Управление финансами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Федеральное Собрание и Министерство финансов РФ. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом,,осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

Файлы: 1 файл

фин политика.docx

— 68.60 Кб (Скачать файл)

щих управление финансами, называется органами управления

финансами.

Деятельность этих органов  характеризуется многоаспект-

мостью и большой сложностью, поскольку объектом управле­

ния финансами выступают финансовые отношения и соответ­

ствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы

и звенья финансовой системы  государства, т.е. каждая сфера и 

жено финансовой системы являются объектом управления

финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается

и следующих  функциональных элементах, к которым относятся

финансовое планирование и прогнозирование, оперативное  уп­

равление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозированиеиспользуются

для научного обоснования  текущего и перспективного развития

экономики, изменений в  конкретном периоде темпов роста  ее

отдельных отраслей и субъектов  хозяйствования, обеспечивают

необходимый предварительный  контроль за образованием и ис­

пользованием финансовых ресурсов.

В ходе  финансового прогнозированияисследуется возможное

состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновывают­

ся показатели соответствующих финансовых планов, определя­

ются реально возможный объем мобилизации финансовых ресур­

сов, источники их формирования и направления использования.

Система финансовых прогнозов  способствует выработке финан­

совой концепции развития страны или субъекта хозяйствования,

поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как

инструмент научного предвидения, вариантного анализа, полу­

чения дополнительной информации при выработке решений.

Финансовые прогнозы позволяют  органам управления финанса­

ми наметить разные варианты развития финансовой системы,

предвидеть формы и  методы реализации финансовой политики.

При финансовом прогнозировании  применяются экономичес­

кие модели, с определенной степенью вероятности описываю­

щие динамику показателей в зависимости от различных факто­

ров, влияющих на финансовые процессы.

На основе показателей  финансовых прогнозов осуществля­

ется  финансовое планированиес целью научного обоснования

движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих 

финансовых отношений  на определенный период. Финансовое

планирование способствует достижению пропорционального и

сбалансированного функционирования и развития как отдель­

ного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе

планирования субъекты хозяйствования, органы государственной

власти и органы местного самоуправления оценивают свое фи­

нансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема

финансовых ресурсов, направления  их наиболее эффективного

использования. Планирование осуществляется на основе анализа 

финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, ста­

тистической и оперативной отчетности, которая должна быть

достаточно полной и достоверной.

Оперативное управлениепредставляет собой процесс разработ­

ки комплекса мер, направленных на достижение максимального

эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финан­

совой ситуации и соответствующего перераспределения финан­

совых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена

текущими изменениями  условий осуществления финансово-хо­

зяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенден­

ций развития экономики государства в связи с разнообразными

причинами, к которым относятся:

• существование границы  возможностей научного предвиде­

ния развития финансовой системы, зависящей от уровня развития

финансовой науки, методики планирования и прогнозирования,

применения экономико-математических методов и прочих фак­

торов;

• субъективные факторы, возникающие  в результате непра­

вильных действий работников финансовых органов, органов за­

конодательной и исполнительной власти, имеющих отношение

к финансовому планированию и прогнозированию, управлению

финансовыми потоками организации, распределению и исполь­

зованию финансовых ресурсов на макроуровне;

• непредвиденные обстоятельства (т. е. изменение условий ор­

ганизации финансовых отношений, например изменение порядка

осуществления налоговых  платежей), возникшие при выполне­

нии финансового плана, нарушающие заданный темп развития

или ритм производства как на отдельных предприятиях, так и в

экономике в целом;

• новые научные и технические  открытия, не учтенные ранее 

ири прогнозировании экономического развития и способные

дестабилизировать финансовую деятельность;

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­

тера, нарушающие ритм производства и уничтожающие создан­

ные материальные ценности, что обусловливает необходимость

использования финансовых резервов или мобилизации допол­

нительных финансовых ресурсов для устранения их неблагоп­

риятных последствий;

• непредвиденные события, связанные с международны­

ми осложнениями, проявлением  кризисных явлений в миро­

вой экономике, которые вызывают необходимость увеличения

объема государственных  расходов и привлечения дополни­

тельных финансовых ресурсов с использованием финансового

рынка;

• непредвиденные ситуации, вызванные переходом экономи­

ки страны к рыночным условиям хозяйствования, когда трудно

прогнозировать некоторые  условия, тенденции функционирова­

ния экономики из-за определенной стихийности в ее развитии.

В период становления рыночной экономики возможность нас­

тупления непредвиденных событий в социально-экономической

жизни общества особенно возрастает вследствие высокой степени 

стихийности рынка, основанного  на свободной конкуренции. В 

тгих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти мо­

гут решать определенные задачи общественного развития только

будучи уверенными, что  средства производства, предметы труда,

население материально защищены от любых случайностей.

Таким образом, в ходе оперативного управления финансами 

обеспечиваются стабильное развитие экономики государства  и 

функционирование субъектов  хозяйствования, решаются задачи

обеспечения финансовой поддержки  населения, предупреждают­

ся и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово­

хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия,

осуществляется маневрирование бюджетными средствами с це­

лью выполнения показателей  бюджетов всех уровней бюджетной

системы в складывающихся условиях.

Финансовый контрольпредставляет собой особую сферу дея­

тельности органов государственной власти, органов местного

самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и 

анализу информации о действительном финансовом состоянии 

управляемого объекта  и эффективности принятых управленчес­

ких решений. В ходе финансового  контроля осуществляются

сопоставление текущих и  плановых финансовых показателей,

проверка адресного и  целевого использования финансовых

ресурсов, оценивается правомерность  действий финансовых

работников и руководителей  организаций, министерств и 

ведомств, непосредственно  участвующих в распределении  финан­

совых средств на соответствующем уровне управления. Таким

образом, с переходом к  рыночным отношениям изменилась цель

финансового контроля —  от контроля за выполнением плана  в

условиях централизованной плановой экономики к контролю за

соблюдением законодательства. Финансовый контроль осущес­

твляется также в ходе финансового планирования и прогнозиро­

вания, когда при составлении финансовых прогнозов и финансо­

вых планов осуществляется оценка финансовых последствий

предполагаемых реформ, разрабатываемых  программ, законов,

инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные нега­

тивные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей

и организаций с целью  своевременного принятия соответствую­

щих мер и предупреждения различного рода нарушений.

Управление финансами  можно также классифицировать по

характеру и периоду управления, в соответствии с которыми раз­

личают стратегическое (общее) управление финансами и опера­

тивное управление финансами.

Стратегическое управление финансамиосуществляется высши­

ми органами законодательной  и исполнительной власти (Прези­

дентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в

ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов разви­

тия экономики государства, государственного и муниципального

секторов, долгосрочных целевых  программ развития отдельных 

отраслей, при планировании направлений совершенствования

бюджетной системы РФ. В  процессе осуществления стратегичес­

кого управления финансами  определяются источники и размеры 

финансовых ресурсов, которые  должны обеспечить воспроизвод­

ство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с

основными направлениями  финансовой политики; устанавлива­

ется оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами

органов государственной  власти, органов местного самоуправле­

ния и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффектив­

ные направления использования финансовых ресурсов и резервы

их роста.

Оперативное управление финансамиосуществляется министер­

ствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями,

непосредственно участвующими в реализации финансовых пла­

нов на централизованном и децентрализованном уровнях.

При осуществлении стратегического и оперативного управле­

ния финансами важно соблюдать системность в принятии управ­

ленческих решений, в основе которой лежит научный подход

обоснования методики финансового  прогнозирования и плани­

рования, организации оперативного управления финансовыми

ресурсами, выработки приемов  и методов финансового контро­

ля, соответствующих современным  рыночным условиям хозяй­

ствования, что позволяет выработать новые инструменты регули­

рования финансовых потоков, выявить преимущества одних

направлений развития финансов и бесперспективность других,

создает дополнительные предпосылки  к развитию финансового

механизма, непосредственно  участвующего в процессе управле­

ния финансами. Создание научного фундамента для разработки

и осуществления конкретных практических мер в области управ­

ления финансами особенно важно в условиях рыночной эконо­

мики, когда деятельность субъектов хозяйствования находится

под влиянием жесткой конкуренции  и функционирование эко­

номики характеризуется проявлением многих элементов стихий­

Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации