Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучение методик составления индивидуальных программ реабилитаций лиц с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", " социальная реабилитация" , " медицинская реабилитация"
2. Изучить категорий инвалидов.
3.Рассмотреть требования составления индивидуальной программы
4. Выяснить проблему реализации индивидуальных программ

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья…………………………………………...8
1.1. Инвалиды как социально уязвимая категория населения…………………..………………………………………………………8
1.2. Сущностная характеристика концепции независимой жизни инвалидов
………………..…………………………………………………………………...23
1.3. Проблема реабилитации инвалидов………………………………………31
Глава2. Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации.………………………………………………………40
2.1.Нормативно правовая база социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями………………………… …………………….40
2.2. Требования и разработка составления индивидуальных программ …………………………………………………………………………………….44
2.3. Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями ……………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………...56
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Требования и разработка индивидуальной программы реабилитации

 Деятельность по реализации  различных моделей помощи инвалидам  в своей основе имеет программу  реабилитационных мероприятий. Осуществление всех направлений социальной реабилитации инвалидов происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая позволяет учитывать физические и психофизиологические особенности инвалида и связанный с ними реабилитационный потенциал.

Основные требования к  формированию и реализации индивидуальной программы реабилитации изложены в  ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Индивидуальная программа реабилитации инвалидов - это разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реабилитации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.45

Индивидуальная программа  реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР инвалида содержит как  реабилитационные мероприятия, предоставляемые  инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых участвует  либо сам инвалид, либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Для инвалида ИПР имеет  рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении  себя конкретным техническим средством  или видом реабилитации. Если предусмотренное  программой реабилитации техническое  или иное средство либо услуга не могут  быть предоставлены инвалиду или  если инвалид приобрёл соответствующее  средство либо оплатил услугу за собственный  счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.46

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных  её частей освобождает соответствующие  органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также  другие организации от ответственности  за её исполнение и не даёт инвалиду права на получение компенсации  в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Основные принципы формирования ИПР: Индивидуальность реабилитации означает необходимость учёта конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума; Непрерывность реабилитации предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий; Последовательность в проведении реабилитации продиктована особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса; Преемственность этапов реабилитации заключается в учёте конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего.

Основные этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация ИПР, динамический контроль над отдельными результатами реабилитации.47 Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учёта многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т. д.

Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной  принадлежности осуществляется на этапах формирования, исполнения, организации  контроля исполнения индивидуальной программы  реабилитации, а также на этапе  совместной деятельности с общественными  организациями. Органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости субъектов Российской Федерации систематически предоставляют  информацию подведомственным учреждениям - исполнителям конкретных видов реабилитации и учреждениям МСЭ об осуществляемых ими реабилитационных мероприятиях, услугах и технических средствах.

Выбор реабилитационных учреждений для реализации ИПР осуществляется: с учётом территориальной близости реабилитационных услуг к потребителю; гарантии высокого качества реабилитационных услуг; обеспечения комплексности  реабилитационных услуг, многообразия форм и методов реабилитации на основе системного подхода к их реализации.

В учреждениях, реализующих  индивидуальные программы реабилитации инвалидов, выделяется специалист - организатор  выполнения ИПР, который ведёт первичный  приём инвалида; осуществляет контроль над выполнением реабилитационных мероприятий соответствующими специалистами; организует коллегиальное обсуждение эффективности реабилитационных мероприятий  и необходимость её корректировки. Органы социальной защиты населения выполняют как функции управления реабилитацией, так и функции исполнения ИПР инвалидов. Контроль над реализацией ИПР осуществляет бюро МСЭ, утвердившее программу, и органы социальной защиты по месту жительства инвалида.

Укомплектование учреждений МСЭ необходимыми специалистами  должно осуществляться в соответствии с Примерным положением об учреждениях  государственной службы медико-социальной экспертизы, которым в штатном нормативе Бюро МСЭ, в частности, предусмотрены не только врачи различных специальностей, но и специалисты по реабилитации, по социальной работе, психолог.48

Осуществление всех направлений  социальной реабилитации происходит в  рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая даёт возможность учитывать  физические и психологические особенности  инвалида и связанный с ним  реабилитационный потенциал. Индивидуальная программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий клиента (инвалида) и специалистов, способствующих оздоровлению и социальной адаптации.

Разработка ИПР состоит  из следующих этапов: проведение реабилитационно - экспертной диагностики, оценка реабилитационного  потенциала, реабилитационный прогноз  и определение мероприятий, технических  средств и услуг, позволяющих  инвалиду восстановить нарушенные или  компенсировать утраченные способности  к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

При формировании индивидуальной программы реабилитации необходимо определить: исполнителя; форму реабилитации (амбулаторная, стационарная);сроки  выполнения; объём (содержание и количество реабилитационных мероприятий);прогнозируемый результат (возможность компенсации  ограничений жизнедеятельности, достижение самостоятельного обслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).

 

 

 

2.3.Особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями

Порядок обеспечения инвалидов  техническими средствами реабилитации определен Постановлением Правительства  РФ от 31 декабря 2005 г. N 877 “О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-­ортопедическими изделиями”.

Заявление о предоставлении (замене) инвалиду технического средства реабилитации подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда  социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее  – орган ФСС).

Если же техническое средство реабилитации предоставляется инвалиду по Региональному перечню вспомогательных  технических средств реабилитации, то уполномоченным органом выступает управление социальной поддержки и защиты населения Вашего района.

При подаче заявления представляется паспорт и индивидуальная программа  реабилитации. Следует заострить  Ваше внимание на том, что оригинал ИПР остается у Вас, а сотруднику органа ФСС остается копия ИПР.

Технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия, передаваемые инвалидам бесплатно  в безвозмездное пользование, не подлежат отчуждению третьим лицам, в том числе продаже или  дарению.49

При обеспечении инвалида протезами, протезно-ортопедическими  изделиями: первичное и сложное  протезирование осуществляются на базе лечебно-профилактических учреждений, стационаров сложного протезирования протезно-ортопедических предприятий  или федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” с изготовлением, при  необходимости, лечебно-тренировочных  протезов. Основанием для изготовления и оплаты лечебно-тренировочного протеза  при первичном протезировании является справка о потребности в нем, выданная лечебно-профилактическим учреждением  или федеральным государственным  учреждением “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”; ортопедическая обувь, а  также обувь на протезы и ортопедические аппараты для инвалидов, имеющих культи обеих верхних конечностей, а также культю одной верхней конечности и деформацию кисти другой конечности, выдается с конструктивными элементами, которые обеспечивают возможность самостоятельного надевания обуви.

Для проезда к месту  нахождения лечебно-профилактического  учреждения, протезно-ортопедического  предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”, в которое выдано направление, инвалиду органом ФСС выдается специальный  талон на право бесплатного получения  проездных документов для проезда  на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) или именное  направление для бесплатного  получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным  и водным транспортом (далее - именное  направление). При необходимости  проезда 2 или более видами транспорта специальный талон (именное направление) выдается на каждый вид транспорта.50

Специальный талон (именное  направление) предоставляется также  лицу, сопровождающему инвалида, если необходимость сопровождения установлена  индивидуальной программой реабилитации. Специальный талон (именное направление) содержит данные, необходимые для оформления соответствующих проездных документов (билетов). Заполненный специальный талон (именное направление) выдается инвалиду для проезда к месту нахождения лечебно-профилактического учреждения, протезно-ортопедического предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” и в обратном направлении.

Специальный талон (именное  направление) предоставляется инвалиду, а также при необходимости - сопровождающему  его лицу не более чем на 4 поездки  к месту нахождения лечебно-профилактического  учреждения, протезно-ортопедического  предприятия, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”, в которые выданы направления, и 4 поездки в обратном направлении. Необходимость очередной поездки  письменно подтверждается указанными организациями путем выдачи инвалиду письменного уведомления для предъявления в уполномоченный орган.

Для проезда инвалид вправе воспользоваться следующими видами транспорта: железнодорожным транспортом  на расстояние до 200 км - в жестком  вагоне (без плацкарты), свыше 200 км - с плацкартой в купейном вагоне; водным транспортом - на местах III категории; автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси); воздушным транспортом на расстояние свыше 1500 километров или при отсутствии пассажирского железнодорожного сообщения - в салоне экономического класса.

Расходы на проживание инвалида, а также при необходимости - сопровождающего  его лица в случае изготовления протезов, протезно-ортопедических изделий в  амбулаторных условиях оплачиваются инвалиду, а также при необходимости - сопровождающему  его лицу протезно-ортопедическим предприятием, лечебно-профилактическим учреждением, федеральным государственным учреждением  “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы”.

Оплата расходов на проживание инвалидов производится в размерах, предусмотренных для оплаты командировочных  расходов лицам, направляемым в служебные  командировки в пределах Российской Федерации. Оплата расходов на проживание производится за фактическое число дней проживания, но не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению уполномоченного органа при проживании инвалида, а также при необходимости - сопровождающего его лица в отдаленном от протезно-ортопедического предприятия, лечебно-профилактического учреждения, федерального государственного учреждения “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” районе оплата может производиться за фактическое число дней проживания, но не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза, протезно-ортопедического изделия в течение одной поездки.51

В случае если инвалид, ветеран  самостоятельно решают вопрос о своем  протезировании в соответствии с  индивидуальными программами реабилитации, по решению уполномоченного органа им может быть предоставлено гарантийное  письмо об оплате соответствующей организации  стоимости изготовленных протезов, протезно-ортопедических изделий (в  размерах, не превышающих стоимость  таких протезов, протезно-ортопедических изделий, изготовленных в организации, отобранной уполномоченным органом  в установленном порядке). Отдельно следует сказать о правилах предоставления инвалидам с нарушениями слуха (за исключением лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний) услуг по сурдопереводу, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. №608.

Информация о работе Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации