Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучение методик составления индивидуальных программ реабилитаций лиц с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", " социальная реабилитация" , " медицинская реабилитация"
2. Изучить категорий инвалидов.
3.Рассмотреть требования составления индивидуальной программы
4. Выяснить проблему реализации индивидуальных программ

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья…………………………………………...8
1.1. Инвалиды как социально уязвимая категория населения…………………..………………………………………………………8
1.2. Сущностная характеристика концепции независимой жизни инвалидов
………………..…………………………………………………………………...23
1.3. Проблема реабилитации инвалидов………………………………………31
Глава2. Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации.………………………………………………………40
2.1.Нормативно правовая база социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями………………………… …………………….40
2.2. Требования и разработка составления индивидуальных программ …………………………………………………………………………………….44
2.3. Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями ……………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………...56
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

 

                                              Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья…………………………………………...8

1.1. Инвалиды как социально уязвимая категория населения…………………..………………………………………………………8

1.2. Сущностная характеристика концепции независимой жизни инвалидов

………………..…………………………………………………………………...23

1.3. Проблема реабилитации инвалидов………………………………………31

Глава2. Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации.………………………………………………………40

2.1.Нормативно правовая база социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями………………………… …………………….40

2.2. Требования и разработка составления индивидуальных программ …………………………………………………………………………………….44

2.3. Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями ……………………………………..49

Заключение……………………………………………………………………...56

Литература………………………………………………………………………57

 

 

 

Введение

Проблема реабилитации инвалидов  остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния  здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие  принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности  и доступности. Реализация индивидуального  плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах.

Для государства решение  вопросов социальной реабилитации инвалидов  позволяет реализовать принцип  социальной направленности, уменьшить  социальную напряженность среди  этой категории граждан. В связи  с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов  при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка – получение  образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве.

А в связи с тем, что  с января 2005 года льготы инвалидам  заменили денежной компенсацией, то вопрос о трудовой деятельности инвалидов  еще более актуален, так как  эти денежные средства не смогут в  полной мере удовлетворить все потребности  инвалида.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными  являются ухудшение экологической  обстановки, неблагоприятные условия  труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможности вести нормальный образ  жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Таким образом, восстанавливая способности инвалидов к социальному  функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники  и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.

Историю возникновения реабилитации лиц с физическими недостатками, как комплексного подхода в медицинской  и социальной сфере, необходимо вести  от 1832 г., когда в Мюнхене (Бавария, Германия) Йоган Эдлером фон Курц создает институт воспитания для  увечных одноруких мальчиков  с целью предоставления им образования, равной к образованию народной школы, научить ремеслам или «свободным профессиям», под медицинским контролем  и лечением. С 1874 г. в этом заведении  стали обучаться увечные однорукие  девочки, которые овладевали шитьем, вязанием и ведением домашнего хозяйства. До 1897 г. в Германии было создано 8 школ подобных Мюнхенскому институту, в  которых обучалось 550 увечных.

      В 1872 г.  пастор и филантроп Ганс Кнудсен  (Копенгаген, Дания) создает общество  помощи калекам, ортопедическую  клинику, профессиональную школу  для обучения и мастерскую  для работающих калек. Результаты  работы Копенгагенской школы  было обнародованы на Международном  конгрессе врачей в Копенгагене  в 1884 г. Опыт работы с увечными  и калеками получил положительный  отзыв со стороны врачей, и  вскоре они начали его  внедрять  для помощи лиц с физическими  ограничениями в скандинавских  странах (Швеция, Норвегия).

     В Петербурге (1895 г.) Комитет Красного Креста, на  основе опыта пастора Ганса  Кнудсена, создает приют – школу  для увечных, приют для взрослых  калек Петровского Общества и  Василиеостровского отделения Общества  опекунства бедных и больных. 1Дело в том, что мероприятия по лечению увечных и калек, их трудового обучения и социальной адаптации в XIX – нач. XX ст. как в Европе, США, так и в России, проводились за счет средств меценатов и общественных организаций, где особое место занимало Общество Красного Креста.

      Особенностью  развития формирования реабилитации  лиц с физическими недостатками  в России было то, что за  достаточно развитой системой  меценатства, организаторы приютов  – школ для увечных и калек  сталкивались с проблемами получения  помещений для организации приютов  и наличия подготовленных специалистов  среди преподавателей, воспитателей  для работы с калеками. Эту  проблему всегда рекомендовали  развязывать за счет увечных  и калек, которые хорошо учились  в приютах и имели достаточные  знания для обучения других.

Процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Основные проблемы социальной реабилитации инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения  общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее  условие социализации . Весомый вклад в изучение проблем инвалидов в обществе был внесен работами таких известных российских исследователей как Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, А.В. Кузнецовой, А.И. Осадчих и др. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере доступной среды ставит инвалидов в очень сложные условия. Проблемами формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов (жилая среда, образовательная, градостроительная) занимались, М.В.Коробов2, Е.И. Холостова3, Н.Ф. Дементьева4. Аспекты управления учреждениями социальной сферы отражены в работах Е.И. Холостовой, Л.В. Топчего и др., однако проблема межведомственного взаимодействия в области обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов недостаточно изучена в работах российских и зарубежных ученых.

В настоящее время немало работ Андреева О.С.5, Старобина Е.М.6, Черюканов А.В7., Шестаков В.П.8 посвящены социальной реабилитации инвалидов. И хотя проблема восстановления инвалидов посвящено много работ, ее еще отнюдь нельзя считать решенным.

Специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, на наш взгляд, внимание к этой проблеме уделяется недостаточно. Инвалид в России сталкивается с такими проблемами как одиночество (их общение часто ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников), невозможностью продолжить обучение и другими.

В условиях модернизации российского  общества инвалидам труднее равноправно  конкурировать на рынке труда  с полноценными в физическом отношении  людьми. В условиях общего роста  безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью, что негативно  сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.

 Актуальность темы  социальная реабилитация инвалидов  и методика её осуществления  обусловлена следующими обстоятельствами:

 Во-первых, возрастанием в современных условиях роли институтов социального обслуживания инвалидов. Это связано, прежде всего, с увеличением удельного веса этой категории населения;

 Во-вторых, повышенной потребностью инвалидов в социальной реабилитации, потому как эта категория населения является более уязвимой, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода;

 В-третьих, потребностью выявления существующих проблем в области социальной реабилитации, это необходимо для того, чтобы предотвратить их усугубление и выяснить какие мероприятия необходимо провести для стабилизации положения.

Цель курсовой работы изучение методик составления индивидуальных программ реабилитаций лиц с ограниченными возможностями.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

1.Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", " социальная реабилитация" , " медицинская реабилитация"

2. Изучить категорий инвалидов.

3.Рассмотреть требования составления индивидуальной программы

4. Выяснить проблему реализации индивидуальных программ

Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализа литературы и документации по исследуемой проблеме.

Объектом исследования социальная  и медицинская реабилитация инвалидов. Предметом исследования лица с ограниченными возможностями.

Глава 1. Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья

1.1. Сущность понятий "инвалидность", "инвалиды", " социальная реабилитация" , " медицинская реабилитация"

Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или  иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс  социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части  или элементы в него ходят.

В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I такое название, получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны, нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что  в Западной Европе данное слово имело  такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным  воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, –  развитие вооружений и расширение масштабов  войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных  конфликтов.

В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.; право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.

Первое правило – углубление понимания проблем – предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставленными им возможностями. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказывать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.

Второе правило – медицинское обслуживание – предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов, что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов. Специальное правило посвящено занятости – государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости.9

Государства должны активно  поддерживать включение инвалидов  в свободный рынок труда. Программы  социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих  инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или  восстанавливала их доходы. Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь.

Информация о работе Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации