Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, потому что число детей и подростков с таким поведением стремительно растет.
Объект исследования – технологии социальной работы с детьми агрессивного поведения.
Предметом изучения является сам процесс технологизации.
Основная цель курсовой работы - изучение основных технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… …………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии у детей и подростков…….5
1.1 Психологические особенности детей и подростков…………………..5
1.2 Причины проявления агрессивности детей и подростков…………..7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………………....11
1.4. Технологии социальной работы с детьми и подростками
агрессивного поведения………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ применяемых технологий социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения в МОУ СОШ № 2 г. Донецка………..21
2.1 Диагностика агрессивного поведения детей и подростков………….. ……..21
2.2 Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия как технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения………………………23
Заключение ………………………………………………………………………………. …30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте процессы психосексуального развития у девочек начинаются раньше, чем  у мальчиков. Несмотря на то, что  физически мальчики сильнее девочек, психически они более чувствительны. Определенную роль в развитии половых различий играют стереотипы, принятые в обществе. Психологами всего мира засвидетельствовано более частое проявление агрессии мальчиками, нежели девочками.2

Все чаще в последнее  время агрессивное поведение  подростков обусловлено наличием алкоголя. Так как принимают алкоголь подростки  обычно в группах, желание « не отрываться от коллектива» часто  толкает их на необдуманные, асоциальные  поступки, причем усиливает подобное поведение наличие в компании лиц женского пола, которые нередко становятся зачинщиками противозаконных действий.

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Таблица 2. Проявление различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

 

10–11 лет

мальчики

71%

41%

63%

67%

девочки

31%

26%

37%

37%

 

12–13 лет

мальчики

58%

48%

53%

68%

девочки

37%

42%

48%

63%

 

14–15 лет

мальчики

62%

38%

82%

81%

девочки

58%

58%

61%

53%


 

Анализ приведенных  данных, свидетельствует о том, что  наибольшей физической агрессивностью обладают подростки-мальчики в 10- 11 лет. С возрастом происходит уменьшение этого вида агрессии у мальчиков, и увеличение у девочек. При увеличении косвенной агрессии у девочек, идет спад её у мальчиков. У девочек идет постоянное увеличение вербальной агрессии, в то время как у мальчиков наблюдается сначала спад, а потом всплеск. Сильное проявление негативизма отмечается на всех этапах взросления мальчиков в отличие от девочек, у которых он снижается к 14 годам.3

1.3 Виды агрессии

Термин «агрессия» имеет  разные значения. Социальные психологи и по сей день спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся: должен быть более точный словарь, различающий самоуверенное поведение, направленное на достижение цели, и поведение разрушающее, причиняющее боль.

У каждого автора, исходя из собственных представлений об агрессивности, существует своя классификация агрессии. Вот некоторые из них:

Э. Фромм различает  два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая возникает при опасных обстоятельствах и является своеобразной обороной. Вторая представляет собой жестокость, чаще всего спонтанна и зависит от особенностей личности.

А. Ю. Монахова считает, что  существует две формы агрессии:

1.  Недеструктивная агрессия – самозащитное поведение, направленное на достижение цели, защиту своих потребностей.

2. Деструктивная агрессия – причиняющее боль поведение, активизирующееся при длительных переживаниях, и приводящее к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины.

Три вида агрессивного поведения  выделяется в социальной психологии:

  1. Экспрессивная агрессия – взрыв гнева, вызванный словами или действиями другого человека, который помешал достижению цели.
  2. Инструментальная агрессия – неприязненные слова и действия, употребляемые для достижения цели.
  3. Враждебная агрессия – умышленное причинение вреда другому человеку.

Дэвид Майерс включает в определение агрессии два разных её типа: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Враждебная – злость. Цель – причинение вреда. Инструментальная – средство достижения цели.

Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого – либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего – то необходимого и даже отказ от любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Среди форм агрессивных  реакций, встречающихся в различных  источниках, необходимо выделить следующие:

- физическая агрессия (нападение) – физическое воздействие против другого лица.

- косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

- вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

- склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

- негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активно борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:  

- обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

- подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Согласно  данному определению, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей природе.

При всей очевидности  того, что люди часто теряют контроль над собой, что - то разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам, подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу.

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям  проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие, враждебную агрессию просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают.

Понятие инструментальная агрессия наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Хотя многие психологи признают существование  различных типов агрессии, везде это положение вызывает полемику. Так, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессии направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией.

При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий.  Агрессия относится в первую очередь к:

1. врожденным  побуждениям и задаткам;

2. потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. познавательным  и эмоциональным процессам;

4. актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

1.4 Технологии  социальной  работы  с  детьми  и  подростками агрессивного  поведения

В наше время основными  направлениями коррекционной работы являются:

  • Арт-терапии
  • Игротерапии
  • Поведенческие терапии
  • Социальные терапии

 

Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей школьников.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Детский психотерапевт  Вайолетт Оклендер в семейном консультировании использует эффективную методику, которая  условно называется «Разговор изображений». Агрессивному ребенку и его родителям  предлагается выяснить отношения, высказать претензии в форме рисунков. Для этого нарисовать портреты друг друга, сделав акценты на том, что в наибольшей степени волнует или вызывает недовольство. В итоге согласие достигается благодаря общению с помощью образов.

В книге В. Оклендер «Руководство по детской психотерапии» описан случай, когда мальчик попросил нарисовать лицо мужчины, чтобы использовать рисунок как мишень для дротиков. Бросая дротики, он говорил, что это лицо его отца, которого он никогда не видел. Затем, он нарисовал на лице слезы, а позже появилась улыбка. «Вот теперь все  в порядке», - сказал мальчик.4

В приведенных примерах коррекционная работа связана с  изобразительной деятельностью, которая  сама по себе обладает исцеляющим потенциалом. На этом эффект художественного творчества и основана арт – терапия. Известно, что детям свойственно стремления рисовать. Посредством изо-деятельности реализуется потребность ребенка выразить себя.

Эту методику можно использовать как с группой, так и индивидуально, как в одновозрастной группе, так и в разновозрастной. Основная часть занятия («техника масок») эффективна также для коррекции страхов, поскольку именно это состояние лежит в основе агрессивного поведения.

Арт – терапевтическое  пространство включает круг из стульев  и персональные места для индивидуального творчества. Материалами являются соус, художественный уголь, бумага, ватман, клей, мягкий ластик, карандаши, фломастеры, гуашь, краски, спички, место для сжигания рисунков, кусочки ткани разных размеров, старые журналы для коллажа.

           1 этап – настрой, цветопись  настроения.

           2 этап – актуализация эмоции  агрессии.

           3 этап – ритуальная драматизация

           4 этап – рефлексия.

Как правило, чем сильнее  эмоции, тем больше манипуляций автор  использует с рисунком – замазывает, рвет, сжигает, пепел смывает водой. В технике масок дети, как правило, придумывают и рассказывают истории, у которых счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию. Таким образом, в процессе арт – терапии дети исследуют собственное и чужое агрессивное поведение, учатся управлять собой и взаимодействовать с другими.

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом.5

Сказкотерапия направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Сказкотерапевт может  по-разному предлагать клиенту, как  именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;

Особое значение играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич - Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

  1. Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки.
  2. Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу, используя материал первого этапа.
  3. Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента, так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми и подростками агрессивного поведения