Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими, участниками боевых действий, вернувшимися из «горячих точек», а также рассмотреть технологии социальной работы с ними. Задачи: Дать анализ нормативно-правовой базы в отношении военнослужащих; Рассмотреть правовой статус военнослужащих Российской армии; Изучить особенности адаптации и социальной реабилитации военнослужащих, участников боевых действий, как одной из социально-уязвимых групп населения; Провести анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения: Изучить технологии социальной работы с военнослужащими.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования социальной работы с военнослужащими………………………………………………………………...5
Статус военнослужащих в Российской армии, их основные права, свободы и гарантии………………………………………………………..5
Психология войны и её связь с социальной работой………………….12
Понятие, сущность, цели, задачи и функции военно-социальной работы……………………………………………………………………...14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18
Глава 2. Основные проблемы социальной сферы Вооруженных сил……….21
Определение статуса «участник боевых действий»……………………21
Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил………………..24
Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»…………………………………………………………...31
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 70.17 Кб (Скачать файл)

Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг  и медицинского обеспечения в  целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих.

Условия прохождения военной  службы не соответствуют государственным  стандартам, нормам и требованиям  безопасности, вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма  военнослужащих при исполнении ими  обязанностей воинской службы.

Продолжает снижаться  уровень военно-профессиональной подготовки военнослужащих. Система военно-профессиональной ориентации молодежи является неэффективной, а сеть военно-учебных заведений - неоптимальной и высоко затратной. Устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень научно-педагогического  потенциала большинства военных  ВУЗов снижают качество подготовки выпускников. Более 45% из них завершают  обучение на «удовлетворительно», а  около 15% отчисляются в процессе учебы или в первые годы военной  службы.

Не отвечает современным  требованиям и система дополнительного  профессионального образования. Отсутствие заинтересованности военнослужащих в  повышении своей квалификации привели  к тому, что более 30% офицеров не соответствуют  требованиям к занимаемой воинской должности. Стабильно низкой остается доля военнослужащих, имеющих повышенную классную квалификацию.

В Вооруженных Силах отмечается низкий уровень удовлетворенности  качеством и доступностью предоставляемых  культурно-досуговых и информационных услуг. Многие услуги сферы культуры остаются недоступными в отдаленных и закрытых военных городках. При  этом недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью Интернет. На чрезвычайно низком уровне находится  материально-техническая обеспеченность культурно-досуговых учреждений. Только 8% из них оснащены современными техническими средствами (кинопроката, звуковещания и др.), около половины учреждений находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. В войсковых библиотеках до 80% книжного фонда устарело. Как следствие сложившейся ситуации, оказываемые культурно-досуговые и информационные услуги не отвечают возрастающим потребностям военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а у значительной части военнослужащих практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным досугом.

Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений  Министерства обороны свидетельствуют  о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную  службу, как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень  физической подготовленности военнослужащих в 12% управлений и воинских частей, участвовавших  в данных проверках, оценивается  как «неудовлетворительный», в 65.5% – лишь как «удовлетворительный [19].

На предприятиях военной  торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный ассортимент  реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен на отдельные  их виды в сравнении с иными  торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания.

Граждане, уволенные с  военной службы, а также члены  их семей испытывают трудности в  социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским  специальностям и содействии в трудоустройстве.

Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере  Вооруженных Сил, может повлечь  за собой:

в ближайшей перспективе  – ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности  военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;

в среднесрочной перспективе  – рост численности увольняемых  до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные  училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня;

в долгосрочной перспективе  – снижение боеспособности и боеготовности  Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности  России.

Нестабильный уровень  социально-психологического настроя  отмечался у офицерского состава, прапорщиков (мичманов) только после  начала действия нормативно-правовых норм, предусмотренных Федеральным  законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ по замене ряда социальных льгот военнослужащих их денежными выплатами.

Дополнительные меры по обеспечению  социальных гарантий и повышению  денежного довольствия войсковому звену, предпринятые в марте 2005 года, способствовали нормализации морально-психологического климата в соединениях и воинских частях.

Социологическим центром  Вооруженных Сил Российской Федерации 3–4 апреля 2006 г. проведен экспресс-опрос  участников второго Всеармейского  совещания офицеров войскового звена  по актуальным проблемам жизнедеятельности  армии и флота.

Положительные изменения, связанные  с осуществлением мероприятий строительства  и развития Вооруженных Сил, по мнению офицеров, сейчас стали все более  заметны в войсках. Вместе с тем, критически оценивая достигнутые результаты, участники Совещания назвали наиболее актуальные проблемы офицерского состава Вооруженных Сил:

  1. обеспечение достойного материального положения офицеров и членов их семей (72%);
  2. нерешенность жилищного вопроса для большинства военнослужащих и членов их семей (12%);
  3. необъективное освещение СМИ армейских проблем (4%) и другие вопросы[20].

Социально-экономическое  положение военнослужащих и членов их семей участники Совещания  характеризуют в основном как  среднее (36%) или ниже среднего (43%).

Практически никто из участников Совещания не оценил существующий уровень  материального положения военнослужащих как высокий.

Среди участников Совещания  своим материальным положением удовлетворены  почти 50% опрошенных; жилищными условиями  – 46%; условиями для отдыха и досуга – 4%[20].

С 1 октября 2008 года осуществлено очередное повышение денежного  довольствия военнослужащих на 9%. Напомним, что ранее в этом же году денежное довольствие уже повышалось на 9% (февраль 2008 г.). Очень важно, что синхронно  с увеличением денежного довольствия  установленным порядком были пересчитаны  и военные пенсии офицерам запаса.

В проекте федерального бюджета  на 2009-2011 гг. также предусмотрено  увеличение окладов по воинской должности  и по воинскому званию военнослужащих в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (в августе 2009 г. - на 8,5%, в январе 2010 г. - на 7%, в январе 2011 г. - на 6,8%). А также образование  поощрительного фонда Минобороны для 30 тысяч военнослужащих, проходящих военную службу в частях постоянной готовности, несущих боевое дежурство. На 2009-2011 гг. в поощрительный фонд планируется внесение соответственно 25 млрд. рублей, 33 млрд. рублей и 42 млрд. рублей.

Говоря в целом о  расходах по статье "Национальная оборона" (согласно проекту федерального бюджета  на 2009-2011 гг.), В. Заварзин отметил, что в 2009 году они возрасли на 25,7% - c 1016,7 млрд. рублей до 1277,5 и достигнули почти 1,3 трлн. рублей (14% от всех бюджетных трат). А к 2011 году по сравнению с 2008 годом рост расходов по разделу "Национальная оборона" планируется (согласно проекту федерального бюджета на 2009-2011 гг.) в номинальном выражении - 45,6%20

20 октября 2010 года Государственная  Дума РФ приняла в первом  чтении законопроект «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов»

По разделам проекта закона о бюджете на ближайшую трехлетку  картина будет выглядеть следующим  образом:

- денежное довольствие  и пенсионное обеспечение военнослужащих (расходы на оплату труда личного  состава Вооруженных сил в  2011 году составят 374 319,2 млн. руб., в 2012 году – 380 756,2 млн. руб., в 2013 году – 380 721,2 млн. руб.);

- транспортное обеспечение  (проектом федерального закона  предусмотрено выделить на воинские  перевозки в 2011 году 23 157,5 млн.  руб., в 2012 году – 23 072,4 млн. руб.  и в 2013 году – 23 072,4 млн. руб., что практически соответствует  уровню 2010 года);

- жилищное обеспечение  (проектом федерального закона  на 2011 год предусмотрены бюджетные  ассигнования на обеспечение  военнослужащих постоянным и  служебным жильем в объеме 73 972,5 млн. руб., в том числе: на  строительство и приобретение  жилых помещений для постоянного  проживания военнослужащих –  53 900,0 млн. руб., что составляет 100% от потребности; обеспечение военнослужащих  служебными жилыми помещениями  и жилыми помещениями в общежитиях  – 20 072,5 млн. руб., что составляет  менее 30% от потребности на 2011 год. Предусмотренные бюджетные  средства позволят получить за  счет строительства и покупки  около 30 тыс. квартир и решить  вопрос обеспечения военнослужащих  постоянным жильем.На получение жилья в 2012 и 2013 годах запланировано 24 652,5 млн. руб. (в том числе: на постоянное жилье – 5 000,0 млн. руб. и служебное – 19 152,5 млн. руб.) и 15 000,0 млн. руб. (в том числе: на постоянное жилье – 5 000,0 млн. руб. и служебное – 10 000,0 млн. руб.) соответственно)[21].

Военные социологи констатируют, что рост доверия военнослужащих обусловлен некоторым улучшением их материального положения. Эта социальная мера несколько стабилизировала  кадровую ситуацию в Вооруженных  Силах Российской Федерации. В настоящее  время 73% офицерского состава намерены продолжить службу в Вооруженных Силах.

2.3.Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек».

Технологии военно-социальной работы, применяемые высшими федеральными органами государственной власти и  военного управления (Министерство обороны  и другие федеральные органы исполнительной власти, где законодательством предусмотрена  военная служба), будут направлены на решение социальных проблем всей военно-социальной сферы, управление системой всестороннего обеспечения войск  и воинских формирований, на участие  в формировании государственной  социальной политики.

Структуры военного управления военно-социальной работой на уровне военного округа, объединений и соединений используют технологии изучения социально-психологической  обстановки в подчиненных им воинских и трудовых коллективах, социальной защиты военнослужащих, членов их семей  и гражданского персонала в масштабах, соответствующих региональному  уровню, — такие, как технологии комплексного планирования развития и  совершенствования социальной инфраструктуры военных гарнизонов и городков.

Технологии военно-социальной работы, соответствующие микросоциальному уровню, в масштабах воинской части или подразделения направлены на решение проблем отдельных военнослужащих, воинских коллективов и малых групп (технологии первоочередной адресной социальной поддержки военнослужащих, оказание индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих).

Военно-социальная работа предполагает применение в полном объёме общих  технологий, активно используемых в  других сферах общества, - социальной диагностики, социальной терапии и коррекции, социальной адаптации и реабилитации, социального страхования и социального  обеспечения.

Кроме того, в военно-социальной сфере широко применяются специфические  технологии, определяемые характеристиками объекта, а также особенностями  социальных проблем, для решения  которых они предназначены. К таким технологиям относится социальная работа с военнослужащими и членами их семей, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, а также технологии вмешательства в кризисную ситуацию военнослужащих (работа с семьями погибших военнослужащих, военнослужащими, не имеющими жилья, с военнослужащими, увольняемыми с военной службы, и т.п.).

Анализ научной литературы позволяет выделить 12 основных технологий социальной работы с военнослужащими  и членами их семей, которые характеризуются достаточно глубоким теоретическим обоснованием, богатым эмпирическим материалом и востребованы практикой[22].

Технология социальной работы с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом.

Непосредственными исполнителями  являются  заместители командиров по работе с личным составом, социальные работники, введенные в штаты  частей с 1995 года, военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских  учреждений.

Строевые командиры и  руководители любого ранга должны обеспечивать в пределах своей компетенции  социальную защищенность подчиненных  им военнослужащих и их семей.

Информация о работе Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»