Технологии социальной работы с людьми, имеющими психические отклонения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач развития психиатрических служб в настоящее время является переход от чисто медицинской к психосоциальной модели оказания помощи. В связи с этим все большее внимание необходимо уделять не только клиническим, но также психологическим и социальным факторам, личностным и социальным особенностям индивидуума в их взаимодействии, и, таким образом, оказывать более разностороннюю и эффективную помощь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...стр.3-5
Глава 1 «Душевнобольные как клиенты социальной работы. Социальная работа в психиатрии »………………...стр.6-14
1.1. Пациенты психиатрической больницы…………………..стр.6-10
1.2. Социальная работа с пациентами психиатрической больницы ….……………………………………………...стр.10-15
Глава 2 «Технология социальной работы с пациентами психиатрической больницы»…………………………….………………………………..стр.16-27
2.1 Уровни оказания социальной помощи .………………..стр.16-21
2.2. Организация реабилитационного процесса…………...стр.21-27
Заключение…………………………………………………………….стр.28-29
Глоссарий………………………………………………………………стр.30-31
Библиография………………………………………………………….стр.32-33

Файлы: 1 файл

курсовая работа!!!.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

1.2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПАЦИЕНТАМИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

          В современном обществе актуальными являются проблемы реабилитации и интеграции психически больных людей в общество, в связи с

  [2] Лекция «Социальная психиатрия»


чем повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической  помощи. Говоря об общем подходе  к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одной  медицинской модели психических  расстройств означает лишь одностороннюю  оценку явления. Постепенно эта модель уступила место более свободному подходу к проблеме, который включает психосоциальную ориентацию. Объединение медицинской, психологической и социальной моделей в системной биопсихосоциальной модели является особой методологической установкой, дающей возможность избежать альтернативности в подходе к человеку (биологическое и социальное), страдающему тем или иным недугом, и открывающей большую возможность правильного понимания целей и задач профилактики и лечения. [3, с. 57]

        Социальная работа в психиатрии имеет следующие специфические черты. Во-первых, социальная работа тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания. При этом учитывают обусловленные нозологией (учение о болезнях) и возрастом психологические аспекты, личностные характеристики, реакции личности на болезнь. Эта особенность определяет участие специалистов по социальной работе в полипрофессиональных бригадах. Во-вторых, социальная работа всегда несет в себе определенный социотерапевтический эффект. Лечебно-реабилитационные цели преследуются всеми видами психосоциального вмешательства. Социотерапевтическое вмешательство, направленное непосредственно на самого больного, является существенной частью терапии. Социальные и семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с лекарственными и должны использоваться наряду с ними, причем в некоторых случаях могут их полностью заменить. И наконец, социальная работа в тех случаях, когда это возможно, должна способствовать активации


[3] Лукьянова И.Е. Инновационная реабилитация – приоритетное направление медико-социальной работы // Социальные технологии и исследования. 2006. № 2.

автономии больного, улучшению  его социального функционирования и, в  конечном итоге, повышению его социальной компетентности.

Одним из важнейших подходов в социальной работе с душевнобольными является психосоциальная работа. Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социальной работой.

В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой – оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

В узком смысле психосоциальная работа – это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.

Психосоциальная работа имеет место  в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности:

  • забота о здоровье матери и ребенка,
  • детские ясли,
  • школы,
  • система социальной зашиты,
  • система уголовного исправления,
  • воспитание молодежи,
  • психиатрия,
  • психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство 

 Психотерапия осуществляется, как правило, психологами или психиатрами и социальными работниками с дополнительной терапевтической подготовкой. Только незначительное число из них, однако, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется много достаточно больших профессиональных групп, которые получают пользу от применения в своей работе отдельных элементов психотерапевтических знаний и делают это более или менее сознательно. Эти знания определялись в аналитической работе по психотерапии как «психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по мнению многих, было слишком слабым. И в итоге пришли к необходимости делать различие между психотерапией и социальной работой. Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. [4]

       Источниками внешнего социально-психологического неблагополучия человека становятся: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизни, адаптация после травм, возвращение из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов и т.п. Особенно беззащитны и уязвимы социально депривированные и дезадаптированные люди. Чаще всего это люди с ограниченными возможностями, пожилые, безработные, люди, находящиеся в кризисе, подвергшиеся насилию, получившие психическую травму.

В психосоциальной работе в России особое внимание уделяется психологическим аспектам адаптации субъекта к изменившимся условиям, трудной жизненной ситуации. Психосоциальная работа развивается на стыке наук – практической психологии и социономии (теории социальной работы). Цель социальной работы – содействие человеку в трудной жизненной ситуации, а цель практической психологии – поиск адекватных способов воздействия на человека. В связи с этим предмет исследований психосоциальной практики – поиск способов, мотивирующих человека на


[4]Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы

преодоление трудной жизненной ситуации, поиск личностных ресурсов и

ресурсов социальной среды.

Главная цель психосоциальной работы – продуктивная социализация душевнобольного в изменившихся условиях, забота о его здоровье, создание условий нормальной адаптации и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление, компенсация утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности.

  В функции специалиста по социальной работе наряду со многими другими входит и оказание первичной психологической (кризисной) помощи

и социальной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной  ситуации. Особое значение придаётся построению помогающих отношений, среди которых выделяют несколько уровней взаимодействия. Наиболее важные из них:

- обращение к себе, поскольку  личность, личностное самочувствие  и идентификации всегда присутствуют  в пространстве взаимоотношений  специалиста с клиентом;

- приобретение умений, навыков  и техник, которые позволяли бы  без оценки личности направлять её к осознанию когнитивных, чувственных и

духовных сторон, содействуя развитию способностей, их свободному

проявлению в различных ситуациях. [5, с.7]

Психологическое воздействие специалиста  подчинено определённой цели и направлено на изменение психологического состояния  клиента, проявления у него признаков  социальной дезадаптации, дезинтеграции и депривации. Нарушения проявляются в ригидности (негибкости), социальной «тупости», социальной «дезинтеграции и изолированности личности».

Суть психосоциального подхода в социальной работе заключается в том, чтобы понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений его с миром, который его окружает, не разделять понятия


[5] Психотерапия / Г.Палмад. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с. – (Серия «Концентрированная психология»).

«внутренний мир» и «внешняя реальность», а понимать целостность человека в ситуации, его психосоциальность.

Цель психосоциального подхода  заключается в поддержании равновесия между внутренней психической жизнью субъекта и его межсистемными  отношениями, влияющими на процесс  и качество жизнедеятельности. [5,с.17]

Продуктивная социализация личности в изменившихся условиях, формирование адаптивности как жизненного качества, должно быть основным результатом психосоциальной работы. 

Таким образом, в данной главе мы раскрыли портрет душевнобольного. Сконцентрировав своё внимание на типологии психических отклонений, которые подлежат рассмотрению с точки зрения социальной работы в психиатрии, были выявлены основные специфические черты деятельности профессионала. Так же было рассмотрено такое понятие как психосоциальная работа, выявлены её особенности и показана необходимость её проведения для того, чтобы понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений его с миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ»

    1. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Социальная работа с психически больными, особенно если она проводится во внебольничных условиях, по возможности  должна охватить все сферы его  жизни и на всех социальных уровнях (на микро, мезо- и макросоциальных  уровнях).

Микроуровень касается состояния здоровья пациента. Это — тканевой, физиологический уровень.

Целью работы является облегчение симптомов заболевания. В зависимости от клинического состояния больного этот уровень в реабилитации может занимать большее или меньшее место. Социальный работник наравне с медицинским персоналом участвует в процессе медицинской реабилитации. Он должен знать клинические особенности того или иного заболевания и уметь распознать изменения в течении болезни, признаки углубления симптомов или, наоборот, облегчения болезненного состояния с тем, чтобы изменить схему и методы лечения. [6]

В задачи социального работника входит обеспечение рационального питания, установление контроля за психофармакологическим лечением, проведение медико-реабилитационных мероприятий (лечебно-стимулирующей физкультуры, терапии занятостью, трудотерапии, культтерапию). Он должен способствовать формированию здорового образа жизни пациента, искоренению его вредных привычек (курения, злоупотребления алкоголем). Большое значение имеет идентификация личности больного, психологическая коррекция, психосоциальная работа, в основе которой лежит пациент-центрированный подход с опорой на


[6]Основы социальной и клинической психиатрии / Т.В.Зозуля - электронное издание

потребности клиента.

Важно, чтобы в самом  начале психосоциальной работы подопечный осознал отношение к себе и  своим поступкам, к заболеванию  и его последствиям, с тем, чтобы  в дальнейшем смог бы обрести контроль над болезнью или ее отдельными проявлениями. Это достигается разными способами, главные из которых — психокоррекционный и психообразовательный. В социально-реабилитационные программы обязательно должны включаться образовательные курсы по основам психиатрических знаний, формированию правильного отношения к своему здоровью и поведению. Психообразование может проводиться в виде информационно-образовательных школ, консультирования, индивидуального руководства социальным работником. Необходимо помнить, что, заболевая, человек обычно и на уровне самосознания берет на себя роль больного. Возникает увлеченность этой ролью, подсознательное стремление увидеть в ней преимущества для себя (можно бездельничать, пользоваться заботой и вниманием близких, со стороны общества получать материальную поддержку). При установлении инвалидности возникает и новый социальный статус. Пациент принимает на себя роль больного — со сниженной самооценкой, чувством неполноценности, заниженными ожиданиями на будущее. Происходит пересмотр социальных ролей, дезадаптация к новому (дефектному) статусу, вырабатывается искаженный образ жизни, появляется угнетающее чувство зависимости от окружающих, неуверенность, тревожные опасения. В социальном плане возникают вынужденная изоляция, социальная депривация, дефицит занятости, снижение творческой активности личности с ослаблением побудительных мотивов к деятельности. В конечном итоге ярлык «больного», «инвалида» психологически принимается как самим индивидом, так и его близкими и социальным окружением. В процессе психокоррекционной работы с личностью постепенно возвращается чувство самодостаточности, самокомпетентности, уверенности в собственных силах. И эти чувства являются самым сильным мотивом для последующих преобразований.

Мезоуровень отражает состояние социального функционирования больного. Он охватывает ближайшее окружение пациента и его социальные контакты — семью, сообщество, в котором он проживает, учится или работает. Реабилитационный процесс организуется в форме как индивидуальной, так и групповой работы (что требуется значительно чаще).

Цель  работы на мезоуровне — преодоление болезненных расстройств, функционального дефицита и решение проблемных ситуаций. К ней приступают по завершению обострения психического состояния, на стадии выздоровления или ремиссии, при угрозе или наступившей инвалидизации больного. Социальный работник работает с подопечным как с личностью и как с членом общества. Главное — создать мотивацию к преобразованиям, стремление обучаться, а затем научить пациента справляться со своими проблемами, привить ему необходимые жизненные навыки. Для успешной ресоциализации больного, восстановления его социальной ценности особое значение приобретает выявление компенсаторных возможностей, исследование взаимовлияния больного и его окружения. Эти знания станут основой для последующей психосоциальной помощи. Высокой эффективностью в социальной реабилитации отличаются различные виды индивидуальной и групповой психотерапии, тренинга социальных и коммуникативных навыков. Социальные тренинга, ролевые игры способствуют повышению компетенции в исполнении социальных ролей (супруга, родителя, друга, работника). Психосоциальные воздействия положительно влияют на личностный рост больного, его социальную компетенцию, способствуют самоутверждению, формированию новых коммуникативных возможностей, социальных контактов, умению противостоять стрессовым факторам. Личностные изменения, перестройка системы установок больного, приобретение новых социально значимых ценностных ориентации — вот наиболее важные вехи реабилитационного процесса. Существенной частью социальной работы с психически больными является социальная поддержка. Она может быть психологической, эмоциональной или финансовой в виде непосредственной материальной помощи (бытовой или трудоустройства). По мнению английских ученых Д. Голдберга и П. Хаксли, социальная поддержка играет буферную роль в отношении рецидивов заболевания и способствует социальной реинтеграции пациентов.

Информация о работе Технологии социальной работы с людьми, имеющими психические отклонения