Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………………....11
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………. …30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

 

Игровая терапия

 

Тема  занятия

Содержание  занятия

1

Вежливые хозяева

Кукольное представление  «Кошкин дом»

Ролевая игра «Вежливые  хозяева»

2

Если я злюсь…

Упражнение  «Если я злюсь…»

Упражнение  «Спектакль»

Упражнение «Счет до десяти»

Игра «Зайчики»

3

Бежим от злости

Гимнастика

Игра «Дрова»

Игра «Подушки»

Игровой массаж

4

Помощь

Беседа «Помощь»

Игра «Доктор или медсестра»

5

Словарик хороших  слов

Игра «Словарик  хороших слов»

Игра «Поводырь»

Игра «Диспетчер»


 

В результате прохождения курса игровой терапии дети и подростки справляются с психологической травмой и текущими проблемами, а также учатся преодолевать свои эмоциональные трудности, становятся более уверенным в себе, могут выражать свои эмоции адекватным и безопасным способом и многое другое. Игровая терапия позволяет посредством игры выйти на взаимодействие с внутренним миром ребенка и безопасно трансформировать опыт прошлого в новое осмысление.

Сказкотерапия

В сказкотерапии  подбор материала идет с учетом особенностей современного развития детей.

  • Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»
  • Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»
  • Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»
  • Упражнение-игра № 4 «Начинка для пирога»

Сказкотерапия – направление  практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Таких целей с помощью сказкотерапии удается достичь, потому что: во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира;  во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми; в-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

 

Исследовав и проанализировав данные технологии можно сделать ряд выводов.

Наши предки, занимаясь  воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они  вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли детей от «напастей», учили их жизни. Уже сегодня, говорят, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу сказкотерапии.   

В импровизационной игре создаются специальные стрессовые ситуации испуга, обвинения, спора, и ребенку предоставляется возможность их самостоятельного разрешения. Если он не может сделать это приемлемым образом, ему подсказываются пути разрешения конфликта, но не прямо, а через соответствующее поведение персонажа, изображаемого педагогом. Подобное поведение подразумевает уверенность, кооперацию, ролевую гибкость, отсутствие страха и агрессивности.

Также из данной курсовой работы можно увидеть, что и арт-терапия является сильным механизмом коррекционного воздействия.

Она состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Арт-терапия позволяет:

  • Изучить жизненный опыт;
  • Повысить самооценки ребёнка, изменения его самоотношения в позитивную сторону, приобретение уверенности в себе
  • Человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее.

Для выявления агрессивных тенденций личности был повторно использован опросник Басса - Дарки. Он позволил проследить за динамикой проявлений агрессивности и враждебности группы учащихся 5 класса школы № 2.

В результате сопоставления результатов исследования, полученных в начальной и заключительной стадиях, были выявлены изменения в положительной корректировке исследуемых характеристик личности детей - агрессивные тенденции снизились на 12%, враждебность на 8%.

В процессе исследования были разработаны анкеты, которые должны были выявить мнение родителей и педагогов учащихся 5 класса СОШ № 2, на предмет: 1) сколько детей проявляют агрессию, 2) какие занятия проводятся с учащимися, 3) способствуют ли эти занятия снижению агрессивности и 4) какие технологии считаются наиболее эффективными. ( Приложение 3)

Результаты  анкетирования выглядят следующим  образом:

    1. 100 %  родителей считают, что их дети проявляют агрессивность.

80 % педагогов  считают, что вся группа 5 класса, состоящая из 10 человек, проявляет агрессию.

20 % педагогов  считают, что 7 из 10 учащихся проявляют агрессивность.

    1. Родители:
      • Занятия по арттерапии – 70 %
      • Занятия по игровой терапии – 20 %
      • Занятия по сказкотерапии – 40 %

Педагоги:

      • Занятия по арттерапии –80%
      • Занятия по игровой терапии – 40 %
      • Занятия по сказкотерапии – 60 %
    1. Родители: ДА – 80 %, НЕТ – 20%

  Педагоги: ДА – 80%, НЕТ – 20%

    1. Родители:
      • Арттерапия – 60%
      • Сказкотерапия – 30%
      • Игровая терапия – 10%

Педагоги:

      • Арттерапия – 40 %
      • Сказкотерапия – 40 %
      • Игровая терапия – 20 %

 

Учитывая  мнение родителей и педагогов можно сделать выводы, что почти все считают что учащиеся 5 класса проявляют агрессию; с детьми проводится работа, в частности технологии арттерапии, сказкотерапии и игровой терапии; опрашиваемые сошлись во мнении, что занятия способствуют снижению агрессии у подростков; наиболее эффективной технологией считается арттерапия, затем сказкотерапия и игровая терапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для изучения феномена агрессивности нужно в первую очередь определить, что представляет собой агрессия и агрессивное поведение, выделить основные черты, виды агрессии, классификации.

В настоящее  время изучены условия воспитания, способствующие возникновению и закреплению агрессивных проявлений. В данной работе показано, что на присвоение норм поведения и нравственных ценностей в целом существенно влияет та забота, которую ребенок получил со стороны взрослых в детстве, т.е. обращение с ребенком в семье.

Особенно  важно определить, что повлияло на формирование агрессивного поведения  у ребенка. Необходимо знать какой вид агрессии преобладает на каждом возрастном этапе. Благодаря этому можно определить, где произошло нарушение, какова причина появления агрессии, и сделать прогноз о её развитии..

В данной курсовой работе рассматриваются причины, факторы, способствующие возникновению агрессивных тенденций, а также ряд технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения, таких как: сказкотерапия, игротерапия и арт-терапия.

В результате проведенного исследования можно придти к ряду выводов.

Для преодоления  и предупреждения агрессивного поведения  детей можно использовать рисование, музыку, подвижные игры и т.д. Агрессивные  проявления можно снимать с помощью  различных упражнений. Дети хорошо осваивают их только в том случае, если агрессивность на самом деле приносит этим детям много проблем, и они это осознают.

Особый интерес  представляет технология арт – терапии, т.к. она является наиболее эффективной.

В результате исследования можно подвести следующие  итоги: вследствие сопоставления результатов исследования по опроснику Басса - Дарки, полученных в начальной и заключительной стадиях эксперимента, были выявлены изменения в положительной корректировке исследуемых характеристик личности детей - агрессивные тенденции снизились на 12%, враждебность на 8%.

Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что применяемые коррекционные технологии социальной работы будут эффективно влиять на снижение агрессии у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).– М.: Академия, 2004-288 с.
  2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когнито-центр, 2007.
  3. Курс лекций под ред. проф. М.А. Галагузовой / Социальная педагогика  М.: ВЛАДОС  2006.
  4. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000.
  5. Маерс Д. Социальная психология ./ СПб., 2008
  6. Мардахаев Л. В, Словарь по социальной педагогике. – М.: Академия,2002. – 363 с.
  7. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/пер. с англ.-М.:Независимая фирма «Класс»,1997.-336 с.
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
  9. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков. - Спб.: Речь, 2004 -334 с.
  10. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.-М.: Флинта, 2003.-93 с.
  11. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.:, 2003. – 96 с.
  12. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.-154 с.
  13. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей:– Новосибирск: Изд. НГИ, 2003. – 211 с.
  14. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)
  15. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш.          учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
  16. Школьная пресса. Воспитание школьников, 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ВОПРОСНИК БАССА - ДАРКИ

1. Временами  я не могу справиться с желанием  причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко  раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня  не попросят по - хорошему, я не  выполню просьбы

5. Я не всегда  получаю то, что мне положено

6. Я знаю, что  люди говорят обо мне за  моей спиной

7. Если я  не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне  случалось обмануть кого —  нибудь, я испытывал мучительные  угрызения совести

9. Мне кажется,  что я не способен ударить  человека

10.Я никогда  не раздражаюсь настолько, чтобы  кидаться предметами 11 .Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12.Если мне  не нравится установленное правило,  мне хочется нарушить его

13.Другие умеют  почти всегда пользоваться благоприятными  обстоятельствами

14.Я держусь  настороженно с людьми, которые  относятся ко мне несколько    более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто  бываю, не согласен с людьми

16.Иногда мне  на ум приходят мысли, которых  я стыжусь

17.Если кто  - нибудь первым ударит меня, я  не отвечу ему

18.Когда я  раздражаюсь, я хлопаю дверьми

19.Я гораздо  более раздражителен, чем, кажется

20.Если кто  - нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор

21.Меня немного  огорчает моя судьба

22.Я думаю,  что многие люди не любят  меня

 

Продолжение приложения 1

23.Я не могу  удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие  от работы, должны испытывать  чувство вины

25.Тот, кто  оскорбляет меня и мою семью,  напрашивается на драку

26.Я не способен  на грубые шутки

27.Меня охватывает  ярость, когда надо мной насмехаются

28.Когда люди  строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29.Почти каждую  неделю я вижу кого - нибудь, кто  мне не нравится

30. Довольно  многие люди завидуют мне

31.Я требую, чтобы люди уважали меня

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения