Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:08, шпаргалка

Описание работы

1 Макс Вебер и его политическая социология
2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.
3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М.Вебера.

Файлы: 1 файл

vse_otvety_po_ist_sots.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

С известной долей  преувеличения можно говорить, что  единственная цель религии — создать  для человечества такую этическую систему, которой бы оно безотчетно доверяло, которая базировалась бы на мощном культурном слое и которая служила бы не просто набором ритуальных норм поведения, но глубокой философской основой для понимания жизни во всей сложности и многообразии ее социальных проявлений.

Религии, которые анализирует  Вебер, — буддизм, зороастризм, христианство, ислам, иудаизм, Именно они дают материал для анализа этических учений, которыми руководствуются действующие индивиды, связи религии с социальными и профессиональными слоями и группами таких типов религиозной организации, как церковь и секта. Он стремился установить связь, которая существовала между различными традициями внутри Библии, общественными группами и институтами, а также создал классификацию этих традиций. В частности, он провел сравнение между хилиастической мессианской эсхатологией и эсхатологией, ориентированной на потусторонний мир, а также установил различие между харизматической властью (судьи) и традиционной (цари, священники)

М. Вебер рассматривал религию как социокультурный  институт, который совмещает в  себе черты культурной системы, т.е. определяет сферу значений, символов и ценностей индивида и общества и вместе с тем функционирует в качестве самостоятельного социального института. Религия как социальный институт исследуется М. Вебером в контексте изучения различных типов религиозных организаций. В своих работах он доказывал не только влияние религиозного фактора на становление тех или иных социальных отношений, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа религии. В «Хозяйственной этике мировых религий» он пишет: «Для каждой данной религии можно выделить те слои, жизненное поведение которых было определяющим на практическую этику соответствующей религии. Например, в конфуцианстве — это бюрократия, в индуизме — овладение ведической образованностью брахмы, в буддизме — монашество, в христианстве — городские ремесленники и т.д.»

Этика раннего протестантизма не только предшествовала «капиталистическому духу», но явилась решающим фактором его оформления. Рациональное экономическое поведение базируется на идее «призвания», которое выступает одним из фундаментальных компонентов «капиталистического духа» и является прямым продолжением христианского аскетизма.

Протестантизм активно  прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора).

Кстати, не последнее  слово в таком повороте сказали  идеи великих русских писателей  Л. Толстого и Ф. Достоевского. Как известно, М. Вебер выучил русский язык за четыре недели, активно следил за русской публицистикой, философией и художественной литературой, многое читая в оригинале.

Толстой и Достоевский  занимают важное место в веберовской  социологии религиозных интеллектуалов, которая излагается во второй половине главы «Сословия, классы и религия» труда «Хозяйство и общество»53, завершается противопоставлением России и Западной Европы. Вебер отмечает, что в отличие от Запада в России нет разрыва между верхами и низами, между религиозностью интеллектуалов (аристократической, академической и дворянской интеллигенцией) и представителями третьего сословия из журналистов, сельских учителей, революционных разночинцев и крестьянской интеллигенцией. Здесь же дается очерк религиозных течений внутри интеллигенции начиная с 1870-х гг. и отмечается наличие в «относительно широких слоях интеллигенции» — «под влиянием Достоевского и Толстого» — тенденции к «аскетическому и акосмическому образу жизни».

5.Американский соц. прагматизм и символический интеракционизм.

В 19в. американские университеты реформируются по модели Германии. Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические ситуации").  
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952). 
Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Основоположения прагматизма Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. Они были изложены им в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г. Сначала эти статьи остались незамеченными.

Прагматизм во-первых неоднороден, во-вторых было много определений. Американский прагматизм (1859-1952) Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи, Дж.Мид.

Ч.Пирс является основным прагматистом. Рассматривал как философскую науку. 
Прагматизм служил инструментом в религии. («Мы верим, не подвергаем сомнению веру в бога».) Пирс это не принимал. «Прагматизм есть метод познания, с помощью которого мы определяем мысленные последствия наших действий» Пирс.  
Джеймс разворачивал прагматизм в сторону человека, а Пирс в сторону истины (есть метод!). « Мы постигаем мир с помощью знаков» Пирс. Семиотика-наука о знаках. Есть объект, знак и есть мысль. Слова, символы, шум, звуки все это влияет на процесс мышления.

Американский символ. интерекционизм. 
Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. 
Представители этого напрвления в социологии это Ч. Кули, В. Джеймс, Дж.Г.Мид, М. Кун,Г. Блумер, Дж. Хоманс А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс. 
Символический интеракционизм в своих теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Создателем теории символического интеракционизма является американский ученый Джордж Герберт Мид (1863—1931). Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий) и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Согласно концепции  символического интеракционизма в  изложении Герберта Блумера (1900—1987), люди действуют по отношению к  объектам, ориентируясь прежде всего  на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную  природу.

 
Также сами символы рождаются в процессе взаимодействия людей и только так. Человек всегда смотрится в зеркало в качестве которого выступают люди. И 2-ое в процессе действия постоянно интерпретируются, объясняя значения символов. Этот процесс и создает индивид. человека. Процесс интерпретации также служит основой взаимодействия.  
Следуя терминологии М. Вебера, развивавшего ранее во многом сходные идеи, некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия». Другие именуют его «ролевой теорией».

Представители символического интеракционизма подчеркивают, что люди — социальные существа. Однако в отличие от муравьев, пчел, термитов и других насекомых, ведущих общественный образ жизни, мы практически не обладаем врожденными моделями поведения, которые связывали бы нас друг с другом.

Следуя традиции Дж.Г.Мида, представители символического интеракционизма  утверждают, что мы совершаем действия, сообразуясь с значением, которое  в них вкладываем. Значение не есть нечто, изначально присущее вещам, это  свойство, которое проистекает из взаимодействия людей в их повседневной жизни (Блумер).

Дж. Хоманс – основатель теории обмена, создал ее в 50,60-е годы 20 века. Он полагал людей социальными, общающимися между собой. Хотел  дать психологические объяснения социального поведения людей. Он понимал социальное поведение как обмен деятельностью, более или менее вознаграждаемой между, по меньшей мере, двумя лицами.

6. Философия прагматизма Джеймса и Дьюи.

В 19в. американские университеты реформируются по модели Германии. Прагматизм важное направление с конца 1890-1930 гг. Прагматизм, во-первых  был неоднороден, во-вторых было много определений.

Джеймс(1842-1910)разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое  учение, поддерживающее веру в Бога. Достоинство прагматизма, по Джеймсу, заключается в том, что он предлагает только метод и не занимается навязыванием непреложных истин, догматов, теорий. Прагматизм учит, что научные знания имеют относительный характер. Иными словами человеческое познание имеет пределы. 
По его мнению, «...идея становится истинной, делается истинной благодаря событиям. Ее истинность — это на самом деле событие, процесс, и именно процесс ее верификации, самопроверки. Ее ценность и значение — это процесс ее подтверждения». Далее Джеймс продолжает: «Истинное», говоря кратко, это просто лишь удобное в образе нашего мышления, подобно тому как «справедливое» — это лишь удобное в образе нашего поведения.

Дж.Дьюи (1859-1952) основу прагматизма  видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт. Для того чтобы отделить свою трактовку опыта от свойственной классическому эмпиризму, он назвал свою доктрину «инструментализмом». Основные сочинения Дьюи посвящены вопросам педагогики. Мышление проходит ряд этапов: 1) определение объектов социального мира, 2) возможные способы поведения, 3) прогнозирование альтернативных действий, 4) исключение маловероятных возможностей, 5)выбор оптимального действия.

Для того чтобы упорядочить мышление, согласно Дьюи, надо соединить в нем здравый смысл и достижения науки. Идеи, по его мнению, выступают инструментами для практики. Используя их, необходимо иметь в виду, что они нуждаются в корректировке и усовершенствовании по мере возникновения новых проблематических ситуаций, тревожных ожиданий и сомнений. Только в этом случае идеи могут быть средствами разрешения проблематических ситуаций и ситуаций сомнения. Изложенное в краткой форме раскрывает суть инструментализма Дьюи. Мышление есть эволюционный процесс. К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. Познание практично, если имеет успех. Нам ничего не дано посредственно, все зафиксировано с помощью символических средств. 
7. Социологические идеи Кули.

«Я и общество-близнецы»  Кули-органическая связь. Кули (1864-1929гг.)

Преподавал в Мичеганском  университете, был пассивен, запинался, но был оригинален. Зависимость от отца- деньги.

Объекты социального  мира явл. составными элементами сознания индивида, его Я. Общество и индивид  это нераздельные явления. Это коллективный и дистрибутивный объект одного и  того же. 
Представление индивида о себе это отражение тех пр. о нем, которые он приписал мнению других. Моё Я может формироваться посредством взаимодействия с др. людьми Личность изолированно существовать не может. «Когда мы общаемся с др., мы смотрим в зеркало». 
Зеркальное Я вкл. 3 элемента: 1) пр. о том, каким я кажусь другим, 2) представление о его суждение по поводу этого образа, 3)самоощущение гордости или унижения.  
Образ Я возник в соц. процессе коммуникативного обмена.

Первичные группы обеспечивают связь с его соц. окружением. Определение  первичных групп-они характеризуются тесным личным общением и сотрудничеством.  
Наиболее важными гр. в жизни человека явл.: 1)семья, 2) соседство, 3)детские игры гр. 
Во вторичной группе отношения строятся на личной выгоде. В первичных гр. максимум симпатий и привязанности, во вторичной максимум выгоды от др. личностей.

Идея прогресса: прогресс заключается в распространении  идеалов первичной группы с уровня семьи на местную общину, на всю  нацию, на все мирское сообщество. Изучение человеческих действий должно учитывать возможность тех значений, кот. акторы придают той ситуации в которой они находятся.

8. такой же как 5

9. Джордж Герберт  Мид – основоположник парадигмы  символического интеракционизма.

Джордж Герберт Мид  (1863-1931)

Главным объектом его  научных интересов было изучение социальных действий - поступков, которые приобретают определённый смысл только в обществе, связаны с исполнением социальных ролей.  Концепцию Мида называют «символическим интеракционизмом», поскольку она рассматривает символические элементы взаимодействия людей в обществе.

 Отправная  точка теоретической концепции  Мида – приоритет социального  над индивидуальным. Социальное  действие в отличие от обыкновенного  действия обязательно включает  как минимум двух людей. В  основе социального действия  лежит жест – действие, согласно Миду, которое рассчитано на ответную реакцию окружающих. Если реакция происходит на бессознательном уровне, автоматически, то жест является «незначащим». Если же реакции предшествуют размышления, то жест приобретает социальное значение.

Среди значащих жестов особую роль выполняет голосовой  жест. Его существенное отличие от физических значащих жестов заключается  в том, что голосовой жест влияет не только на слушающего, но и на говорящего (благодаря тому, что сам говорящий  слышит то, что произносит); голосовой жест заметно легче контролировать.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"