Сравнительная характеристика МСФО №23 ПБУ 15/01

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:14, контрольная работа

Описание работы

Необходимость единого набора мировых стандартов финансовой отчетности связана с глобализацией мировой экономики. За последние три десятилетия существенно возросла степень интеграции и глобализации финансовых рынков. Например, в настоящее время 495 не американских компаний из 47 стран находятся в листинге Нью-Йоркской биржи, что составляет 20% листинга и 33% общей рыночной капитализации. Признавая степень взаимозависимости международных рынков капитала, Форум Финансовой Стабильности (Financial Stability Forum) идентифицировал МСФО как один из 12 наборов глобальных стандартов, необходимых для устойчивого функционирования глобальной экономики.

Содержание работы

Введение
3
1. Сравнительная характеристика МСФО №23 ПБУ 15/01.
5
2. МСФО и глобализация экономики
8
Заключение
15
Список литературы
17

Файлы: 1 файл

МСУиФО.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСЫ»

 

 

 

Международные стандарты  учета и финансовой отчетности

 

 

Контрольная работа

 

 

Вариант № 6

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы      ___________ Калашникова А.В.

11-Эб(Бус)-ФЗО                                   (подпись)                   (ф.и.о.)

Дата сдачи на проверку  «_____»    _______ 20__ г

Проверил:

к.э.н., доцент кафедры БУ и Ф                        С.А. Шушпанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Сравнительная характеристика МСФО №23  ПБУ 15/01.

5

2. МСФО и глобализация экономики

8

Заключение

15

Список литературы

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международные стандарты  финансовой отчётности - документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран. На настоящий момент издан 41 международный стандарт финансовой отчетности.

МСФО - свод международных  стандартов, рекомендуемых для финансовой отчетности.

Международные стандарты  характеризуются относительно меньшей  сложностью (чем, например, стандарты  США) и, следовательно, требуют меньших затрат. Они появились в результате консенсуса национальных систем учета, основанных на рыночной системе хозяйствования, сохраняют возможность их углубления и конкретизации в соответствии с российскими традициями регулирования бухучета.

Разработкой МСФО занимается Комитет по Международным Стандартам Финансовой Отчетности - КМСФО, основанный в 1973 г., сегодня в него входит более 100 стран.

МСФО 1 должен применяться  всеми компаниями, которые впервые  готовят финансовую отчетность согласно МСФО за период, начинающийся 1 января 2005 г. или после этой даты. Компании могут начать применять его и раньше. Требования стандарта распространяются не только на годовую, но и на промежуточную отчетность, подготавливаемую в соответствии с МСФО

Необходимость единого  набора мировых стандартов финансовой отчетности связана с глобализацией мировой экономики. За последние три десятилетия существенно возросла степень интеграции и глобализации финансовых рынков. Например, в настоящее время 495 не американских компаний из 47 стран находятся в листинге Нью-Йоркской биржи, что составляет 20% листинга и 33% общей рыночной капитализации. Признавая степень взаимозависимости международных рынков капитала, Форум Финансовой Стабильности (Financial Stability Forum) идентифицировал МСФО как один из 12 наборов глобальных стандартов, необходимых для устойчивого функционирования глобальной экономики.

В этой связи, все больше стран начинают применять МСФО как  основу для составления финансовой отчетности компаний, поскольку это  помогает повысить прозрачность отчетности, улучшить ее качество, снизить стоимость капитала, инициировать поток инвестиций.

При этом глобализация мировых  рынков капитала порождает необходимость  унификации национальных стандартов составления  и представления отчетности.

Так, различные финансовые, коммерческие, производственные и прочие деловые отношения между предприятиями, компаниями, банками требуют представления информации об их деятельности, учитывающей влияние этих связей. Ответом на подобные требования стало формирование во всех странах в то или иное время специфических форм так называемой консолидированной отчетности. Во второй половине 1990-х годов эта проблема стала актуальной и для России.

С учетом широкого внедрения  современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчетности банков возросли. Инвестирование все в большей степени осуществляется в реальном времени через всемирную электронную сеть, и это еще один серьезный довод в пользу унификации стандартов отчетности. Уже в самом ближайшем будущем вести бизнес на международном уровне будет невозможно без использования единых финансово - экономических нормативов, применяемых одновременно в разных странах.

Ни одна страна в мире пока еще не использует МСФО полностью  в качестве национальных стандартов. Как правило, схожи общие принципы национального учета и МСФО, однако зачастую системы учета имеют значительные отличия. Поэтому применение МСФО следует рассматривать как отправную точку унификации и повышения информативности отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнительный  анализ МСФО 23 «Затраты по займам»  с подходами к учету затрат  по займам в России.

 

В российских нормативах по бухгалтерскому учету в настоящее  время есть Положение, которое непосредственно  регламентирует учет затрат по кредитам и займам, - это ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". Этот российский норматив имеет свой аналог в международных стандартах - МСФО 23 "Затраты по займам". В этой работе мы сопоставим учет затрат по займам в ПБУ 15/01 и МСФО 23.

Таблица 1.

Признак сравнения

Сходство

Различие

Определение затрат по займам (кредитам)

Совпадает

Нет

Порядок учета  затрат по займам (кредитам)

Обеспечивается  возможность включения затрат по займам в стоимость инвестиционного (квалифицируемого) актива

В МСФО 23 два  подхода – основной и альтернативный подход, в ПБУ 15/01 один подход, соответствующий альтернативном по МСФО 23

Трактовка инвестиционного (квалифицируемого) актива

Экономическая характеристика данного актива совпадает  с МСФО 23 и ПБУ 15/01

Различие только в названии

Условия включения  затрат по займам в стоимость инвестиционного (квалифицируемого) актива

Требование непосредственной связи займа (кредита) с приобретением, строительством или подготовкой  к использованию инвестиционного (квалифицируемого актива

1. Наличие в  ПБУ 15/01 и отсутствие в МСФО 23 ограничивающих условий, связанный  с начислением амортизации по  данному активу.

2. Несоответствие  ПБУ 15/01 и МСФО 23 в отражении  затрат по займам, связанным с  предоплатой материально-производственных запасов.


 

Как в российском, так и в международном стандарте  под затратами по займам и кредитам понимаются расходы, связанные с  их получением.

В отношении  учета затрат по займам МСФО 23 допускает  два порядка:

- основной порядок требует отнесения затрат по займам на расходы того периода, в котором они понесены;

- допустимый альтернативный порядок требует отнесения затрат по займам на расходы того периода, в котором они понесены, за исключением той части, которая должна включаться в квалифицируемый актив.

Сопоставив данные требования с требованиями ПБУ 15/01, мы находим, что составители российского ПБУ избрали порядок, соответствующий допустимому альтернативному порядку МСФО 23. "Квалифицируемый актив" назван в ПБУ 15/01 инвестиционным активом, однако, несмотря на разницу в названии, экономическая сущность данных понятий едина: это активы, требующие значительного времени на приобретение и подготовку к использованию. К таким активам могут относиться основные средства, если время на их приобретение или строительство велико, к таким активам могут относиться и материально производственные запасы, если в связи с их приобретением выполнено то же условие длительности подготовки к использованию.

В соответствии с допустимым альтернативным порядком МСФО 23 требует включать затраты по займам, непосредственно связанным с приобретением квалифицируемого актива, в его первоначальную стоимость. В данном случае имеются в виду те затраты, которых можно было бы избежать, если бы не были произведены расходы на соответствующий актив.

ПБУ 15/01 также, как  и МСФО 23 требует включения затрат по займам, непосредственно связанным  с приобретением инвестиционного  актива, в его первоначальную стоимость, однако в отличие от МСФО 23 ПБУ 15/01 делает ряд оговорок, запрещающих  такое включение в ряде случаев. Рассмотрим их.

 В соответствии  с ПБУ 15/01 к инвестиционным  активам не относятся объекты,  приобретенные для перепродажи  - товары (статья 13). Таким образом, даже в том случае, если подготовка данных объектов к использованию потребует значительного времени, затраты по займам не будут включены в их стоимость. В МСФО 23 нет данного ограничения.

 ПБУ 15/01 запрещают  включать затраты по займам  в стоимость того инвестиционного  актива, по которому по правилам  бухгалтерского учета в РФ  не предусмотрено начисление амортизации (статья 23). В отличие от российского ПБУ 15/01, МСФО 23 не ставит включение затрат по займам в стоимость квалифицируемого актива в зависимость от того, начисляется или не начисляется амортизация по этому активу.

Проанализируем последствия отмеченных несоответствий ПБУ 15/01 и МСФО 23. В соответствии с российским законодательством амортизация не начисляется по:

- объектам основных средств, потребительские свойства которых не изменяются с течением времени (земельные участки, объекты природопользования);

- объектам жилищного фонда (жилых домов, общежитий, квартир и др.);

- объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированных сооружений, судоходных обстановок и др.);

- продуктивному скоту, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

Таким образом, в соответствии с ПБУ 15/01 затраты  по займам будут включаться в стоимость  не всех объектов основных средств, которые  можно квалифицировать как инвестиционные активы, а только в стоимость тех, по которым начисляется амортизация. По МСФО 23 затраты по займам будут включаться в стоимость всех основных средств, которые можно отнести к квалифицируемым активам.

Из требования ПБУ 15/01 включать затраты по займам только в стоимость тех инвестиционных активов, по которым может начисляться амортизация, следует, что данные затраты не должны включаться в стоимость оборотных активов, поскольку по ним амортизация не начисляется. Рассуждая так, мы приходим к тому, что затраты по займам не должны включаться не только в стоимость товаров, но и в стоимость других видов запасов. Отметим, что МСФО 23 не делает и этого ограничения. Кроме этого здесь мы сталкиваемся, на наш взгляд, с внутренним противоречием между статьями самого ПБУ 15/01, так как статья 15 данного ПБУ, несмотря на ограничение статьи 23, все-таки предусматривает включение затрат по займам в стоимость материально-производственных запасов, в случае, если организация использует данные займы для их предварительной оплаты.

Статья 15 ПБУ 15/01 представляется некорректной не только вследствие ее противоречия общему подходу, изложенному в статье 23, но и с  точки зрения трактовки экономической  сущности операции предоплаты. Остановимся более подробно на этих вопросах. В соответствии со статьей 15 в случае, если организация использует средства полученных займов для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, то расходы по обслуживанию указанных займов относятся организацией-заемщиком на увеличение задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МСФО и глобализация экономики

Глобализация финансовых рынков является одной из главных  черт развития мировой экономики в последние годы. К числу серьезных проблем, возникающих в связи с глобализацией финансовых рынков, относится несопоставимость финансовой информации о компаниях, привлекающих средства на рынках капитала. В связи с этим насущной задачей становится выработка и адекватное применение в отдельных странах принципов и норм бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствующих международным стандартам. Только в таком случае появится возможность обеспечить инвесторов, действующих на рынках капитала, сопоставимой финансовой информацией об эмитентах ценных бумаг. Так, одним из требований многих финансовых рынков по размещению ценных бумаг является наличие заверенной аудиторами финансовой отчетности, составленной согласно МСФО, это условие необходимо также для получения кредитов многочисленных европейских банков.

Современный этап развития России характеризуется постепенным  поворотом экономики к внешнему миру, осознанием ее как зависимой  и одновременно влияющей части мировой  хозяйственной системы. Это определяет основные направления изменений в хозяйственном механизме. В системе бухгалтерского учета и отчетности одним из таких направлений является использование Международных стандартов финансовой отчетности.

Глобализация и интернационализация  мировой экономики объективно привела  к необходимости гармонизации всех направлений деятельности, связанных с экономическими категориями: бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, банковского дела и инвестиционного анализа, оценочной деятельности и корпоративного анализа. Гармонизация не была и не есть желанием отдельных профессиональных организаций -- это необходимое веление новой экономики современного хозяйства.

Основной задачей бухгалтерского учета для любого хозяйствующего субъекта, работающего в условиях рыночных отношений как в нашей  стране, так и за рубежом, является обеспечение многочисленных пользователей специфической экономической информацией, которая необходима при принятии управленческих решений, способных существенным образом влиять на финансовое положение данного хозяйствующего субъекта, материальное благосостояние его собственников (акционеров), руководителей (менеджеров) и наемных работников, а также на величину поступлений в государственный бюджет.

Информация о работе Сравнительная характеристика МСФО №23 ПБУ 15/01