Управление финансами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Федеральное Собрание и Министерство финансов РФ. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом,,осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

Файлы: 1 файл

фин политика.docx

— 68.60 Кб (Скачать файл)

. Управление финансами  в Российской Федерации

 

Федеральное Собрание и Министерство финансов РФ. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.

Федеральное собрание рассматривает  также законы о налогах, сборах и  обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и  внешнего долга.

Важнейшим органом,,осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

    • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
    • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
    • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
    • разработка проекта федерального бюджета;
    • составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
    • разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ и др.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции;

    • подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
    • участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
    • участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
    • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
    • разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;
    • разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;
    • исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; s
    • осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

В настоящее время в  центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения1:

1) департамент бюджетной  политики, разрабатывающий политику  в области доходов и расходов  бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение и др.;

2) департамент отраслевого  финансирования, созданный на базе  упраздненных департаментов промышленности, департамента агропромышленного  комплекса, инвестиций и транспортных  систем и связи;

3) департамент межбюджетных  отношений, который регулирует  взаимоотношения с бюджетами  субъектов Федерации и местными бюджетами;

4) департамент управления  государственным внутренним долгом, осуществляющим эмиссию внутренних  государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;

5) департамент управления  государственным внешним долгом, который производит выпуск внешних  займов — евробонов и их погашение;

6) департамент оборонного  комплекса и правоохранительных  органов и др.

Важное подразделение  Министерства финансов — Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Министерство РФ по налогам  и сборам. Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах — налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

    • действовать в строгом соответствии с законодательством;
    • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
    • проводить проверки налогоплательщиков;
    • ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
    • информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
    • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

С деятельностью Министерства РФ по налогам и сборам тесно связана  работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г. Сфера Департамента налоговой полиции — предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.

Налоговая полиция имеет  право налагать административный арест  в установленном порядке на имущество  лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и  осуществлять проверки, оформляя их актами.

В конце декабря 1995 г. Департамент  налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Такие изменения направлены на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должны повысить собираемость налогов.

Государственный таможенный комитет РФ. За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

    • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
    • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
    • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
    • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Основная  задача финансового менеджмента  в условиях перехода на рыночные отношения — эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

В условиях административно-командной  системы, централизованно планируемой  социалистической экономики финансовый менеджмент не получил должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение.

Основными методами финансового  менеджмента являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система  амортизационных отчислений, вопросы  стимулирования, система финансовых санкций.

 

Грязнова:

Необходимость и содержание

управления финансами

Экономическое развитие общества представляет собой мно

гофакторный и противоречивый процесс, в основе которого зало­

жена эволюция производительных сил и производственных отно­

шений, происходящая, как правило, на основе расширенного

воспроизводства. На процесс  общественного воспроизводства, с

одной стороны, влияет множество  факторов: количество и каче­

ство материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предприни­

мательские способности субъектов хозяйствования, ускорение

научно-технического прогресса, степень развития рыночных

отношений и другие факторы. Но с другой стороны, этот процесс 

представляет собой конфликтное  взаимодействие и противобор­

ство различных сил природного и общественного характера,

которые в совокупности создают  объективные условия для прояв­

ления различного рода непредвиденных событий, нарушающих

условия функционирования и  развития экономики в целом и 

отдельных субъектов хозяйствования, что влияет на финансовые

показатели их деятельности и обуславливает необходимость  регу­

лирования финансовых отношений между ними. В целях поддер­

жания стабильности финансового положения государства, финан­

совой устойчивости субъектов  хозяйствования используются раз­

личные инструменты регулирования  финансово-хозяйственной

деятельности организаций, распределения и перераспределения 

средств между уровнями бюджетной  системы государства.

Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроиз-

нодственного процесса органы государственной власти и мест­

ного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и

различные инструменты финансового  механизма для воздействия 

па финансовые отношения  с целью сохранения стабильности фи-

нансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях,

т.е. управляют финансовыми  потоками как на макроуровне, так 

и в рамках отдельной организации. При этом под  управлением

понимается совокупность приемов и методов целенаправленного

воздействия на объект для  достижения поставленной цели или 

определенного результата. Поскольку в финансовой сфере  объ­

ектами управленияявляются разнообразные виды финансовых

отношений, то управление финансами  представляет собой процесс

целенаправленного воздействия  с помощью специальных приемов  и

методов на финансовые отношения  и соответствующие им виды

финансовых ресурсов для  реализации функций субъектов власти и

субъектов хозяйствования, целей и задан их деятельности.

В ходе управления финансами  они выступают как  объект

управления.Рассматривая их в таком качестве, следует учиты­

вать, что они являются объективной экономической категорией,

поэтому управлять ими  необходимо через познание, изучение

специфических свойств и  возможностей этой категории. В то

же время без управления финансовыми отношениями, конкрет­

ными формами проявления категории финансов невозможно

эффективно развивать  экономику государства. Под  субъектами

управленияфинансами в финансовой науке традиционно понима­

ется совокупность организационных структур, непосредственно

осуществляющих управление (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Элементы системы  управления финансами

На макроуровне к таким  структурам относятся органы госу­

дарственной власти, органы местного самоуправления и другие

участники бюджетного процесса, осуществляющие управление

государственными и муниципальными финансами. В коммер­

ческих и некоммерческих организациях управление финансами

осуществляют финансовые управления, отделы или службы.

Структура органов управления финансами организации зависит 

от ее размера (холдинг, среднее, малое предприятие и т.д.), вида

деятельности (страховая, инвестиционная, банковская деятель­

ность и др.), а в ряде случаев и от организационно-правовой фор­

мы (например, бюджетное учреждение, унитарное предприятие).

Совокупность всех организационных  структур, осуществляю­

Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации