времени данного этноса, выполняя функцию исторических жанров (частично соприкасаясь и пересекаясь с преданиями). Так, они могут в значительной степени приближаться ко времени носителя и даже опережать его, продолжая историческое время снова в мифологическое, т. е. эсхатологическое (но часто соотнесённое с историческим - ср. конкретные датировки конца света или, во всяком случае, помещение его в обозримое будущее). С другой стороны, эсхатологические легенды в своей части, связанной с утопическими картинами будущего, сходны и с легендами об утопических странах или обществах, которые мыслятся как современные носителям традиции (для статуса легенды как достоверного сообщения показательны случаи действительных поисков мест, о которых сообщала легенда). Этот тип легенд, называемый «социально-утопическим», соотнесён не просто с историей, но и с конкретной, современной носителям социальной ситуацией, и опять же граничит с жанром преданий, т. к. может включать сюжеты, связанные с вполне историческими лицами, которым в данном сюжете отводится функция восстановления попранной справедливости и установления утопического благополучия. Они целиком относились бы к жанру преданий, если бы не касались утопических представлений о перестройке всего порядка вещей (т. е. в сущности - эсхатологического мотива счастливого завершения всей истории, её конца и цели). Наличие этих элементов вполне возможно и в жанре преданий, но в данном конкретном круге текстов содержится мотив божественной помощи или сверхъестественной силы героя, что целиком относит такие сюжеты к жанру легенды.

Мифу, объединяемому с  легендой по признаку уверенности носителей  в достоверности сообщаемого  и наличия элемента «чудесного», также частично свойственны подобные признаки.

Но и в непрерывных  традициях, и там, где произошла  смена мифологических систем, легенда  по сравнению с мифом менее  сакральна и в ней описываются  события более поздние, нежели в  мифе.

В этом случае проявляется  и общая для легенд разных традиций черта - их приуроченность к историческому времени, или, по крайней мере, к переходу от мифологического времени к историческому.

Идейно-художественная сущность легенд состоит в том, что в  них выражено народное понимание  действительности, народное толкование изображаемых событий и персонажей. Вместе с тем в легендах имеет место глубокое осознание социальной психологии других общественных групп.

Жанр легенды, благодаря  своей гибкости и мобильности, оказался способным откликаться на идеи постнародников, связанные с представлением о том, что интеллигенция должна отказаться от собственного благополучия во имя народа, а если понадобится, то и пожертвовать своей жизнью ради высокой цели.

Информация о работе Алдар - Косе и Робин Гуд: сравнительная характеристика образов двух народных героев