Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………………....11
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………. …30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

32. Меня угнетает  то, что я мало делаю для  своих родителей.

33.Люди, которые  постоянно изводят вас, стоят  того, чтобы их щелкнули по носу.

34.Я никогда  не бываю, мрачен от злости

35.Если ко  мне относятся хуже, чем я того  заслуживаю, я нее расстраиваюсь

36.Если кто  - то выводит меня из себя, я  не обращаю внимания

37.Хотя я  и не показываю этого, меня  иногда гложет зависть

38.Иногда мне  кажется, что на домой смеются

39. Даже если  я злюсь, я не прибегаю к  «сильным» выражениям

40.Мне хочется,  чтобы мои грехи были прощены

41 .Я редко  даю сдачи, даже если кто  - нибудь ударит меня

42.Когда получается  не по - моему, я иногда обижаюсь

43.Иногда люди  раздражают меня одним своим  присутствием

44.Нет людей,  которых бы я по - настоящему  ненавидел

45.Мой принцип:  «Никогда не доверять чужакам»

46.Если кто  - нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю

47.Я делаю  много такого, о чем впоследствии  сожалею

48.Если я  разозлюсь, я могу ударить кого - нибудь

 

 

Продолжение приложения 1

49.С детства  я никогда не проявлял вспышек  гнева

50.Я часто  чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51 .Если бы  все знали, что я чувствую, меня  бы считали человеком, с которым нелегко ладить

52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что — нибудь приятное для меня

53.Когда на  меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54.Неудачи  огорчают меня

55.Я дерусь  не реже и не чаще, чем другие

56.Я могу  вспомнить случаи, когда я был  настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57.Иногда я  чувствую, что готов первым начать  драку

58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59.Раньше я  думал, что большинство людей  говорят правду, но теперь я  в это не верю

60.Я ругаюсь  только со злости

61.Когда я  поступаю неправильно, меня мучает  совесть

62.Если для  защиты своих прав мне нужно  применить физическую силу, я применяю ее

63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64.Я бываю,  грубоват по отношению к людям,  которые мне не нравятся

65.У меня  нет врагов, которые бы хотели  мне навредить

66.Я не умею  поставить человека на место,  даже если он. того заслуживает

67.Я часто думаю, что жил неправильно

68.Я знаю  людей, которые способны довести  меня до драки

69.Я не огорчаюсь  из-за мелочей

70.Мне редко  приходит в голову, что люди  пытаются разозлить или оскорбить меня

 

Продолжение приложения 1

71.Я часто  только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72.В последнее  время я стал занудой 

73.В споре  я часто повышаю голос

74.Я стараюсь  обычно скрывать свое плохое  отношение к людям

75.Я лучше  соглашусь с чем - либо, чем  стану спорить.

 

 При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может  относиться только к одной  форме агрессии.

2. Вопросы  формулируются таким образом,  чтобы в наибольшей степени

ослабить  влияние общественного одобрения  ответа на вопрос. Ответы оцениваются по восьми шкалам, следующим образом:

 

1. Физическая  агрессия: да = 1, нет = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; нет = 1, да = 0: 9 и 7.

2. Косвенная  агрессия: да = 1, нет = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; нет= 1, да = 0:26, 49.

3. Раздражение:  да = 1, нет = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; нет= 1,да = 0: 11,35,69.

4. Негативизм: да = 1, нет = 0: 4, 12, 20, 28; нет = 1, да = 0: 36.

5. Обида: да = 1, нет = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность: да = 1, нет = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; да = 0, нет = 1:33,66,74,75.

7. Вербальная  агрессия: да = 1, нет = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; да = О, нет = 1:33,66, 74, 75.

8. Чувство  вины: да = 1, нет = 0 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности

 

 

Продолжение приложения 1

(прямой или  мотивационной) включает в себя  шкалы 1,3, 7-ю. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности - 6, 5

- 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины показывающей степень проявления агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Проективный тест «Несуществующее животное»

ПОКАЗАТЕЛИ  И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА  НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мягкости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; претензией на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка  в нижней части - обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо - устойчивая тенденция к деятельности - почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево — тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый "не человек действия", лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно надо выяснить дополнительно).

Положение в  фас, т.е. голова направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие  органам чувств

- уши, рот,  глаза.

Продолжение приложения 2

Глазам придается  особое значение. Это символ присущего человеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки.

Обратите  внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - показатель истероидно-демонстративных манер. Для мужчин — женственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы также

- заинтересованность  в восхищении окружающих внешней  красотой и манерой одеваться,  придание этому большого значения.

Значение  детали "уши" прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает на окружающих соответствующие реакции: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя своего положения).

Деталь "Рот" можно оценивать следующим образом. Приоткрытый рот в сочетании  с языком - болтливость, в сочетании  с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и  другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: - рога - защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии - ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии - спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция  к самоукрашению или к самооправданию и демонст-ративности.

 

 

Продолжение приложения 2

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание  своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ - (опорная - ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме - основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения.

В противном  случае - поверхностность суждений, легкомысленность выводов и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решений - особенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединенные совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части - конформность суждений и установок в принятии решений стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей - говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ВОЗВЫШАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ могут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, ивет-ков. Первые - это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих, либо любознательность, "соучастие" как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий - соответственно

значению  символа (щупальца, крылья и т.д.). Вторые — демонстративность, склонность к  обращению на себя внимания, манерность.

 

 Продолжение приложения 2

Хвосты - выражают отношение к собственным действиям  или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукции - по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-) судят об окраске этого отношения, которая выражена в направлении хвоста. Вверх - уверенно, положительно, бодро, хвост же, падающий вниз - показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно пышные, длинные, разветвленные.

Их направленность также имеет значение: вправо - по поводу своих действий или поведения, влево - по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности.

КОНТУР  ФИГУРЫ. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура).

Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, страх или тревога, если есть затемнение контурной линии, опасение и подозрительность, если поставлены щиты, "заслоны": направленные вверх - против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей.

Направленность  защиты вниз — против насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые -недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое - элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа -больше в процессе деятельности (реальной), слева - защита своих мнений, убеждений, вкусов.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова,

 

 

Продолжение приложения 2

конечности  и т.д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых - экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении - слабая, паутинообразная. Обратный же характер линии не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки - резкая тревожность). Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета для  родителей

 

  1. Проявляет ли ваш ребенок агрессию?__________________________
  2. Если да, то в чем это выражается?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Проводят ли с вашим ребенком занятия по снижению агрессии?__________________________________________________________________________________________________________________
  4. Если проводят, то, какие?_____________________________________________________________________________________________________________________
  5. Считаете ли вы занятия, проводимые с вашим ребенком эффективными?____________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения