Управление карьерой государственного служащего Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, обеспечивающих повышение объективности и эффективности управления карьерой сотрудников следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Содержание работы

Введение___________________________________________________
1. Теоретические подходы к управлению карьерой федерального государственного служащего Российской Федерации.____________________________
1.1. Сущность, содержание и типология карьер._________________________
1.2. Нормативно-правовые основы управления карьерой сотрудников следственных органов Следственного комитета Российской Фе-дерации.________
1.3 Обоснование структуры и содержания системы управления карьерой государственного служаще-го________________________________________________
ГЛАВА 2. Совершенствование методик управления карьерой сотрудников следственных органов Следственного комитета Российской Федера-ции._____
2.3 Формирование карьерного пространства в следственных органах Следственного комитета.___________________________________________________
2.2 Позиционирование сотрудника в карьерном пространстве След-ственного комитета.__________________________________________________________
2.3. Методика выработки управляющих воздействий по управлению карьерой сотрудника следственных орга-нов_________________________________
Заключение________________________________________________________
Список использованных источников и литерату-ры_______________________

Файлы: 1 файл

К-2.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

В научной литературе по управлению персоналом в сфере кадрового обеспечения государственной службы, для отображения изучаемого объекта наиболее часто встречаются понятия: подбор, отбор, назначение, профессиональное развитие и оценка персонала и другие понятия, которые можно отнести к кадровым технологиям воспроизводства кадрового состава большинство, из которых конкретизировано федеральных и локальных  нормативных правых актах, вместе с тем, отношение к управлению карьерой персонала не сформировано однозначного мнения. Анализ научной литературы подтверждает что, в настоящее время встречаются несколько различных подходов к пониманию карьеры и управления ею. (Таблица№1).

Таблица №1 Основные понятия, используемые для описания карьеры.

п\п

Автор

Интегральное

понятие

Содержание  понятия

1.

Турчинов  А.И.

Управление карьерой персонала

Комплексная технология воздействия руководителя организации, кадровой службы, направленная на развитие способностей человека, накопление  им профессионального опыта и рациональное использование его потенциала, как в интересах сотрудника, так и в интересах организации.

Карьерное пространство.

Карьерная среда.

Система управления карьерой персонала.

2.

Д. Голланд

Выбор карьеры.

Выбор карьеры в зависимости от следующих  типов личности:

  1. Реалистический;
  2. Исследовательский;
  3. Артистический;
  4. Предпринимательский;
  5. Социальный;
  6. Конвенциальный.

3.

Кибанов А.Я.

Карьера

  1. Активное движение человека  в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни;
  2. Субъективно-осознанные собственные суждения работника о своем будущем, ожидаемые пути само выражения и удовлетворения трудом;
  3. Поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размера вознаграждения, связанных с деятельностью работника..

7.

Д. Супер

Профессиональная карьера.

Цикл  трудовой жизни состаит из пяти этапов:

  1. Этап роста;
  2. Этап исследования;
  3. Этап упрочения карьеры;
  4. Этап сохранения достигнутого;
  5. Этап спада.

8.

Молл  Е.Г.

Управленческая карьера

Расширение  влияния или продвижение управленца по ступеням иерархии систем управления, сопровождаемое достижением целей организации на каждом из занимаемых уровней.

9.

Резник  С.Д.

карьера

  1. Карьера - это субъективно осознанные представления человека о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения своей трудовой деятельностью.
  2. Карьера - поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
  3. Карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.

10.

Райченко  А.В.

Модель  организации карьерного цикла

  1. Цикл управления карьерой (ориентация, расстановка, оценка, отбор);
  2. Карьерный цикл  (образование, подготовка, стажировка, работа, продвижение).

14.

Маркитан Р.В.

Работа  с военными кадрами.

Подбор  и расстановка по должностям.

1) Работа с кадрами - система мероприятий, проводимых руководителями (начальниками) и кадровыми органами с целью изучения и подбора, целенаправленной подготовки и воспитания, расстановки по должностям в соответствии с их квалификацией, опытом, и заслугами.

2) Подбор и расстановка по должностям включает подбор и прием на службу, расстановку и ввод в строй сотрудников выпускников вузов, формирование и своевременное пополнение необходимого резерва кандидатов на, реализацию аттестационных выводов и назначение кандидатов на вышестоящие должности, представление сотрудников к присвоению очередных специальных и воинских званий, отбор кандидатов в учебные заведения.

16.

Бастрыкин А.И.

Подбор, отбор, расстановка и назначение.

Подбор  и расстановка следственных кадров - процесс изучения индивидуальных особенностей сотрудников с целью определения пригодности к должности, необходимой подготовки и назначения на неё.

17.

Анисимов  В.М.

Кадровая  политика

Сложное социальное явление, представляющее собой  синтетическую, полифункциональную, интегрированную  систему согласованных действий субъектов ее выработки и реализации, а также отношений и управленческих приоритетов, направленных на разработку организационно-правовых механизмов регулирования кадровых процессов, установление профессионально-квалификационных стандартов в конкретных социально-экономических, демографических и исторических условиях.


 

Таким образом, понятие карьеры целесообразно рассматривать в широком и узком смысле.

В широком понимании  карьера – профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения государственного служащего, в том числе сотрудника следственного комитета (дате – сотрудники)7 к профессионализму. Результатом карьеры является высокий профессионализм сотрудника, достижение признанного профессионального статуса. При этом необходимо учитывать, что критерии профессионализма могут меняться в процессе прохождения государственной службы.

В узком понимании  карьера – должностное продвижение, достижение определенного социального  статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. В данном случае карьера – сознательно выбранный и реализуемый государственным служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации в специфической сфере уголовного судопроизводства.

Таким образом, сущностью понятия карьеры является продвижение – процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы, что ориентирует на соответствующий методологический подход к ее исследованию, рассмотрению этого феномена в статике и динамике. При этом карьера – это еще и процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми являются:

  • должностные ступени, уровни иерархии;
  • ступени квалификационной лестницы, дифференцирующие знания, умения и навыки по уровню мастерства;
  • статусные ранги, отражающие добросовестное исполнение сотрудником государственным служащим своих служебных обязанностей, безупречная и эффективная служба, (выслуга лет, выполнение заданий особой важности и сложности и т.д.), его положение в коллективе (специальное или воинское звание, должность);
  • ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству и др.);
  • уровни материального вознаграждения, дохода (размер денежного содержания и разнообразие социальных льгот).

Таким образом, считаем, что карьера – одно из наиболее сложных понятий, которое отличается, комплексностью и многоаспектностью, которые могут быть раскрыты с учетом динамической доминанты:

1. Сложность  карьеры - определяется обусловленностью  ее множеством факторов, связанных,  во-первых, с особенностями личности сотрудника, делающего карьеру, и среды, в которой развивается карьера, во-вторых, с особенностями и уровнем развития общества, в котором находится сотрудник и конкретный орган государственной власти (следственный орган).

Для более полного  изучения, понимания и овладения  механизмом воздействия на характер карьеры необходимо учитывать как сложные связи образующих элементов, так и сложность и особенности самих этих элементов.

2. Комплексность  карьеры - предполагает необходимость  рассмотрения ее с различных  сторон, использования при ее  исследовании различных подходов.

3. Многоаспектность  карьеры - выражающаяся в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по показу личных достижений, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, поощрения, награждения, присвоения, как очередного специального или воинского звания, так и почетного звания и др.).

Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленной на обеспечение  необходимых условий для роста  и реализации потенциала личности.

Классификацию видов карьеры необходимо рассмотреть  с точки зрения индивидуальной профессионализации, по направлениям движения в функциональной структуре организации, а также по содержанию происходящих в процессе карьеры изменений.

1. С точки  зрения индивидуальной профессионализации  можно выделить профессиональную и должностную карьеру, связь которых показана на рис. 1.

Для профессиональной карьеры сотрудника следственных органов Следственного Комитета характерно преобладание в деятельности специфической профессиональной специализации, а именно осуществление процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, при этом его управленческая деятельность находиться преимущественно в одной предметной профессиональной области, что детерминирует достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в этом конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило, профессиональные достижения создают предпосылки для формирования внутриорганизационной карьеры или должностной карьеры в следственных органах в целом.

Рисунок № 1. Структура взаимосвязи профессиональной и должностной карьеры сотрудника Следственного Комитета.

 

В соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации №403-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О следственном комитете Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 «О     Положение о Следственном комитете Российской Федерации» должностная карьера отражает изменение преимущественно должностного статуса государственного служащего, его социальной роли, права, обязанности и ответственность, степень и пространство должностного авторитета в конкретном государственном органе. При этом прохождение государственной службы в органах Следственного Комитета, как правило, происходит по вертикали, что в свою очередь связано с системой получения специальных и воинских званий, при этом сотрудник, осознанно выбирает и строит карьеру и в профессиональном и в должностном плане.

Таким образом, карьера – это процесс профессионального  роста государственного служащего, роста его влияния, авторитета, статуса, выраженный в его должностном продвижении, проявляется в  исполнении не одной а нескольких должностей последовательно, то есть в должностной карьере.

По направлениям движения в функциональной структуре организации выделяются различные типы карьеры. Вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии. Горизонтальная карьера представляет собой перемещение сотрудника в другую функциональную область служебной деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (выполнение роли руководителя временно создаваемого подразделения (оперативно-следственной группы), по одному или нескольким уголовным делам, по делам определенной направленности (преступления против личности, в сфере экономики,  против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности человечества.)8). Горизонтальная карьера - это карьера следователя. Совокупность должностей, соответствующих данному типу карьеры, называют параллельной карьерной лестницей и подчеркивают ее альтернативность служебной (должностной) лестнице.

Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение сотрудника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, т.е. в одном следственном органе, так и межорганизационные формы.

По содержанию происходящих в процессе карьеры изменений  можно дать следующую классификацию:

  • властная карьера - связана либо с формальным ростом влияния сотрудника в органах Следственного комитета посредством движения вверх по уровню иерархии управления, либо с ростом его неформального коллективе;
  • квалификационная карьера предполагает профессиональный рост в рамках должности (специального или воинского звания) по специфике её деятельности, получение классной квалификации (ученая степень, ученое звание);
  • статусная карьера - это рост статуса сотрудника в органа Следственного комитета, выражаемый приобретением определенного, как правило, правового положения соответствующего формальной либо неформальной стороне сферы его деятельности;
  • монетарная карьера - это повышение уровня вознаграждения сотрудника, а именно: уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых социальных льгот.

Карьера внутридолжностная – означает, что сотрудник находясь в конкретной должности проходит три стадии профессионального развития (вхождение в должность, уверенное выполнение обязанностей и мастерство).

Карьера внутриорганизационная — означает, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии должностного развития: в одном следственном органе.

Карьера межорганизационная - означает, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии должностного развития в разных органах Следственного комитета – управлениях или отделах.

Рассматривая  типологию карьер в различных  организациях можно выделить, типы классифицируемые по устойчивости специализации в процессе должностного развития - специализированные и неспециализированные типы карьер. В месте с тем карьера в следственных органах - характеризуется тем, что государственных служащий в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии должностного развития последовательно включая государственную службу разных следственных органах, но в рамках профессии одного профиля, которая связана с реализацией задач с осуществлением процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все вышеперечисленные  и охарактеризованные разновидности  карьер на конкретном этапе служебной  деятельности могут иметь горизонтальный, вертикальный или ступенчатый характер продвижения.

Идеальная форма  карьерного процесса – его развитие по восходящей траектории (прогрессивный тип). Каждая последующая стадия изменений в этом процессе отличается от предыдущей более высоким уровнем развития способностей и возможностей жизнедеятельности. Происходящие при этом изменения необратимы, поскольку каждое действие имеет последствия, уходящие в будущее, приобретаемые знания и опыт накапливаются, и встраивают человека в сеть социальных связей, которые, развиваясь в восходящем потоке социальной жизни, ставят сотрудника на уровни, достигаемые в процессе общего восхождения.

Редкая карьера  обходится без спадов состояний  различной длительности. Характер спада отражается в форме нисходящего движения карьерного процесса (регрессивный тип). Такие спады происходят при несоответствии способностей и активности человека требованиям его статуса, структурных реорганизациях в сфере деятельности, заболеваниях и т.д. Также может происходить своеобразный застой (стагнация) карьерных процессов, когда не происходит продолжительное время движения ни вверх по карьерной лестнице, ни вниз.

Информация о работе Управление карьерой государственного служащего Российской Федерации