Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 74.99 Кб (Скачать файл)

 

К разновидности долговременных социальных инвестиций можно отнести  инновационную или венчурную  филантропию. Это филантропия экспериментальная, использующая приемы маркетинга, управления, стратегического планирования в социальной сфере. К примеру, жертвуя сегодня деньги на образование, компания-донор рассчитывает получить для себя в будущем высококлассных специалистов.

 

Как мы видим, множество самых  различных категорий благотворителей  преследует своей филантропической деятельностью самые различные  цели. Возможно, не все полностью  бескорыстны, но и прохожий, ссыпающий  последнюю мелочь в ладонь нищего, и крупная компания, казалось бы, пускающая миллионы на ветер, – все  вместе делают одно огромное великое  дело, важнейшую работу по изменению  жизни общества к лучшему.

 

28. Современные отечественные  благотворители и меценаты.

 

Cовременные:

Байрамов, Руслан Фаталиевич

Батюшков, Дмитрий Николаевич

Буксгевден, Отто Оттович

Керимов, Сулейман Абусаидович

Колокольников, Степан Иванович

Сафонович, Мария Валентиновна

Сукачёв, Владимир Платонович

Салтыкова, Екатерина Васильевна

Пезаровиус, Павел Павлович

Эйнем, Фердинанд Теодор фон

 

Русла?н Фатали?евич Байра?мов (р. 7 августа 1969, Ново-Ивановка, Азербайджанская ССР, СССР) — российский предприниматель, менеджер, благотворитель, меценат.

Совладелец[1] и генеральный  директор торгового центра «Трамплин»[2], создатель благотворительного фонда  «София», президент благотворительного фонда «Диалог культур — единый мир», руководитель проекта «Этномир»[3].

 

Дмитрий Николаевич Батюшков (9 (21) августа 1828, село Кесьма Весьегонского  уезда Тверской губернии — 10 (22) мая 1909[1], Санкт-Петербург) — российский государственный деятель, тайный советник, губернатор Подольской губернии и Екатеринославской губернии. Отец Фёдора Дмитриевича Батюшкова.

 

Барон Отто Оттович (Отто Бальтазар) Буксгевден (1839—1907) — правовед; тайный советник.

Родился 5 декабря 1839 года на о. Моон в семье приходского судьи I округа Отто Матиаса и его жены Жанетты Вильгельмины, урождённой фон Гюне. Окончил Петербургское училище правоведения (1861)[1], затем учился в Лейпциге.

Товарищ военно-морского прокурора.

 

Сулейма?н Абусаи?дович Кери?мов (лезг. Керимрин Абусаидан хва Сулейман, род. 12 марта 1966, Дербент, Дагестанская АССР, СССР) — российский предприниматель, член Совета Федерации от Дагестана. Контролирует финансово-промышленную группу «Нафта Москва», владеет футбольным клубом «Анжи».

 

Степан Иванович Колокольников (1867 — 1925) — предприниматель, меценат, депутат Государственной думы I созыва от Тобольской губернии

 

Мари?я Валенти?новна Сафоно?вич (урожд. Гаспари?ни или Гаспа?рина; 1817, Орловский уезд, Орловская губерния, Российская империя — 10 мая 1896, Орёл, там же) — российская общественная деятельница, тайная советница. Супруга орловского гражданского губернатора В. И. Сафоновича.

 

29. Социальное служение  Русской православной церкви.

 

1. Духовные основы социального  служения Православной Церкви.

 

Чтобы понять смысл, характер, качества, цель социального служения Православной Церкви, необходимо обратиться к основам самого христианства. Кратко изложим необходимые для данной работы положения.

 

а) Одно из главных откровений Христа о том, что существует Царствие Божие, пакибытие – ещё одно бытие  по отношению к земной реальности, некоторая объективная духовная реальность, в которой Бог, ангелы, души святых. Царствие Божие исполнено  божественных энергий, благодати, божественного  света, которые пронизывают и  весь вещественный мир. Христос называл  его главным благом и призывал: «Ищите же прежде Царства Божия…» (Мф.6.33 все последующие подобные ссылки из [1]). Поэтому цель и смысл жизни христианина чрез добродетели и святые Таинства (Священнодействия) так преобразить человеческое естество, чтобы оно было способно уже здесь на земле при содействии Божием воспринимать эти божественные нетварные энергии, благодать, излучаемые из этой объективной духовной реальности – пакибытия, Царствия Божия, затем войти в него душою и, наконец, всей полнотой человеческого естества – душой и телом.

 

б) Второе, что следует  указать, это откровение Христа о  Боге. Обычно его выражают так: Единый Бог есть Святая Троица – Отец, Сын  и Святой Дух (Мф.28.19). Эту истину можно  выразить иначе: «Бог есть любовь» (1Ин.4.8). Отец любящий нас и отдающий Единственного  Сына ради нашего спасения, Сын отдающий Себя на крестные страдания ради нашего спасения, Дух Святой оживляющий нас  для жизни во Отце и Сыне и Святом Духе.

 

Итак, существует пакибытие, Царство Божие, исполненное божественных энергий, божественной благодати, божественного  света, которые происходят от Царя этого  Царства – Бога. И Бог есть Святая Троица, Бог есть любовь. Эти  две истины определяют характер духовной жизни христианина. Во-первых, жизнь  по вере христианской имеет не умозрительный. религиозно-философский характер, но это всегда духовный опыт, это взаимодействие человека и Бога, Божественной реальности, чрез божественные энергии, божественный свет, благодать. Во-вторых, внутреннее качество этого духовного опыта – любовь, ибо Бог есть любовь.

 

2. Внешняя сторона социального  служения Церкви.

 

В конце своего земного  служения Христос рассказал притчу о Божием суде (Мф.25.34-36): «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»».

 

Итак, накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть раздетого, нагого, больному помочь, заключенного утешить – вот внешняя  сторона социального служения христианина. И думается, что этот перечень имеет  символический характер. Смысл его  – оказать помощь всякому человеку, оказавшемуся в трудных обстоятельствах. В выступлениях Святейшего Патриарха  Алексия II последних лет много  говорилось о социальном служении Русской  Православной Церкви в социальных и  лечебных учреждениях, в больницах, детских домах, интернатах, домах  престарелых, о помощи бездомным, инвалидам, освобождающимся заключенным [2,с.32-47]. Можно сказать, что Церковь интересуют все социальные проблемы, которые  стоят перед нашим обществом  в настоящее время.

 

3. Внутренние основы дел  милосердия, социального служения  Православной Церкви.

 

Духовный, внутренний смысл  социального служения имеет для  Православной Церкви первостепенное значение и в этом отношении она резко  отличается от любых светских социальных организаций. Духовные принципы дел  милосердия изложены в Евангелии, в  святоотеческом наследии. Приведем некоторые  из них.

 

Отметим, что они тесно  связаны с религиозными положениями, изложенными в п.1, и в определенной степени определяются этими положениями.

 

а) Милость втайне.

 

Обратимся к слову Христа о милости (Мф.6.1-4):

 

«Смотрите не творите милостыни  вашей пред людьми с тем, чтобы  они видели вас: иначе не будет  вам награды от Отца вашего Небесного. … У тебя же, когда творишь  милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня  твоя была втайне; и Отец твой, видящий  тайное, воздаст тебе явно». По мысли  Христа совершенно и истинно исполненное  дело милости вводит человека в духовный опыт созерцания пакибытия, Царствия Божия. Человек становится способным к  восприятию невидимого – «награды от Отца Небесного», воспринимать это  невидимое «явно».

 

Житие преп. Марии Египетской сообщает, что добродетель христианская, исполненная напоказ, «не то что  без пользы для подвизающегося, а  служит для него причиной великого зла» [3,с.197].

 

б) Милость бескорыстная и  нелицеприятная.

 

Лк.6.32-36. «И если любите любящих  вас, какая вам за то благодарность? (по церковн.-сл. «благодать», по греч. «?????»-благодать, дар, милость)… И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? … И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?… Но вы любите врагов ваших, и благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего;… Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

 

Из приведенных евангельских текстов следует, что соблюдение принципов (заповедей) Христа в делах  милосердия, во-первых, придаёт этому  делу определенное благородное качество, во-вторых (и это главное), делает человека способным к восприятию Божественной благодати: «Отец твой, … воздаст тебе явно», «будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего». Христос непрестанно подчеркивает главный критерий истинного блага, истинной добродетели, главный духовный плод – восприятие человеком Божественного дара благодати. Свт. Григорий Палама отмечает «Конечно, всякая Божья заповедь и всякий священный закон имеет предел до чистоты сердца; … Но это не значит, что за Божьими заповедями нет ничего другого, кроме чистоты сердца, – есть, и что-то очень великое: даруемый в этом веке залог обетованных благ и сокровища будущего века, через этот залог видимые и вкушаемые». [4, с.79] Очевидно, что Святитель Григорий указывает тот же самый критерий истинности духовного опыта: созерцание человеком сокровищ пакибытия, Царствия Божия, будущего века, которые чрез исполнение заповедей Божиих становятся видимыми.

 

4. Христианское совершенство  и социальное служение.

 

В Евангелии несколько  раз сообщается о том, что ученики  Христа спорили между собой кто  из них первый и кто из них больше. (см. Мрк.9.33; Мф.20.17; Мрк.10.42; Лк.22.24). Рассмотрим учение Христа, которое Он преподал при этих беседах учеников.

 

Мрк.10.43-45. «…кто хочет  быть большим между вами, да будет  вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему  служили, ночтобы послужить и  отдать душу Свою для искупления многих».

 

Итак, если кто-то хочет духовно  возрасти, он должен начать служить  ближним своим, если же человек стремится  к духовному совершенству «да  будет всем рабом», его служение должно распространиться на всех, ибо  таков Сам Христос – «Сын Человеческий … пришел … чтобы послужить…». Поэтому добродетель служения имеет для христианства фундаментальное значение, она есть одно из проявлений христианского идеала – смирения и утвержденной на нем любви.

 

5. Тайна Христа.

 

Если вновь обратить внимание на притчу о Божием суде, о которой  говорилось в п.2, то можно заметить, что Христос утверждает, что «  алкалЯ, и вы дали Мне есть; … напоили  Меня; …и вы приняли Меня; … оделиМеня; … посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне», когда же праведники спросили, когда же это мы Тебе сделали, то Христос ответил: «истинно говорю вам: так как вы сделали это  одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25.40). Подобным образом, людям, не оказавшим милости, Христос  отвечает: «истинно говорю вам: так  как вы не сделали этому одному из сих меньших, не сделали Мне» (Мф.25.45). По мысли Христа, Он таинственно  присутствует со всяким нуждающимся  человеком этого мира. Когда оказывается  милость истинно нуждающемуся, она  оказывается Христу, когда мы кем-то пренебрегаем, мы пренебрегаем Самим Христом. Это слово Христа придает известное духовное напряжение, казалось бы, обыкновенному, обыденному социальному служению и всякое наше дело милосердия вдруг приобретает вселенское значение, чрез которое проходит нерв Божественного внимания. Служа ближнему своему, христианин служит Самому Богу.

 

30. Волонтерство как социокультурный  феномен.

Волонтёрство (используется синонимично с русскоязычным  аналогом - добровольчество) - бескорыстный (предполагается отсутствие именно денежного  вознаграждения), добровольный труд по решению социально-значимых проблем. Добровольческий труд мало изучен с  позиций отечественной социологии. В отечественной науке имеется  три основных традиции его изучения. Волонтёрский труд рассматривается  сквозь призму христианской традиции как неотъемлемый аспект религиозной  жизни; также волонтёрский труд изучается  в контексте социально-экономической  концепции марксизма как необходимый  элемент для построения коммунистического  общества, свободы личности; существует методика исследования добровольческого труда с точки зрения социетального  подхода (добровольческий труд как  фундамент гражданского общества).

Волонтёрство как целостное  социокультурное явление имеет  свои корни, исторические причины возникновения, обусловленные самой общественной жизнью в разные периоды её развития. Зарождению волонтёрства как бескорыстной помощи ближнему во многом способствовала религиозная идеология, в-первую очередь, христианство. Альтруистические мотивы побуждали людей совершать добрые поступки. В России некоторые учёные усматривают корни добровольчества  ещё до принятия государством христианства, а именно - в общине, уклад жизни  которой диктовал условия выживания  в виде добровольной, взаимной помощи друг другу.

Более организованные формы  волонтёрской деятельности как в России, так и в Западной Европе можно наблюдать с появлением глобальных социальных проблем, которые можно было решать лишь сообща, привлекая бесплатный человеческий труд (устранение последствий войны, эпидемии). То есть, как мы видим, волонтёрский труд всегда был ответом на существующую реальность, происходящие изменения проблемного характера, которые трудно было решить силами лишь государства. 


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"