Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:08, шпаргалка

Описание работы

1 Макс Вебер и его политическая социология
2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.
3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М.Вебера.

Файлы: 1 файл

vse_otvety_po_ist_sots.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

36. Социологические  концепции Раймона Арона.

Арон - один из авторов  концепции деидеологизации. Он отрицал  объективную историческую закономерность, диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений, понятие общественно-экономической формации. Объект социального исследования рассматривался им лишь как производное от субъективных моментов (мотивация, ценностные ориентации субъектов действия, точка зрения исследователя). Этот подход Арон предлагал как новую, "неидеологическую" теорию общества, единственно верную, т. к. она изучает "то, что есть в действительности". 
Арон - один из создателей теории единого индустриального общества. Ссылаясь на предсказания Сен-Симона о строительстве большой индустрии и на теорию Лонга об универсальном индустриальном об-ве, Арон писал, что в процессе промышленного строительства выкристаллизовывается единый тип общества, а советская и западная системы являются лишь его разновидностями, хотя имеют некоторые формальные различия. Основой теории "индустриального общества" является концепция детерминизма технологического. У Арона эта концепция носит противоречивый характер: пытаясь отмежеваться от ее крайностей, он одновременно выдвигает тезис о взаимодействии техники и общества; причем это взаимодействие он концептуализирует с помощью одной из версий теории факторов, настаивая на принципиальной невозможности выделить среди них объективно более "значимые". Понятие техники Арон трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, полностью игнорируя марксистское понятие труда. 
В последние годы в своей концепции индустриального общества Арон акцентировал момент отрицания социального прогресса, разрабатывая так называемую "диалектику пессимизма". С одной стороны, утверждает он, прогресс науки и техники в 20 в. порождает определенные идеалы, с др. - делает невозможным их осуществление; этот факт приводит к массовому пессимизму, являющемуся основной характеристикой общественного сознания века. Драма цивилизации, по мнению Арона, состоит в противоречивости способов существования и идеалов демократического и индустриального об-ва. Индустриальное общество требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации, демократические же идеалы ориентируют на равенство, свободу, самоопределение личности. Дисгармония этих двух тенденций современной цивилизации делает ее нестабильной.

 

 

37. Дэниел Белл  о «конце идеологий»

Первый же значительный труд Белла под вызывающим названием "Конец идеологии" (1960) принес ему  широкую известность. В этой книге  он утверждал, что радикальные идеологии, сложившиеся в XIX веке, исчерпали свой ресурс, уже не в состоянии возбуждать политические страсти у своих приверженцев. 
 
После "Конца идеологии" интересы Белла смещаются к социально-экономическому полюсу. Весьма востребованным оказался прогностический дар ученого. Придерживаясь в экономике и политике социал-демократических и либеральных взглядов, Белл в области культуры довольно далеко продвинулся в консервативном направлении. В его подходе к культуре опять-таки сказалось исключительное прогностическое чутье. Погруженность в социально-экономические и технологические проблемы не помешала ему предвидеть то обстоятельство, что к концу ХХ века главным полем напряженности станет сфера культуры. Говоря еще в начале 60-х годов о "конце идеологии", Белл как будто предчувствовал, что генеральные идейно-политические баталии переместятся в пространство культуры.

38. Характеристика  постиндустриального общества Алена  Турена

Турен - активный сторонник концепции постиндустриального общества, которое он характеризует как общество, определяемое социальными и культурными, а не экономическими факторами. Для Турена постиндустриальное общество - это классовое общество с глубокими социальными конфликтами, проявляющимися прежде всего в борьбе между господствующим классом, технократией и профессионалами

 39. Теории постиндустриального общества и постмодернизм.

В концепции  постиндустриального общества получила свое воплощение и развитие научная  традиция, восходящая к социальным идеям эпохи Просвещения, которые  связывали общественный прогресс с последовательным улучшением условий материальной жизни человека. Ее важнейшие методологические принципы почерпнуты из позитивистской философии и экономических исследований XIX века, обозначивших признаки индустриальной цивилизации и положивших в основу периодизации социального развития особенности технологической организации производства, обмена и распределения общественного продукта. Абстрактная идея вычленения стадий технологического прогресса была впоследствии дополнена в работах представителей институционального направления в экономической теории, разработавших концепцию структуризации секторов общественного производства, что позволило обнаружить внутренние закономерности хозяйственного развития, не зависящие от социальной и политической системы той или иной страны. Таким образом, труды мыслителей XVIII, XIX и начала XX веков стали прочной основой постиндустриальной доктрины.

Особое место  в теории постиндустриального общества занимают положения, заимствованные из экономических, социальных и политологических концепций нашего столетия. Прежде всего, это представления о трехсекторной модели общественного производства (40-е и 50-е годы), разграничивающей всю национальную экономику на первичный (сельское хозяйство и добывающие отрасли), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы; о стадиях экономического роста (50-е и начало 60-х годов), часто отождествлявшихся с этапами развития самой цивилизации; представления о возможности формирования “единого индустриального общества”, чрезвычайно популярные среди технократов в 60-е годы, а также некоторые положения теории конвергенции, позволявшие рассматривать с относительно унифицированных позиций противостоявшие в то время друг другу восточный и западный блоки.






Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи[3]</span


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"