Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 74.99 Кб (Скачать файл)

 

Специфические принципы соц. Работы – определяют основные правила  деятельности в сфере оказания соц. Услуг. К ним относятся: - принцип универсальности; - охрана соц. Прав; - соц. Реагирование; - клиентоцентризм; - профилактическая направленность; - конфиденциальность; - толерантность.

 

8. Теория познания в социальной работы.

 

Теория познания есть общая  теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или  житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.

Теория познания иначе  называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие  корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология — это знание о знании. В последние десятилетия ученых все больше интересует процесс получения знания, его приращения, развития, а это предполагает изучение и использование достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учет личностного фактора в познавательной деятельности.

 

Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным  представлениям о генезисе теоретической  мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с  другими научными дисциплинами, видах  практической деятельности, концепциях человека -- помогающего и человека -- нуждающегося в поддержке, различных видах помощи. В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например «принцип индивидуального подхода». Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы: 1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, и имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающиe нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных травлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

 

9. Интеракциональные подходы  к практике социальной работы.

 

Интеракциональный подход признает положение, что само на самом несомненно деле  активное взаимодействие включает активный обмен сообщениями. Но основной вполне исследовательский энтузиазм больше ориентирован на компанию поведения. Теоретические основания этого на самом несомненно деле подхода: ориентация на многоаспектность анализа людского поведения во множестве немного жизненных критерий и событий (в разных соц контекстах); образцовое поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивидума, его мотивационных либо личных причин, а больше — функцией самой естественно ситуации взаимодействия и соц отношений (позиция ситуационного подхода в совсем социальной психологии); положения обшей теории систем, вводящей в вполне исследовательский достаточно инструментарий и весьма концептуальный аппарат такие порядком фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».

 

В рамках интеракиионального подхода был разработан ряд теоретических  моделей, пытающихся разъяснить основной вопросец — какими методами / способами  структурируются и управляются  ситуации общественного присутствия  с помощью средств поведения.

 

10. Психодинамические подходы  в теории и практике социальной  работы.

 

Психодинамический подход в  социальной работе неоднократно анализировался в зарубежной литературе, он может  именоваться как "психодинамический  подход", "психодинамическое консультирование", "психодинамическая работа со случаем" (psychodynamic casework), психосоциальный подход. В чем большинство теоретиков согласны между собой, так это  в том, что социальная работа впитала  в себя следующие идеи З. Фрейда и  его последователей (особенное место  отводится теории О. Ранка, а также  Д. Боулби, Э. Эриксона, М. Кляйн):

принятие опыта клиента  и ситуации, в которой он находится;

учет предыдущего опыта  отношения клиента со значимыми близкими, особенное внимание уделяется травмам отрыва от матери, недостатку привязанности, проблемам сепарации;

роль желаний и контржеланий клиента;

сопротивление изменениям;

необходимость усиления Эго.

 

      Заметим,  что данные формулировки идут  именно из работ по теории  и практике социальной работы, поэтому они несколько отличаются  от принятых в психологической и психоаналитической литературе.

 

11. Поведенческие подходы  к теории социальной работы.

 

Поведенческий подход совместим  в социальной работе с подходом «личность  —среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах, ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение клиента

 

Нередко понятия "поведенческий  подход" (поведенческая парадигма) и "бихевиоральный подход" используются как синонимы, однако в сложившейся  практике между этими подходами  есть существенная разница. Поведенческая  парадигма включает в себя не только бихевиоральное, но и когнитивно-бихевиоральное, и личностно-поведенческое направление, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего  поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или  позиции) - любых действий, автором  которых он является и за которые  он несет ответственность.

 

 Поведение человека - направленные (направленные к чему-то или  от чего-то, в какой-то мере  осмысленые и целесообразные) личностно  или социально значимые действия, источником которых является  сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него. Поведением человека в узком смысле слова называют только его свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»).

 

 В личностно-поведенческом направлении, в отличие от бихевиорального, психолог видит в человеке, с которым он работает, не объект воздействия, а личность - человека, который может управлять своим поведением и с которым можно обсуждать его выборы.

 

12. Социальная работа в  системе социального обслуживания.

 

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным  законом «Об основах социального  обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

 

 Трудная жизненная  ситуация – это ситуация, объективно  нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом,  болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие  определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение  в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть  самостоятельно.

 Социальная работа  – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь  всем индивидам независимо от  социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и  иных обстоятельств. Единственный  критерий в этом вопросе –  потребность в помощи и невозможность  воими силами справиться с  жизненным затруднением.

 

 Социальная работа  — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям,  социальным группам в преодолении  личностных и социальных трудностей  посредством поддержки, защиты, коррекции  и реабилитации. Социальная деятельность  в России, как и в других  странах, служитблагородным целям  – обеспечить удовлетворение  потребностей населения, особенно  социально уязвимых его слоев,  создать более благоприятную  атмосферу для достойной поддержки  их возможностей.

 

 Социальная работа  играет огромную роль в помощи  одиноким пожилым людям. Изучение  показало, что в терапии одиночества  нужно учитывать многообразие  факторов, ведущих к одиночеству,  этому должно соответствовать  и многообразие стратегий вмешательства;  помощь одиноким людям должна  состоять в изменении ситуации, а не личности человека.

 

 Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологические исследования проблем. Для систематизации информации создать единый банк данных по району.

 

 Безусловно, для улучшения  социальной работы необходимо  укрепить материально- техническую  базу социальных служб.

 

 Понимая необходимость  совершенствования системы социального  обслуживания и в то же время  ограниченные финансовые возможности,  можно поставить две задачи  – изыскание дополнительных средств  на оказание социальной помощи  и внедрение новых форм и  методов обслуживания.

 

13. Социальная работа в  контексте социальной политики.

 

Социальная политика —  это составная часть внутренней политики государства, воплощенная  в его социальных программах и  практике и регулирующая отношения  в обществе в интересах и через  интересы основных социальных групп  населения.

 

 Главная задача социальной  политики состоит в гармонизации  общественных отношений путем  выработки и осуществления организационно-экономических,  научно-технических и нравственно-правовых  мер по их регулированию. Последовательное  проведение социальной политики  в жизнь способствует упрочению  политической устойчивости общества.

 

 В развитии социальной  политики государства на современном  этапе общественного развития  можно выделить несколько направлений,  которые в совокупности раскрывают  основное содержание социальной  политики.

 

В социальной политике государства  исключительно большое место  занимает забота об укреплении семьи. И это не случайно. Семья является, с одной стороны, результатом  цивилизации, с другой ее творцом, источником социального и экономического развития общества. Она производит главное  богатство общества — человека. Здоровый морально-психологический  климат, общая и психолого-педагогическая культура семьи делают ее незаменимой  социально-психологической, коммуникативной  ячейкой формирования личности, укрепления здоровья человека. Однако следует  отметить, что то внимание, которое  уделяется семье со стороны государства, далеко не достаточно и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса резко обостряются.

 

Важное место в политике государства принадлежит обеспечению  социальной справедливости в обществе. Проведение в жизнь принципа социальной справедливости — непременное условие  стабильности и устойчивости гражданского общества, динамизма его развития. Социальная справедливость — это  оценочное понятие различных  явлений и фактов общественной жизни. Будучи сложным феноменом, оно является результатом интеграции нравственно-правового  и социально-политического сознания. Категория справедливости применима  к оценке экономических, политических, правовых событий и фактов, к оценке взаимоотношений личности и общества, а также к сфере межличностных  отношений.

 

Ядром социальной справедливости является требование соответствия между  действительной ролью личности, социальной группы в жизни общества и их социальным статусом, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением  и наказанием, заслугами людей  и их общественным признанием. Всякое несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

 

Социальная справедливость пронизывает все стороны отношений  в обществе. Это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, это и широкие социальные гарантии: обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, забота о престарелых, материнстве и детстве, об инвалидах. Все это проблемы социальной справедливости, с одной стороны, а с другой — главные вопросы социальной политики государства, решение которых обеспечивает достижение социального равенства людей. Однако справедливость не сводится только к равенству. Как известно, по своей природе люди не равны: одни физически или духовно сильнее, другие слабее, одни моложе, другие старше и т. д.

Обусловленность социальной работы социальной политикой государства

Содержание и направленность социальной политики государства служат не только содержательной, но и организационной  основой социальной работы, выполняя важную методологическую функцию относительно последней.

 

В социальной политике можно  вычленить две взаимообусловленные, взаимодействующие стороны: научно-познавательную и практически-организационную. Научно-познавательный компонент социальной политики выступает  как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат и оценка предыдущего курса социальной политики государства

Практически-организационная  сторона социальной политики государства  связана с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. И здесь  большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов  государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.

Организаторская работа —  это распорядительная деятельность управленческих органов по рациональному  разделению труда при решении  поставленной задачи, по оптимальному использованию сил и средств, способов стимулирования для качественного  и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным  уровнем социальной работы, предполагает:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"