Сравнение МСФО 1 и ПБУ 4/99

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".

Файлы: 1 файл

МСФО.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сравнительная  характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99

В МСФО основными  стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые  должны быть раскрыты непосредственно  в отчетности и требования к порядку  их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление  финансовой отчетности".

В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской  отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская  отчетность организации" и Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О  формах бухгалтерской отчетности организаций". МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:

    • баланс; 
      отчет о прибылях и убытках;
    • отчет об изменениях в собственном капитале;
    • отчет о движении денежных средств;
    • примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания

Статья 13 Закона "О бухгалтерском учете" определяет, что бухгалтерская отчетность организаций  состоит из следующих документов:

    • Бухгалтерского баланса;
    • Отчета о прибылях и убытках;
    • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
    • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
    • Пояснительной записки.

Проводя сопоставление требований к составу  финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты  устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают "рекомендуемые формы" отчетности.

Сказанное справедливо в первую очередь  для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении  формы баланса, ни в отношении  конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в  отношении их расположения относительно друг друга в балансе.

МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых  линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.

МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода  к классификации активов и  обязательств при их отражении в балансе.

Первый  подход предусматривает представление  активов и обязательств с их разделением  на краткосрочные и долгосрочные.

Второй  подход предусматривает классификацию  активов и обязательств и их представление  в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет  предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.

Использование такой классификации статей баланса  МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для  тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг  в рамках четко определенного  операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов  и обязательств в порядке их ликвидности  МСФО (IAS) 1 обязывает организации  по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.

МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания  двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и  обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить  информацию в той форме, которая  надежна и более показательна.

Такое представление  информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных  видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без  него).

В РСБУ предусмотрена  обязанность организации по раскрытию  в бухгалтерском балансе активов  и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.

Определение понятий "долгосрочные" и "краткосрочные" применительно к активам и  обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично:

"Активы  и обязательства представляются  как краткосрочные, если срок  обращения (погашения) по ним  не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные".

При этом РСБУ выводят классификацию за рамки  профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в  тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и  обязательства представлены в соответствующей  группировке.

МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации  активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям. 
Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе

Линейные статьи - МСФО (IAS) 1

Группы статей - ПБУ 4/99

1

2

a. Основные средства

Основные средства

b. Инвестиционное имущество

Доходные вложения в материальные ценности

c. Нематериальные активы

Нематериальные активы

f. Финансовые активы(кроме e, h, i)

Долгосрочные и краткосрочные

e. Инвестиции учтенные по методу участия

Финансовые вложения

g. Запасы

Запасы

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

h. Торговая и прочая дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность

i. Денежные средства и их эквиваленты

Денежные средства

j. Торговая и прочая кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность перед  подрядчиками; задолженность перед  персоналом организации; авансы полученные; прочие кредиторы

k. Оценочные обязательства

Краткосрочные и долгосрочные заемные  средства;

l. Финансовые обязательства (кроме j, k)

Задолженность участникам (учредителям) в выплате доходов

m. Обязательства и активы по текущим налоговым платежам

Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами

n. Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства  и отложенные налоговые активы

o. Доля меньшинства представленная в составе собственного капитала

 

p. Выпущенные капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного капитала материнской компании

Капитал и резервы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лава 2. Состав и порядок представления финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Вопросы составления и  представления финансовой отчетности в той или иной степени затрагиваются  практически всеми действующими в настоящее время международными стандартами. Однако основным стандартом, регулирующим порядок формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, является МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Он определяет критерии соответствия финансовой отчетности правилам МСФО; устанавливает требования в отношении существенности, непрерывности  деятельности, последовательности представления; определяет обязательные компоненты финансовой отчетности; дает рекомендации по составлению  каждой из основных отчетных форм; устанавливает  общие требования к признанию  и оценке в отчетности объектов и  операций.

Целью настоящего стандарта  является обеспечение базы для представления  финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы достичь сопоставимости как с финансовой отчетностью  компании за предшествующие периоды, так  и с финансовой отчетностью других компаний.

Для достижения этой цели в  настоящем стандарте устанавливается  pяд требований для представления финансовой отчетности, рекомендаций по ее структуре и минимальных требований к содержанию.

Целью финансовой отчетности общего назначения является представление  информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей  при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными  руководству компании.

Для достижения этой цели финансовая отчетность обеспечивает информацию о  следующих показателях компании:

- активах;

- обязательствах;

- капитале;

- доходах и расходах, включая прибыли и убытки;

- движении денежных средств.

Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и  убытках;

- отчет, показывающий  все изменения в капитале;

- отчет о движении денежных  средств;

- учетная политика и  пояснительные примечания.

Финансовая отчетность должна достоверно отражать финансовое положение, финансовые результаты за отчетный период и движение денежных средств отчитывающейся компании. Стандарт ориентирует составителей отчетности, что ее достоверность обеспечивается неукоснительным применением всех положений МСФО, правильным выбором и применением учетной политики, позволяющей представлять уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию, которая вместе с правильно проводимым дополнительным ее раскрытием в пояснительных примечаниях позволяет пользователям понять сущность проведенных компанией операций, событий, происшедших в ходе ее деятельности, и их влияние на финансовые результаты и финансовое положение компании.

Учетная политика. Руководство компании должно выбирать и применять учетную политику компании таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применяемого международного стандарта финансовой отчетности. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую предоставление в финансовой отчетности информации, которая:

? уместна для потребностей пользователей при принятии решений;

? надежна в том, что  она: достоверно представляет  результаты и финансовое положение  компании; отражает экономическое  содержание событий и операций, а не только их юридическую  форму; нейтральна, то есть свободна  от предвзятости; осмотрительна;  полна во всех существенных  отношениях.

Раскрывая учетную политику, кроме указания на способы оценки операций, явлений и предметов, необходимо описать:

? порядок признания выручки  в отчетности;

? принципы составления  консолидированной финансовой отчетности  и методы отражения совместной  деятельности и объединения компаний;

? политику учета и амортизации  материальных и нематериальных  активов;

? характеристику подрядной  деятельности и учет договоров  подряда; отражение в учете  финансовых инструментов и инвестиционной  собственности, их оценки и  переоценки;

? порядок учета арендованного  имущества, материальных запасов.

Важную информацию несут  сообщения об учетной политике в  отношении учета затрат на научные  исследования и опытно-конструкторские  разработки, оценочных и капитальных  резервов, включая пенсионное обеспечение, правительственных и муниципальных  субсидий.

Представление и классификация  статей в финансовой отчетности должны сохраняться от одного периода к  следующему за исключением следующих  случаев:

1) значительного изменения  в характере операций компании  или когда анализ представления  ею финансовой отчетности демонстрирует,  что изменение приведет к более надлежащему представлению событий или операций;

2) изменение в представлении  требуется международным стандартам  финансовой отчетности.

Сравнительная информация должна раскрываться в отношении предшествующего  периода для всей числовой отчетности, если только обратное не требуется международным стандартом отчетности. Сравнительная информация включается в повествовательную и описательную информацию, когда это уместно для понимания финансовой отчетности.

Финансовая отчетность по МСФО должна составляться исходя из допущения  о непрерывности деятельности предприятия  в обозримом будущем, но не менее 12 месяцев после отчетной даты. Если администрация предприятия не имеет  причин для прекращения деятельности, она должна учесть и объяснить  в примечаниях к отчетности сомнения в том, что предприятие сохранится и будет действовать в обозримом будущем.

Информация о работе Сравнение МСФО 1 и ПБУ 4/99