Алдар - Косе и Робин Гуд: сравнительная характеристика образов двух народных героев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев казахских и английских легенд.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
определить понятие «легенда», выявить его жанровые особенности, его место в фольклоре;
изучить и сравнить образы Алдара-Косе и Робин Гуда;
рассмотреть и сравнить страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд;
выяснить, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1. ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ
Понятие легенды
Воспитательный аспект легенд
5


ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ АЛДАРА-КОСЕ И РОБИН ГУДА
12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Робин Гуд окончательный.doc

— 397.00 Кб (Скачать файл)

В культуре казахского и  английского народов проявилось свойство преемственности не ограничиваться «вертикальными» связями (от древности к современности), но реализовывать и «горизонтальный аспект», понимаемый как взаимная передача культурных традиций между регионами, народами и т.п. Это обеспечивается важнейшим свойством преемственности осуществляться на основе диалектической взаимосвязи традиции, новаторства и оригинальности. Если традиция выступает как эталон, образец, то преемственность принадлежит к исторически изменчивым формам культуры.

Фольклорные ценности полезно  и необходимо транслировать в современную культуру нашего народа: главное их достоинство - уникальность, так как нельзя не согласиться с тем, что «среда места включает в себя всё, что пребывает в границах данного места, в том числе и его культуру. Если культура есть космос, то составляющие её локальные местные культуры есть

бесконечное количество хронотопов культур, идентифицирующих конкретное место» [Степанская Т.М.].

Этнокультурное наследие является органичной частью историко-культурного  наследия. Для того чтобы существовать, все народы должны сохранять в веках следы своей истории. Этнокультурное наследие есть инструмент, способствующий достижению этой цели, связующий прошлое, настоящее и будущее. Именно этнографические объекты наследия как своеобразные метки времени не только создают четкий и прочный канал связи настоящего с отдаленным прошлым, но также и с отдаленным будущим.    Смысловой основой этого наследия является сохранение памяти о культуре этносов, которая объективировалась в предметах, созданных ранее, и чем старше предмет, тем большую ценность он приобретает для потомков. Сама этимология понятия наследия связана с понятием наследства - «это то, что мы получили от предков и должны, приумножив, передать следующим поколениям» [4, c.210]. В этом смысле этнокультурное наследие отвечает за хранение и передачу информации об этнических культурах.

Устное народное творчество и казахов, и англичан, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, созданными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвигах людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.

Они глубоко патриотичны  в своем содержании, поэтичны в  изложении, пронизаны призывом к  единству, стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели.

Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский и английский фольклор уникальны по своей природе, по содержанию. К примеру, казахский фольклор включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества.

В фольклоре воплощена  психология народа, он дает богатейший материал для выводов, чем живет тот или иной народ, каковы его нравы, обычаи, народный характер.

 

 

 

1.2 Воспитательный аспект легенд

 

С целью выявления влияния легенд об Алдаре-Косе и Робин Гуде на формирование сознания нынешнего поколения, мы провели анкетный опрос среди учащихся 9 – 11 классов гимназии № 132 г. Алматы. Было опрошено 59 человек, результаты исследования представлены в Приложении. На основе анализа первичной информации, мы пришли к выводу, что народные легенды занимают важное место в процессе формирования сознания молодого поколения. Народная легенда является частицей народного опыта, и ее способен осознать каждый подросток. Все народные легенды содержательны и отшлифованы самим народом таким образом, чтобы молодое поколение было способно в полной мере перенять его опыт и стремиться к воплощению его идеалов.

Согласно результатам  анкетирования самыми известными легендами наибольшая часть школьников считает легенды об Алдаре-Косе и Робин Гуде. По их мнению, эти герои выражают собою все то, к чему стремился народ, его желания, мечты, его чаяния. Мечты о таком национальном герое - это уже своеобразный бунт против угнетателей, ведь подобного рода преступные мысли, возникая, лишь развиваются дальше, разрастаясь до размера настоящей революции. И значит, Алдар-Косе и Робин Гуд выражают непосредственно национальный характер и казахов, и англичан - смелость для восстания, нетерпимость к попиранию прав, признание истинного благородства, готовность бороться за справедливость, доброта, народная мудрость, чувство юмора.

Повлияв, таким образом, на людей в первое время своего возникновения, они несколько изменили ход мыслей целых поколений. И эти новообретенные представления об истинной ценности жизни не могли не передаться следующему поколению, детям. От детей - к внукам. И дальше - к правнукам. Так они дошли до наших дней и не утратили своей воспитательной ценности.

И сегодняшние представления  казахского и английского народов  о смелом и благородном идеале - результат вдохновения прадедов нынешнего поколения возникновением истинно народных героев - Алдара-Косе и Робин Гуда.

 

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ОБРАЗОВ АЛДАРА-КОСЕ И РОБИН ГУДА

  1. Характеристика

Алдар-Косе - находчивый и хитрый бедняк, он защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, скупцов и глупцов. Рассказывают о нем по-разному, но все сходятся на том, что он был беден и добр, ненавидел угнетателей народа, боролся с несправедливостью и помогал обиженным. Заступник простых людей перед жадными баями, он, благодаря природной смекалке и искрометному остроумию, всегда выходит сухим из воды, наказывает тех, кто обижает слабых, и заступается за бедняков [5, c.46].

Робин Гуд - легендарный благородный  разбойник, который грабил алчных богачей  и раздавал деньги беднякам. Он - отличный лучник, смелый, изобретательный и благородный человек.

По преданию, он действовал со своей  шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема и боролся за справедливость - грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. И хотя знати сильно доставалось от Робина, иногда разбойник помогал и оказавшимся в беде дворянам.

Он олицетворял благородство, справедливость, был защитником слабых и обездоленных. Спокойный, хладнокровный Робин  Гуд с пылающим справедливостью  сердцем стал настоящим героем для  англичан.

  1. Этимология имен

Алдар-Косе - это не имя, а прозвище. «Алдар» - означает «обманщик», «Косе» - «безбородый». Желая, чтобы сын стал заступников бедных, отец назвал его Алдар. Когда Алдар стал взрослым, оказалось, что у него не растет борода, поэтому его и прозвали «безбородым» [6, c.98].

Слово hood по англ. означает «капюшон», оно указывает на элемент одежды Робина Гуда и с ошибочной русской этимологией (от англ. good - «хороший») связано только схожим звучанием. Но у слова hood есть и переносный смысл - скрывать (накрыть капюшоном).

Слово robin переводится как «малиновка», но возможно, что имя героя - результат переосмысления выражения “Rob in hood” - Роб (Роберт)(гоb,robber также означает «грабитель») в капюшоне.

  1. Время возникновения

Конкретных данных о  непосредственном времени жизни  Алдара-Косе нет, и упоминается он только в литературных источниках без указания конкретных дат или событий, позволяющих установить какие-либо конкретные сроки.

Ученый А.Маргулан отнес  произведение «Алдар-Косе» к огуз-кыпчакской эпохе (VI - XII вв) [7, c.84].

Существуют много различных версий о времени жизни Робин Гуда.

По некоторым версиям, он жил в царствование короля Генриха II, то есть приблизительно в 1160г., и умер в царствование короля Генриха III - 12 ноября 1247 года [8, c.143].

По другим версиям  Робин Гуда принято считать современником короля Ричарда I, по прозвищу Львиное Сердце, который правил с 1189 по 1199 год [9, c.46].

Другие сочинители баллад переносили его в эпохи Эдуарда II (1307- 1327) и Генриха VIII (1491 - 1547) [10, c.69].

Время жизни Робин Гуда менялось в зависимости от приписываемых ему подвигов и связи с теми или иными королями.

  1. Происхождение

Алдар-Косе был сыном  бедного пастуха Алдана, который  постоянно терпел обман и притеснения  со стороны богатых баев.

Из множества версий о происхождении Робин Гуда можно выделить 2 наиболее популярные:

1. Дворянское происхождение. Герой, названный Робин Гудом, родился в Локсли, графство Ноттингем. Он был выходцем из благородной семьи, и его часто именовали графом Хантингтонским, титулом, на который, по крайней мере к концу своей жизни, он претендовал (уверяя, что его прабабка была графиней Хантингтонской) [11, c.64].

2. Простолюдин. Робин Гуд был йоменом, то есть свободным ремесленником или крестьянином, сыном холопа графа Уоррена [12,c.33].

5. Прототипы

Нет никаких данных о прототипах Алдара-Косе. Считается, что он - собирательный образ, кропотливо созданный сознанием простого угнетаемого народа.

Существует множество различных версий о прототипах Робин Гуда. Наиболее распространены следующие версии:

  1. Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля - об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве [13, c.75].
  2. Роберт Фитзут, граф Хантингтонский (1160-1247). Родился в Локсли, прожил 87 лет. Был объявлен вне закона в XII веке. Его земли перешли Рэнольфу, графу Честерскому [14,c.99].
  3. Роберт Гуд из Уэйкфилд Роуз (1290-1347). По некоторым версиям настоящим Робин Гудом был Роберт Гуд, который появлялся при дворе Уэйкфилд Роуз в 1316-1317 гг. Согласно этой теории Роберт Гуд был объявлен вне закона не из-за грабежа, а из-за поддержки Томаса, графа Ланкастерского, который восстал против короля Эдварда II в 1322 году [14, c.70].
  4. Сэр Роберт Фолиот (1110-1165). Его семья, владевшая землями Уэллоу, под псевдонимом Робин Гуда тайно помогала бедным в борьбе с беззаконием. Носившая титул Лордов, несколько поколений эта семья защищала бедняков, вплоть до XIV века [13, c.54].

6. Союзники и противники

В большинстве сюжетов Алдар-Косе действует в одиночку, но в отдельных случаях его помощником, другом или соперником является Жиренше шешен. Но Жиренше шешен неизменно возникает как самостоятельный положительный персонаж и в некоторых сюжетах действует независимо от Алдара-Косе.

Общее число вольных стрелков в отряде Робина изменялось от полсотни до ста человек в разных рассказах. Наиболее популярными героями этой легенды наряду с самим Робин Гудом являются его помощники Маленький Джон, Брат Тук, Уилл Скарлет, Мач, сын мельника и жена Робина - дева Мэриан.

У Алдара-Косе не было личных врагов, поэтому его целью были все жадные и эгоистичные баи.

Несмотря на то, что Робин Гуд сражался против всех алчных богачей, встречающихся ему на пути, главными его врагами были шериф Ноттингемский, рыцарь Гай Гисборн и принц Джон, с которыми у него были личные счеты.

  1. Причины появления легенд

В те времена простой народ постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Поэтому казахский народ остро нуждался в человеке, который защитил бы их от вседозволенности и произвола алчных богачей.

Основной приметой тех времен является борьба народа (в меньшей степени - дворянства) с чужеземными завоевателями-норманнами, с нормандскими феодальными баронами, которые считали все для себя дозволенным, проливали по прихоти кровь. Англосаксы бунтовали - многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Угнетенный английский народ остро нуждался в защитнике, и реальный Робин Гуд, живший в Англии в XIII в., своими поступками вдохновил крестьян на создание красивой легенды о благородном разбойнике. Робин Гуд - собирательный образ, олицетворение надежд и мыслей всех бедных людей тех веков.

  1. Связь с мифологией

Образ Алдара-Косе не имеет  связей с мифологией. Хотя в некоторых  сюжетах прослеживается наличие мифологических элементов (например, участие чертей, великанов и т.д.) [9, c.152].

Как и многие герои  легенд, Робин Гуд имеет не только исторические, но и мифологические корни. Иногда прозвище разбойника связывают  с персонажем британского фольклора  Робином Гудфеллоу (т.е. Робин Добрый Малый). Так звали проказливого лесного духа, предводителя эльфов (или лепреконов), который носил зеленую одежду. В Англии долго существовал майский праздник, посвященный Робин Гуду, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством [11, c.33].

Информация о работе Алдар - Косе и Робин Гуд: сравнительная характеристика образов двух народных героев