Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 74.99 Кб (Скачать файл)

 

 В анализе влияния  социокультурных факторов на  состояние здоровья больших групп  ведущее значение принадлежит  ролевой теории, поскольку социальная  роль связывает жизнедеятельность  индивида с его местом в  социальной структуре и участием  в функционировании социальных  институтов.

 

Социально-демографические  факторы здоровья включают в себя пол, семейное положение и возраст. Огромное число исследований, проведенных  в различных странах мира, позволило  выявить относительно непротиворечивый “образец” показателей здоровья, присущий основным социально-демографическим  группам в культурах западного  типа.

 

Пол. Половые роли первично биологически детерминированы и  связаны с начальным разделением  труда в данной культуре. В современных  обществах западного типа у женщин чаще диагностируются невротические, депрессивные и инволюционные расстройства, тогда как у мужчин — расстройства психопатического круга, алкоголизм и  алкогольные психозы. В заболеваемости шизофренией таких отчетливых различий нет. Относительно задержек умственного  развития трудно сделать определенные выводы, поскольку у мужчин они  впервые устанавливаются при  начале школьного обучения и при  призыве на воинскую службу, тогда  как у женщин — только при начале школьного обучения. Семейный статус. Существует устойчивая связь между  психическим здоровьем и семейным статусом, опосредованная фактором пола. Наиболее высокий уровень психического здоровья устанавливается у состоящих  в браке мужчин, затем следуют  одинокие и никогда не состоявшие в браке женщины, затем — женщины, состоящие в браке. Наихудшее  психическое здоровье отмечается у  одиноких мужчин, разведенных и овдовевших женщин. Возраст. Хотя возраст также  является первичной биологической  характеристикой индивида, его влияние  на здоровье реализуется в социальном окружении в виде жизненного цикла, закономерной смены фаз жизни  при возрастных транзициях (психосоциальных  переходах) личности, то есть изменениях социально-статусной позиции, социальных ролей и связанных с ними внешних  условий. Социально-экономический статус (класс). Основными показателями принадлежности индивида к определенному социальному  классу являются профессионально-статусная  позиция, образование и доход. Зависимость  здоровья от принадлежности к социальному  классу выступает одной из фундаментальных  закономерностей социальной психологии здоровья.

 

21. Теория и практика  социальной работы со случаем.

 

Общая модель действий социального  работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:

1-я стадия: Установление  первичной связи и потребности  клиента в изменениях (начальная  стадия процесса)

 

 Это первый контакт  между социальным работником  и клиентом. На данной стадии  осуществляется первичная «оценка»  ситуации клиента, формируется  возможная гипотеза относительно  проблемы, осуществляется ее идентификация  в межсубъектном взаимодействии.Важным элементом в первичном контакте являются отношения. Микроклимат, который устанавливается между социальным работником и клиентом, определяет в дальнейшем процесс взаимодействий. Поэтому проявление сердечности, сочувствия со стороны социального работника позволяет установить необходимые отношения.На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент не осознает, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может обратить внимание клиента на то, почему он отрицает существование проблемы и в ходе обсуждения тактично демонстрировать клиенту ее наличие. Клиент должен быть поставлен перед этим доказательством. В том случае, если и после этого клиент не осознает необходимости изменений, социальный работник оставляет возможность клиенту вернуться к его проблеме в будущем, когда клиент сочтет нужным ее обсудить.

2-я стадия: Исследование  и разъяснение проблемы.

 

 На этой стадии клиент  должен продолжать испытывать  со стороны социального работника  сочувствие, внимательность, сердечность.  Однако может возникнуть сопротивление  со стороны клиента, нежелание  продолжать контакт. Одной из  причин данного сопротивления  является непонимание языка, который  используется в социальных службах,  возможны несовпадения ожиданий клиента в отношении предоставляемой помощиОднако социальный работник должен подвести клиента к осознанию, что данная социальная служба может быть полезной для него в сложившихся обстоятельствах. Это этап, когда происходит установление отношений между социальным работником и клиентом, позволяющих определить подходы к решению проблемы.На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.

3-я стадия: Предварительный  контракт и мотивация

 

 На этой стадии формулируется  предварительный устный контракт  о помощи и поддержке. Необходимым  условием является самоидентификация  субъекта с ролью клиента, а  социальный работник должен осознать, что проблема находится в границах  его компетенции.Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет.Согласно исследованиям А. Пинкус и А. Минахан, существуют определенные силы, которые могут упрочить мотивацию, что дает социальному работнику возможность использовать определенные стратегии в работе над мотивацией: желание получить помощь;· готовность добиваться положения и ресурсов;· вера в достижение перемен;· преодоление дискомфорта;· реакция на угрозу ограничения статус-кво;· альтруизм.

4-я стадия: Оценка

 

 Оценка заканчивает  начальную стадию работы социального  работника с клиентом и начинает  стадию определения и понимания  проблемы. Такое понимание стадий  условно, в реальной практике  достаточно трудно выделить границы  переходов от одной стадии  к другой, однако необходимо соблюдение  ряда последовательных действий.На этапе оценки интервьюирование клиента социальным работником как метод получения информации может быть расширено и уточнено за счет посещения семьи клиента, анкетных опросов окружающих.Цель состоит в том, чтобы как можно больше собрать различной информации для анализа ситуации клиента. Такой подход определяет начальную оценку ситуации клиента, которая впоследствии, в процессе взаимодействий между клиентом и социальным работником, может измениться.Стадия оценки позволяет клиенту понять области своей проблемы относительно систем, составляющих его окружающую среду, социальному работнику -- определить цели для вмешательства.Первым инструментом социального работника является интервью. Так, например, интервьюирование семьи позволяет социальному работнику определить позиции членов семьи относительно ситуации, наметить проблемные области. При интервьюировании полезно отражать семейные связи в виде генограммы, это позволяет социальному работнику выявить и проследить связи и элементы системы.

5-я стадия: Концептуализация  проблемы

 

 В процессе определения  плана вмешательства могут быть  поставлены краткосрочные и долгосрочные  цели. Клиент принимает непосредственное  участие в целеполагании, выбирает  приоритеты, предлагает альтернативы.В процессе выбора целей определяются приоритеты, чтобы облегчить ситуацию клиента, улучшить его социальное функционирование.Социальный работник фиксирует стадии развития ситуации при терапевтическом контакте, рефлексирует изменения, вносит коррективы в план действий -- все это отражается в индивидуальной истории клиента, которую должен вести социальный работник.

 

 Социальный работник  и клиент согласовывают:

 

 1. определение цели, которой нужно достигнуть,2. методы, которые нужно использовать,3. задачи, которые предстоит решить для достижения цели.

 

 Они совместно оценивают  различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые  изменения и вмешательства. Часто  клиент изначально склонен видеть  в своей проблеме проявление  своей личной неполноценности,  поэтому его поведение может  быть беспокойным и эмоциональным.  В этой ситуации он не способен  видеть, что его проблема имеет  ряд компонентов, которые можно  изменять в ту или иную сторону.

6-я стадия: Исследование  стратегий решения и развитие  плана вмешательства

 

 При развитии плана  вмешательства социальный работник  выбирает эффективные стратегии,  позволяющие изменять в позитивном  направлении ситуацию клиента,  при этом он выбирает приоритеты  во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо со средой.Можно также применять техники комплексного подхода, используя ресурсы, как индивида, так и среды одновременно. Эти стратегии во многом будут определены той ролью, которую берет на себя социальный работник при решении проблем клиента.Так, выбирая роль клинициста, социальный работник осуществляет индивидуальное вмешательство на уровне либо клиента, либо семьи. В ситуации семейных конфликтов он может выступать как посредник, выбирая одного из членов семьи для объяснения создавшейся ситуации, и т.д.Привлечение клиента к соответствующей деятельности имеет цель помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы.Каждый клиент уникален так же, как и его проблемы. Что действенно для одного клиента, не всегда представляет интерес для другого.

7я стадия: Выбор стратегии  и заключение контракта

 

 Оценка процесса и  результатов совместной работы  социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений  и стабилизация ситуации. Если  клиент нерешителен или внутренне  противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то  конструктивных изменений не  произойдет.После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Контракт может существовать как в устной, так и в письменной форме. В нем оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.

8-я стадия: Подготовка  к вмешательству

 

 На данной стадии  происходит обсуждение программы  и формирование системы действий.Социальный работник должен формировать положительную мотивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку, для того чтобы состоялся процесс изменения.

9-я стадия: Осуществление  вмешательства

 

 Существуют различные  программы вмешательства. Традиционно  социальные работники используют  подходы в соответствии с моделями  индивидуальной работы: интеракциональной,  поведенческой, когнитивной, гуманистической  и т.д. Комплекс вмешательств  постоянно изменяется и модернизируется.Так, поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необходимого поведения и могут включать следующие действия:

1. стимулирование положительного  поведения и закрепление его,  используя похвалу, внимание, награду  и т.д. (применяют при работе  с детьми);2. репетицию поведения,  проигрывание трудных для клиента  ситуаций, анализ возникших проблем;3. систематическое развитие адаптивных  моделей поведения с целью  преодоления различных беспокойств;4. дифференциальное закрепление поведения,  комбинирование стимулов -- от положительных  до полного игнорирования;5. обучение поведению, сочетающее техники игры, формирования навыков позитивного поведения, положительного закрепления и решения домашних задач.

10-я стадия: Оценка барьеров

 

 В процессе взаимодействия  социальный работник может сталкиваться  со многими барьерами. Согласно  концепции Фишера, их причинами  могут быть: • внутренние конфликты  клиента;• отсутствие навыков  взаимодействия у клиента;• давление  окружающей среды, препятствующей  процессу изменения;• проблемы  взаимодействия между социальным  работником и клиентом.

Барьеры могут быть вызваны  неосознанными конфликтами, находящимися в структуре взаимодействий. Так, просьба о помощи одного из членов семьи может вызвать со стороны  других членов сопротивление, так как  нарушится баланс сил и равновесие во внутрисемейных отношениях.Барьером может выступать культурная идентификация клиентов, а также социализация клиентов и уровень образования.

Рассматривая барьеры  как определенное сопротивление, А. Пинкус и А. Минахан систематизировали  основные барьеры в профессиональном взаимодействии социального работника  и клиента -- это:• нежелание принимать чью-либо помощь;• страх, боязнь потери собственных позиций и ресурсов;• неверие в то, что перемены возможны;• нежелание тратить на это время;• неуверенность.

11я стадия: контроль и  оценка вмешательства

 

Социальный работник располагает  большим разнообразием методов  вмешательства. Однако при достижении поставленной цели и при переходе к другим стадиям он должен вернуться  на стадию № 4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с клиентом.

12-я стадия: Эволюция

 

 При конструктивном  изменении, достаточно длительном  и постоянном, клиент должен достигнуть  необходимых перемен и отношения  между социальным работником  и клиентом должны быть прекращены. Пожелание о завершении контактов  оговаривается контрактом, поэтому стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия.Данные подходы в социальной работе имеют условное название -- социальное лечение. Однако в практике социальной работы применяются и специальные методы индивидуальной работы применительно к случаям агрессивного поведения, сексуальных расстройств, наркозависимых групп и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"