Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими, участниками боевых действий, вернувшимися из «горячих точек», а также рассмотреть технологии социальной работы с ними. Задачи: Дать анализ нормативно-правовой базы в отношении военнослужащих; Рассмотреть правовой статус военнослужащих Российской армии; Изучить особенности адаптации и социальной реабилитации военнослужащих, участников боевых действий, как одной из социально-уязвимых групп населения; Провести анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения: Изучить технологии социальной работы с военнослужащими.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования социальной работы с военнослужащими………………………………………………………………...5
Статус военнослужащих в Российской армии, их основные права, свободы и гарантии………………………………………………………..5
Психология войны и её связь с социальной работой………………….12
Понятие, сущность, цели, задачи и функции военно-социальной работы……………………………………………………………………...14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18
Глава 2. Основные проблемы социальной сферы Вооруженных сил……….21
Определение статуса «участник боевых действий»……………………21
Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил………………..24
Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»…………………………………………………………...31
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 70.17 Кб (Скачать файл)

Функции военно-социальной работы:

    1. диагностико-прогностическая функция, обусловливающая соответствующую сферу социальной работы с военнослужащими и членами их семей - сферу социальной диагностики и прогнозирования;
    2. обслуживающая функция, которая обусловливает развитие соответствующей сферы социально-бытового обслуживания;
    3. адаптационная функция, которой соответствует сфера социальной адаптации (реадаптации) клиентов военно-социальной работы;
    4. реабилитационная функция военно-социальной работы обусловливает развитие и функционирование сферы социальной реабилитации ее клиентов.
    5. анимационная функция, обусловливающая формирование и функционирование сферы социально-культурного развития;
    6. Образовательная функция военно-социальной работы обусловливает функционирование сферы подготовки и переподготовки кадров;
    7. Организационно-распорядительская функция военно-социальной работы обусловливает развитие и функционирование сферы ее менеджмента;
    8. функция социального просвещения. Она формирует соответствующую ей сферу социального просвещения.

В своей совокупности эти  функции (по другим основаниям возможно выделение и других) реализуют  основные задачи, методы и организационные  формы военно-социальной работы; определяют возможности и основные направления  ее развития в воинском социуме; обусловливают  инфраструктуру социальной службы в  воинских частях, городках, гарнизонах; обосновывают потребности в кадрах специалистов в области военно-социальной педагогики и военно-социальной работы; определяют области возможного сотрудничества государственных и общественных социальных служб с социальными службами воинского социума и т.д.

Таким образом, военно-социальная работа представляет собой практику, отражающую преобразовательную деятельность людей и институтов; теорию, отражающую научно-познавательную их деятельность в социальной практике; научно-образовательный  комплекс, отражающий научно-образовательную  их деятельность по подготовке кадров как для практической и теоретической, так и для собственно образовательной  деятельности (речь идет о трех гранях военно-социальной работы)[14].

Выводы по 1 главе

Одна из составляющих военного потенциала государства – морально-боевая готовность к защите своей Родины, напрямую зависит от чувства защищенности государством военнослужащих, принимающих  участие в действиях в «горячих точках». Будет большим оптимизмом утверждать, что в этом плане у  нас в стране все хорошо. Не идут на пользу этому попытки судить по «законам мирного времени» полковника Буданова, многочисленные факты «выбивания через суд» денег бывшими участниками  контртеррористической операции в  Северо-Кавказском регионе, потуги задарма  сформировать из военнослужащих-контрактников 76 дивизию ВДВ и другие реалии нынешней военной службы.

- к военнослужащим относятся  офицеры, прапорщики и мичманы,  курсанты военных образовательных  учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы до заключения с ними контракта о прохождении военной службы и во время ее прохождения;

Мы узнали, что к основным правам и свободам военнослужащих относятся: защита свободы, чести и достоинства военнослужащих; право на свободу передвижения и выбора места жительства; свобода слова и право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании; свобода совести и вероисповедания; право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд; служебное время и право на отдых; вопросы денежного довольствия и дополнительных выплат; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и права в области культуры; вопросы проезда на транспорте и почтовых отправлений.

Нами было также установлено, что поскольку задачи, возложенные  на Министерство обороны, выполняют  лица, находящиеся на военной службе, для них необходимо создавать  социальные условия такого же уровня, как и для рядовых граждан. В связи с чем были приняты законы №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В условиях недостаточной  правовой регламентации статуса  военнослужащего в период прохождения  военной службы в «горячей точке», и после нее, остается широкое  поле деятельности для тех бюрократов, для которых «война – мать родная». Чтобы обезоружить их, создать  условия для чувства правовой защищенности необходимо, в первую очередь, создать твердую законодательную  базу.

Звания ветеранов боевых действий, гарантии и компенсации  предоставляются военнослужащим для  определения их статуса в обществе, как возмещение затраченных военнослужащими  физических и нравственных сил, в  ходе участия в боевых действиях. В этом вопросе нельзя подходить  по принципу: насколько навоевал, столько  льгот и компенсаций получи. Льготы ветеранам – не оплата, а компенсация. Нет, и не может быть шкалы для  оценки степени участия в боевых действиях. Нет шкалы оценки потери нравственных сил каждым военнослужащим, т.к. психологическая устойчивость каждого человека индивидуальна. Звание «ветеран боевых действий» это не только льготы и компенсации, но и признание государством особой значимости вооруженной защиты Родины[15].

 

Глава 2. Основные проблемы социальной сферы Вооруженных сил.

2.1. Определение статуса «участник боевых действий».

Отсутствие определенности в трактовке понятия «участник  боевых действий» напрямую связано  с неоднозначностью трактовки понятия  «боевые действия». Анализ показывает, что в законодательстве, регулирующем вопросы военно-социальной политики в отношении участники боевых действий, отсутствует единое толкование указанных понятий. Ранее для  обозначения указанной категории  граждан употреблялось понятие  «воин-интернационалист», которое носило не столько юридический, сколько  идеологический смысл.

Проблема определения  критериев отнесения военнослужащих к категории ветеранов боевых действий может быть реализована  только через корректировку и  совершенствование нормативно-правовой базы военно-социальной политики в  отношении указанных категорий  граждан.

В апреле 2013 года готовится  выйти Проект Федерального Закона №34763-3 "О статусе участников боевых действий" (ред., внесенная в ГД ФС РФ).

Участниками боевых действий являются[16]:

а) военнослужащие, в том  числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая  воспитанников воинских частей и  юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших  в состав действующей армии в  период Великой Отечественной войны  или период других боевых операций по защите Отечества, партизаны и  члены подпольных организаций, действовавших  в период Великой Отечественной  войны на временно оккупированных территориях СССР, в период выполнения интернациональных задач в Республике Афганистан, в период выполнения воинского долга во время войны в Корее в 1950-1953 годах и во время войны во Вьетнаме в 1965-1975 годах, а также в Египте, Сирии, Эфиопии, Анголе и в других государствах, куда правительство СССР направляло свои воинские контингенты и военных специалистов;

б) военнослужащие и работники  органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе уволенные  в запас (отставку), проходившие военную  службу службу, либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав воинских формирований, участвовавших в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Приднестровье, а также в установлении конституционного строя в Чеченской Республике в 1994-1996 годах, проведении  общевойсковых операций в Республике Дагестан в 1999 году и в Чеченской Республике в 1999-2000 годах;

в) военнослужащие, работники  органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе уволенные  в запас (отставку), проходившие военную  службу, либо временно находившиеся в  воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав воинских формирований, которые принимали участие в  вооруженных конфликтах и общевойсковых  операциях, а также в условиях чрезвычайной ситуации на территориях  Российской Федерации, стран СНГ  и других государствах;

г) военнослужащие, в том  числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные  сборы, лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники  Министерства обороны СССР и работники  Министерства обороны Российской Федерации, направленные в другие государства  органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие  в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах;

д) военнослужащие автомобильных  батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

е) военнослужащие летного  состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в  Афганистан в период ведения там  боевых действий;

ж) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской  авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных  Сил СССР и Вооруженных Сил  Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в  период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

з) лица вольнонаемного состава  армии и флота, войск и органов  внутренних дел, органов государственной  безопасности, занимавшие штатные должности  в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в воинские формирования, упомянутые в подпунктах а), б) и в)пункта 1 настоящей статьи, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

и) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении  срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

к) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие специальные задания  в воинских частях, входивших в  состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

л) военнослужащие, в том  числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов  защиты народа, принимавшие участие  в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;

м) лица, принимавшие участие  в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств[16].

2.2. Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил.

Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном  этапе нацелено на достижение новых  качественных показателей в области  повышения боевой готовности и обеспечения  обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей.

Модернизация ключевых компонентов  формирования и функционирования Вооруженных  Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое  оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных  Сил.

В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных  Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства[17].

Так, размеры денежного  довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала  Вооруженных Сил и тенденции  их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации  к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние  темпы роста денежных доходов  семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих  денежные доходы на одного члена семьи  меньше прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60% военнослужащих[18].

Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий ведет к увеличению разрыва между  темпами роста пенсионного обеспечения  лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.

Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих и  членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей  офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40% военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого – отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять-шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии.

Информация о работе Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»