Управление финансами в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Федеральное Собрание и Министерство финансов РФ. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом,,осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

Файлы: 1 файл

фин политика.docx

— 68.60 Кб (Скачать файл)

ности. Научный подход к управлению финансами способствует

обеспечению стабильного  финансирования отраслей экономики 

и организаций, повышению  финансового благополучия населе­

ния, позволяет предотвратить или сгладить последствия небла­

гоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятель­

ности организаций и в совокупности обеспечить стабильное

развитие экономики государства.

Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходи­

мость пересмотра действовавшего в советское время механизма

управления финансами  на макро- и микроуровнях, разработки

принципиально новых методов  управления финансами, которые 

должны обеспечить финансовую самостоятельность администра­

тивно-территориальных образований на территории РФ, финан­

совую устойчивость субъектов хозяйствования, их инвестицион­

ную активность и создать другие необходимые условия для устой­

чивого и стабильного развития экономики и ее дальнейшего

роста. Для реализации на практике этих задач в современных

условиях в первую очередь необходимо четко разграничить функ­

ции органов законодательной и исполнительной власти, прини­

мающих участие в управлении государственными и муниципаль­

ными финансами, распределить финансовые полномочия между

федеральным центром, регионами  и муниципальными образова­

ниями, что требует серьезного совершенствования правовой

базы их деятельности.

 

 

Управление  финансами — это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов и обеспечение развития эффективного функционирования финансовой системы на всех уровнях.

В системе  управления финансами выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами – финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из этих фондов.

К объектам финансового управления также  можно отнести взаимоотношения:

-между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);

-между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;

-между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

-внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы  Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты  финансового управления: государственные  финансы, финансы хозяйствующих  субъектов и местные финансы.

Субъектами  управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям финансового управления следует  относить финансовое планирование и  прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с  денежных средств, а также регулирование  финансов на основе использования всех этих функций.

Воздействие субъекта на объект управления может  осуществляться с помощью как  административно-распорядительных, так  и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

 

 

Высшие  органы государственной власти управления финансами в РФ. 

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и  о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так  с согласия Госдумы он назначает  Председателя Правительства РФ, а  по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме  кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом  государственного управления финансами.  

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума  контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава  его аудиторов назначает и  освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и  другую половину состава ее аудиторов  назначает Совет федерации. 

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического  управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина  и других соответствующих федеральных  ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.  

ФЗ «О федеральном бюджете  на 1999 год»: ст.92 "Установить верхний  предел государственного внутреннего  долга РФ на 1 января 2000г.: по долговым обязательствам РФ – 648,3 млрд. руб.; по целевым долговым обязательствам РФ – 30 млрд. долговых рублей".

Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление государственных  внешних заимствований находится  в компетенции Правительства  РФ. К примеру, Минфин разрабатывает  проекты программ внешних заимствований  и с участием заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику  иностранных кредитных ресурсов.

Предельный размер государственных  внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном  бюджете.

ФЗ «О федеральном бюджете  на 1999 год»: ст.103 "Установить предельный размер государственных внешних  заимствований РФ на 1999 год в сумме 9,5 млрд. долларов США". 

Министерство  финансов Российской Федерации. 

Основные положения и  сущность  функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

-  разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

-                            составление проекта и исполнение государственного бюджета;

-                            осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;

-                            обеспечение устойчивости государственных финансови осуществление мер по развитию рынка.        

 Деятельность Министерства  финансов РФ определяется и  регулируется положением "О Министерстве  финансов" утвержденным постановление  Правительства РФ.

Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции  на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Минфин проводит в своей  компетенции комплексные ревизии  и тематические проверки поступлений  и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном  порядке рациональное и целевое  использование  средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов имеет  право:

-        ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;

-        взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;

-        выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;

-        предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;

-        осуществлять лицензионную деятельность.

В соответствии с положением  Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:

1)      Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.

2)      Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.

3)      Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.

4)      Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.

5)      Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение.

6)      Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.

7)      Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.)

8)      и другие департаменты.

В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение  о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

Структура территориальных  органов казначейства является трехуровневой:

Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный  систематический, полный и стандартизированный  учет операций и управление движением  средств на счетах казначейства, информирует  высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам  и расходам. Руководит работой  нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и  средствах федерального бюджета  и обеспечивает исполнение ими бюджета  в соответствии с действующим  законодательством.

Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в  составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие  органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств  федерального бюджета.

Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам  в городах, кроме городов районного  подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета  на территории и обеспечивают целевое  финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых  счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и  расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.

Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации