Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:08, шпаргалка
1 Макс Вебер и его политическая социология
2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.
3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М.Вебера.
36. Социологические концепции Раймона Арона.
Арон - один из авторов
концепции деидеологизации. Он отрицал
объективную историческую закономерность,
диалектику взаимодействия производительных
сил и производственных отношений,
понятие общественно-
Арон - один из создателей теории единого
индустриального общества. Ссылаясь на
предсказания Сен-Симона о строительстве
большой индустрии и на теорию Лонга об
универсальном индустриальном об-ве, Арон
писал, что в процессе промышленного строительства
выкристаллизовывается единый тип общества,
а советская и западная системы являются
лишь его разновидностями, хотя имеют
некоторые формальные различия. Основой
теории "индустриального общества"
является концепция детерминизма технологического.
У Арона эта концепция носит противоречивый
характер: пытаясь отмежеваться от ее
крайностей, он одновременно выдвигает
тезис о взаимодействии техники и общества;
причем это взаимодействие он концептуализирует
с помощью одной из версий теории факторов,
настаивая на принципиальной невозможности
выделить среди них объективно более "значимые".
Понятие техники Арон трактовал как воплощение
рациональной деятельности человека,
полностью игнорируя марксистское понятие
труда.
В последние годы в своей концепции индустриального
общества Арон акцентировал момент отрицания
социального прогресса, разрабатывая
так называемую "диалектику пессимизма".
С одной стороны, утверждает он, прогресс
науки и техники в 20 в. порождает определенные
идеалы, с др. - делает невозможным их осуществление;
этот факт приводит к массовому пессимизму,
являющемуся основной характеристикой
общественного сознания века. Драма цивилизации,
по мнению Арона, состоит в противоречивости
способов существования и идеалов демократического
и индустриального об-ва. Индустриальное
общество требует жесткой дисциплины,
иерархии, субординации, демократические
же идеалы ориентируют на равенство, свободу,
самоопределение личности. Дисгармония
этих двух тенденций современной цивилизации
делает ее нестабильной.
37. Дэниел Белл о «конце идеологий»
Первый же значительный
труд Белла под вызывающим названием
"Конец идеологии" (1960) принес ему
широкую известность. В этой книге
он утверждал, что радикальные идеологии, сложившиеся в XIX веке, исчерпали
свой ресурс, уже не в состоянии возбуждать
политические страсти у своих приверженцев.
После "Конца идеологии" интересы
Белла смещаются к социально-экономическому
полюсу. Весьма востребованным оказался
прогностический дар ученого. Придерживаясь
в экономике и политике социал-демократических
и либеральных взглядов, Белл в области
культуры довольно далеко продвинулся
в консервативном направлении. В его подходе
к культуре опять-таки сказалось исключительное
прогностическое чутье. Погруженность
в социально-экономические и технологические
проблемы не помешала ему предвидеть то
обстоятельство, что к концу ХХ века главным
полем напряженности станет сфера культуры.
Говоря еще в начале 60-х годов о "конце
идеологии", Белл как будто предчувствовал,
что генеральные идейно-политические
баталии переместятся в пространство
культуры.
38. Характеристика
постиндустриального общества
Турен - активный сторонник концепции постиндустриального общества, которое он характеризует как общество, определяемое социальными и культурными, а не экономическими факторами. Для Турена постиндустриальное общество - это классовое общество с глубокими социальными конфликтами, проявляющимися прежде всего в борьбе между господствующим классом, технократией и профессионалами
39. Теории постиндустриального общества и постмодернизм.
|
Постмодерни́зм (фр. postmodern