Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучение методик составления индивидуальных программ реабилитаций лиц с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", " социальная реабилитация" , " медицинская реабилитация"
2. Изучить категорий инвалидов.
3.Рассмотреть требования составления индивидуальной программы
4. Выяснить проблему реализации индивидуальных программ

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья…………………………………………...8
1.1. Инвалиды как социально уязвимая категория населения…………………..………………………………………………………8
1.2. Сущностная характеристика концепции независимой жизни инвалидов
………………..…………………………………………………………………...23
1.3. Проблема реабилитации инвалидов………………………………………31
Глава2. Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации.………………………………………………………40
2.1.Нормативно правовая база социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями………………………… …………………….40
2.2. Требования и разработка составления индивидуальных программ …………………………………………………………………………………….44
2.3. Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями ……………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………...56
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

«Инвалид, – говорится  в Законе «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации», – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций  организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности  и вызывающее необходимость его  социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности, – поясняется в этом же законе, –  это полная или частичная утрата лицом способности или возможности  осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться  и заниматься трудовой деятельностью». 20 Слепые, глухие, немые люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.  Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: по возрасту; по происхождению инвалидности; по степени трудоспособности; по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, мало мобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации  быта инвалидов. Мало мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т.д. Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т.п.

Если такой инвалид  живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. Если он одинок, потребуются  специальные работники, которые  находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договора, приобретать  необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и  т.п. Такой инвалид нуждается и  в повседневном уходе, начиная с  утреннего туалета и заканчивая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.21

Таким образом, инвалид –  это лицо, которое имеет нарушение  здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеванием, последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части  общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Все  инвалиды по разным основаниям делятся  на несколько групп: по возрасту;  по степени трудоспособности и по характеру заболевания.22

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить  на 2 категории:  находящихся в  домах- интернатах;  проживающих  в семьях. Указанный критерий - место проживания- не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов. Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками. Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального  обслуживания инвалидов. В них принимаются  граждане (женщины с 55 лет, мужчины  с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей  или родителей, обязанных по закону их содержать в соответствии с  медицинскими рекомендациями организацию  трудовой занятости, способствующей поддержанию  активного образа жизни.

В домах - интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста( от 18 до 44 лет).Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с  детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует  преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).

Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения  центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального  паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

Следствием различной  степени нарушений функции опорно - двигательного аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло - колясок и только 41,5% - самостоятельно.

Характер патологи сказывается  и на способности молодых инвалидов  к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают  себя частично, 55,7% - полностью.23

Как видно из приведенной  характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих  учреждениях, а в ряде случаев  и интеграции в общество. В связи  с этим, большое значение приобретают  факторы, влияющие на социальную адаптацию  молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых  социальных потребностей с учетом резервных  возможностей инвалида. В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

В условиях дома- интерната  при отсутствии в штате специальных  работников, которые могли бы изучить  потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для  их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности  желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование  хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий  доминируют запросы в отношении  культурно- массовой работы (у 418% молодых  инвалидов).24

Роль социального работника  состоит в том, чтобы создать  особую среду в доме - интернате  и особенно в тех отделениях, где  проживают молодые инвалиды. Терапия  средой занимает ведущее место в  организации образа жизни инвалидов  молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной  среды обитания, которая побуждала  бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации  среды можно использовать занятость  трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой  перечень мероприятий должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые  инвалиды. В связи с этим, социальному  работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С  учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности  медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное  в их деятельности и использовать это для создания терапевтической  среды.25

Для создания положительной  терапевтической среды социальному  работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко  приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение  или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений  молодых инвалидов, а, возможно, и  их социальной интеграции.

1.2.Сущностная  характеристика концепции независимой  жизни инвалидов

 На протяжении всей  истории, российское государство  осуществляло социальную политику, направленную на решение проблем  инвалидов. На каждом этапе  своего развития государственная  социальная политика ориентировалась, как на ресурсы, которые могут быть выделены на поддержку инвалидов, так и на сложившиеся представления о том, на что они должны быть потрачены. Реально, в своем большинстве, эти люди исключены из общественной и политической жизни страны.

В последние десятилетия  российское общество столкнулось с  обострением проблем в осознании  поддержки инвалидов. Это было связано  с периодом экономической нестабильности, с увеличением числа людей  с ограниченными физическими  возможностями, с тем, что как  в обществе, так и в его властных структурах господствовали «традиционные», устаревшие подходы к решению  проблем в отношении инвалидов. Господствовали взгляды, сформировавшиеся еще на первом этапе становления  соответствующего направления государственной  социальной политики. 26

Первый этап был ориентирован исключительно на решение материальных проблем инвалидов (пособия, выплаты  и т.д.). Действующие государственные  программы в отношении инвалидов  были направлены преимущественно на их опеку. Такая социальная политика способствовала развитию зависимости  инвалидов и изоляции, вместо того, чтобы содействовать их интеграции в общество. Большинству инвалидов, чтобы включиться в активную жизнь  общества, приходилось преодолевать множество административных и психологических  барьеров, сталкиваться с той или  иной формой дискриминации. Особенно остро  складывалась ситуация в отношении  инвалидов - колясочников и прежде всего  молодежной части этой группы. Среди  них наиболее заинтересованными  в изменении ситуации были инвалиды трудоспособного возраста. Это объяснялось  тем, что именно инвалиды трудоспособного  возраста имели потенциал, необходимый  для преодоления своего пассивного положения.

На втором этапе развития социальной политики государством была сделана попытка, создать условия  для тех инвалидов, которые хотели, и были способны трудиться. Были созданы  трудовые артели и кооперативы инвалидов. Вместе с тем такая направленность социальной политики по-прежнему делала упор на материальную поддержку инвалидов. Правда различие (и достаточно существенное) было в том, что в данном случае была предпринята попытка отказа от поощрения иждивенческих настроений у инвалидов. Им были созданы условия для трудоустройства и возможности самим, зарабатывать средства на жизнь (в дополнение к выплачиваемой пенсии). Но следует учитывать, что приработок был небольшим. Инвалид, как правило, обеспечивался малоквалифицированной, монотонной работой, которая устраивала далеко ни всех.

С ростом культуры общества, с развитием социальных наук, появляется понимание того, что необходимо удовлетворять  не только материальные потребности  инвалидов, но и социальные, появляется понимание необходимости применения иных методов решения проблем  этой группы людей в новых социально-экономических  условиях. Принимается во внимание отличие инвалидов от других людей  в возможностях совместной защиты своих  прав и осуществлении взаимоподдержки  и взаимопомощи. Это послужило  толчком для развития следующего этапа социальной политики, этапа, когда  создаются условия для объединения  инвалидов в общественные организации  и создания на их базе своих собственных  предприятий. Это направление в  некоторой степени совпадало  с направлениями социальной политики западных стран, где государство  ориентирует инвалидов на самостоятельное  определение своей жизни. 27

К недостаткам реализации этого нового этапа развития социальной политики в России можно отнести  организационную зависимость общественных организаций от государства, отсутствие у инвалидов чувства равноправия  с другими гражданами, самостоятельности. В то время, когда на западе уже  обсуждают концепцию независимой  жизни инвалидов, в России инвалиды не наделены самостоятельностью, имеют множественные социальные ограничения.

Между тем, в конце двадцатого столетия, российское общество столкнулись  с тем, что среди инвалидов  увеличилось количество людей со средним и высшим образованием. Появляются новые технические средства, позволяющие  инвалидам активно участвовать  в труде, в общественной жизни. Изменилось само содержание труда в обществе. Трудовые процессы стали наукоемкими, требующими глубоких знаний. В тоже время они не создают непреодолимых  препятствий для участия в  них людей с ограниченными  физическими возможностями. Эта  новая ситуация требует пересмотра ряда законодательных положений  в сфере труда, нового подхода  к оценке возможности участия  инвалидов в производстве и бизнесе. Вместе с тем, социальная политика не вполне конструктивно реагирует  на это, и либо просто уходит, либо избегает этих проблем.

Как следствие этого, высокообразованная молодежь, имеющая ограниченные физические возможности, мало вовлекается в  производственную деятельность, в деятельность общественных организаций. Молодые  инвалиды страдают от изоляции, низкой самооценки и сталкиваются с препятствиями, которые мешают им учиться, работать, создавать семью и иметь возможность  жить так, как они сами этого хотят. 28

Информация о работе Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации