Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:08, шпаргалка

Описание работы

1 Макс Вебер и его политическая социология
2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.
3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М.Вебера.

Файлы: 1 файл

vse_otvety_po_ist_sots.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

Понимание не является проникновением одного сознания чужое, как это трактуется в герменевтике. Понимание – это проведение различения между информацией и сообщением. Иначе сообщение воспринимается как обычное действие сообщающего в ряду других. Ценность языковой речи – в возможности легко отделять языковые акты от поведенческих актов. Понимание – это селекция из селекций, ключевой элемент коммуникации. То, что коммуницируется и как это коммуницируется, определяется посредством понимания не извне, а исключительно изнутри самой коммуникации.

В этой модели нет места  для передатчика и приемника  информации. Коммуникацию можно разложить, приписывая ее деятельному источнику, персоне, и тем самым трактуя ее как действие по передаче сообщения. Луман подчеркивает, что концепция коммуникации как сообщения, а значит, как социального действия, является упрощением модели коммуникации. Персоны – это адреса, к которым приписывается коммуникация, а не творцы коммуникации. Коммуникация в этой концепции – сам себя репродуцирующий процесс. Луман приходит к провокативному тезису: «Люди не могут коммуницировать, даже их мозг не может коммуницировать, даже сознание не может коммуницировать. Только коммуникация может коммуницировать»38. О людях в лумановской модели не заходит речи потому, что коммуникация моделируется на совершенно ином уровне, описывается иным понятийным языком. Но странно – именно человеку как целому Луман отказывает в возможности быть системой. Человек – это скорее системный комплекс.

Почему вообще происходит коммуникация? Пока коммуникация продолжается, она продуцирует все новые коммуникативные примыкания. Как систему, ее не заботит большее. В самовоспроизведении коммуникации и процессировании смысла нет никакого «смысла». Только пока коммуницируется, существует коммуникация. В то же время Луман говорит о «невероятности коммуникации». Саморепродукция и продолжение коммуникации в каждый момент вовсе не очевидны: то, что происходит понимание, и что понимаемое принимается, по логике вещей имеет ничтожную вероятность. Беспрерывность коммуникации обеспечивается медиумами коммуникации, среди которых на первом месте находится язык. Луман отмечает выдающуюся способность языка, который способен обеспечить продолжение коммуникации благодаря тому, что его коммуникативные функции практически невозможно игнорировать участникам коммуникации. В то же время коммуникация не завязана на языковые формы. Коммуникация может происходить и без слов. Язык, являясь произвольно конструируемой системой, способен создавать системы высокой комплексности и служит наиболее удобной формой для медиума смысл 

31. В чем  суть конфликтологической парадигмы  общественного развития? 
В середине XX века второй подход в понимании конфликта был развит в конфликтологическую парадигму общественного развития, которая стала ответом на неспособность функционализма дать адекватный анализ социальных конфликтов, кризисов. Исходным тезисом современных теорий конфликтов стало утверждение, что неотъемлемой компонентой общественной жизни являются постоянные социальные изменения, которые неизбежно, закономерно вызывают конфликты. Конфликты возникают на всех уровнях (индивидов, социальных групп, социальных организаций, общества) и во всех сферах социальной системы. 
 
Среди современных теорий конфликтов наиболее известными являются концепции Л.Козера, Р.Дарендорфа. Будучи активными критиками структурно-функционального анализа, они способствовали смене научной парадигмы в понимании общества, переходу от бесконфликтной к конфликтной модели общественного развития. Коротко рассмотрим основные положения их теорий. 
 
Льюис Козер^ классик американской социологии, в 1956 году выпустил в свет свой труд "Функции социального конфликта". Это событие оказалось знаменательным в становлении конфликтологического подхода к анализу общественных процессов. Л. Козер положил в основу своей теории идею социальных изменений без которых жизнь общества невозможна. Изменения необходимы и естественны для любой общественной системы. Различия интересов неустранимы в принципе: справедливого распределения власти, материальных средств, равных статусов в реальном обществе достичь невозможно. Взаимодействия между людьми, социальные изменения приводят к столкновению интересов, возникновению противоречий, социальной напряженности, а следующим - естественным и закономерным - звеном социальной динамики является конфликт. Таким образом, конфликт - это продукт внутренних изменений в обществе. 
 
Л. Козер выделил целый ряд позитивных функций социального конфликта: 
 
1) Контролируемый конфликт дает выход накопившемуся напряжению между антагонистами, враждебности, а это позволяет сохранить и улучшить отношения. 
 
2)Коммуникативно-информационная функция конфликта связана с тем, что в ходе столкновения стороны лучше проявляются, следовательно, возможно взаимное узнавание, большее понимание. 
 
3)Интегративная функция проявляется в повышении сплоченности группы в борьбе с противником.  
 
4)Стимулирующая функция социального конфликта напрямую связана с социальными изменениями через становление новых социальных норм, структур, институтов. 
 
Перечисленные положительные функции социального конфликта характеризуют его не только как разрушительную силу, но и как интегрирующий, стабилизирующий фактор общественной жизни, как способ выявления и разрешения противоречий между людьми.

32. Социологическая  концепция Чарльза Райта Миллса

Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять

те или иные социокультурные  реалии, отношение к ним людей  и их поведение,

социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить  её методологические

принципы. Необходимо ещё  проявить неординарность мышления, особый интерес к

тем проблемам, которые  для рядового наблюдателя кажутся  естественными, не

заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может  приобрести

совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать  не тем, чем они всем

кажутся. Но инакомыслие  не является конечной целью ученого. Скорее с этого 

момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось

ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение. На эту

тему Миллс написал  целую работу, которая так и называется «Социологическое

воображение».

33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер

Козер определяет конфликт как процесса который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "социальный организм". Основные подходы к конфликту Козера:

1. в любой социальной  системе обнаруживаются отсутствие  равновесиям напряженностью конфликтные  отношения; 

2. многие процессы, которые,  как обычно считается, разрушают  систему (например, насилием разногласия,  конфликт), при определенных условиях укрепляют интеграцию

Козер выделяет "причинные  цепи", описывающие каким образом  конфликт сохраняет или восстанавливает  интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом: 1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями, что, в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию системы, это 4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновессия, а это приводит к тому, что 6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.

Причины конфликта 

1. Чем больше неимущие  группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов тем вероятнее что они должны будут разжечь конфликт.

а) Чем меньше каналов  по которым группы могут излить свое недовольство по поводу распределения  ресурсов тем более вероятное что они должны усомниться в законности

б) Чем больше члены  неимущих групп пытаются перейти  в привилегированные группы чем  меньше допускаемая при этом мобильностью тем вероятнее что они не станут придерживаться законности

2. Чем больше обнищание  групп из абсолютного превращается в относительное тем более вероятно, что эти группы станут зачинщиками конфликтов

а) чем в меньшей  степени социализациям испытываемая членами неимущих групп, порождает  у них внутреннюю личную принужденностью  тем более вероятно, что они должны испытывать относительное обнищание

б) чем меньше внешних  принуждений испытывают члены неимущих групп, тем больше вероятность того, что они испытывают относительное  обнищание.

Острота конфликта Козером  определяется такими переменными как  эмоции, вызванные у участников конфликта, уровень реализма этих участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проблемами.

Острота конфликта 

1. Чем больше осуществляется  условий, вызывающих возникновение  конфликта, тем он острее 

2. Чем больше эимоций вызывает конфликт, тем он острее

а) Чем больше участников конфликта связывают первичные (тесные) отношения, тем больше эмоций он у  них вызывает

- чем меньше первичные  группы, в которых происходит  конфликт, тем сильнее его эмоциональный  накал 

- чем больше связи между участниками конфликта являются первичными, тем меньше вероятность открытого выражения враждебности, но тем сильнее она проявляется в конфликтных ситуациях

б) Чем больше вторичных (менее тесных) связей между участниками  конфликта, тем фрагментарнее их участие в нем, тем меньше они вовлечены в него эмоционально

- чем больше вторичных  отношений, тем конфликты чаще, а их эмоциональный накал слабее 

- чем крупнее вторичные  группы, тем конфликты чаще, а  их эмоциональный накал слабее 

3. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические (объективное) интересы, тем мягче конфликт

а) чем больше группы, принимающие участие в конфликте, преследуют свои реалистические интересы, тем выше вероятность того, что  они попытаются найти компромиссные способы реализовать свои интересы

- чем больше различия  в распределении власти между  группами, принимающими участие  в конфликте, тем меньше вероятность  того, что они попытаются отыскать  альтернативные средства 

- чем более жесткой  (негибкой) является система, в кторой происходит конфликт, тем меньше в ней альтернативных средств

4. Чем в большей  мере группы конфликтуют из-за  нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее  конфликт 

а) чем в большей  мере конфликт происходит из-за нереалистических проблем, тем сильнее эмоции его участников, тем острее конфликт

б) чем острее были предыдущие конфликты между данными группами, тем сильнее их эмоции по поводу последующих конфликтов

в) чем более жесткой  является системам в которой происходит конфликта тем выше вероятность того, что конфликт окажется нереалистичным

г) чем дольше длится реалистический конфликта тем больше возникает  нереалистических спорных проблем 

д) чем в большей  мере возникновение конфликтных  групп было обусловлено целями конфликтам тем нереалистичнее последующие конфликты

5. Чем в большей мере конфликты объективируются за пределами индивидуальных интересов и на более высоком уровнен тем острее конфликт

а) чем в большей  мере группа едина в идеологическом отношении, тем дальше выходят конфликты за пределы личных интересов

- чем выше идеологическое  единство группы, тем большее  распространение получают в ней  ее общие цели, тем больше они  выходят за пределы личных  интересов 

- чем выше идеологическое  единство группы, тем лучше осознаются конфликты, тем дальше они выходят за пределы личных интересов

6. Чем больше конфликт  в группе связан с наиболее  существенными ценностями и проблемами, тем он острее 

а) чем более жесткой  является структурам в которой происходит конфликта тем более вероятное что возникновение конфликта связано с самыми основными ценностями и проблемами

б) чем больше эмоций вызывает конфликта тем выше вероятность  того, что его возникновение связано  с самыми существенными ценностями и проблемами

34. Ральф Дарендорф о сотрудничестве и конфликте в жизни общества.

У Дарендорфа социология конфликта становится центральной  категорией. Свою социологическую концепцию  он даже называет «теорией конфликта». Человеческое общество в его концепции  изображается как система взаимодействий между конфликтующими социальными группами (классами). Конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие их — явление «удивительное и ненормальное». Дарендорф выделяет конфликты разных уровней: между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли; между социальными ролями; внутригрупповые; между социальными группами; конфликты на уровне общества в целом; межгосударственные конфликты. В результате получается иерархия конфликтов, в которой насчитывается 15 типов. Дарендорф признает верным марксистское представление о классовом антагонизме между буржуазией и пролетариатом, но считает, что этот антагонизм был основным конфликтом лишь в европейской истории XIX столетия. Происходящий в XX веке переход к постиндустриальному обществу связан со снижением остроты межклассовых противоречий. Конфликты в постиндустриальном обществе становятся более разнообразными. И вместе с тем в этом обществе утверждаются принципы плюрализма и демократии, на основе которых создаются механизмы «канализирования» социальных конфликтов, урегулирования их в русле согласительных процедур. Дарендорф подчеркивает, что лучше говорить об «урегулировании», а не о «разрешении» конфликтов, потому что социальные конфликты обычно лишь ограничиваются, локализуются, преобразуются в другие, более приемлемые формы, тогда как термин «разрешение» ориентирует на их полную ликвидацию.

35. Этапы развития  конфликта. Виды социальных изменений  и проблема регулирования конфликта  (по Р.Дарендорфу).

Первый этап связан с возникновением каузального фона латентных, но реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов, представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квази-групп. 
Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квази-групп в фактические группы (группы интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции. 
Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий: 
- технических (личные, идеологические, материальные); 
- социальных (систематическое рекрутирование, коммуникация); 
- политических (свобода коалиции). 
Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, то есть в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т. д.). Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.

На основе того, какие  именно элементы социальной и социетальной систем претерпевают изменения, выделяют четыре основных вида социальных изменений. 
 
Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, анпример, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности – малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества, в структурах власти и управления и т.д. К этому виду изменений относятся также изменения социальных институтов (государство, системы образования, науки, религии), социальных организаций. Такие изменения предполагают перемены в рамках существующих структур, а также образование новых социальных структур. 
 
Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальными изменениями. Это изменения в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между различными общностями, общностями и институтами, общественными структурами и личностью и т.д. Это отношения солидарности, напряженности, конфликта, отношения равноправия и подчиненности и т.д., которые постоянно находятся в процессе изменений. 
 
Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их называют функциональнымисоциальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией России, произошли существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной властей страны. Федеральное собрание как парламент страны и по структуре и по функциям в значительной мере отличается от прежнего парламента – Верховного Совета. Этот вид изменений включает также изменения уже существующих функций, ровно как и возникновение новых функций каких-либо социальных субъектов. 
 
Изменения в духовной сфере – сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Это изменения в ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности. Например, при переходе к рыночной экономике меняется мотивационная сфера огромных масс населения. Порядок регулирования конфликта, по Дарендорфу, выглядит следующим образом: 
1) переговоры для создания органа по решению конфликта. Если безрезультатно — привлечение третьей стороны; 
2) наиболее мягкая форма участия третьего лица—посредничество. 
Предложение решения конфликта не является обязательным; 
3) арбитраж— исполнение решения является добровольным. Обя зательным — приглашение третьей стороны (арбитража); 
4) обязательный арбитраж — находится на грани между регулированием и подавлением (необходимо для сохранения государствен ного правления, обеспечения мира). Решение обязательно. 
По Дарендорфу, конфликты не исчезают путем их регулирова ния. Где существует общество, существуют конфликты. Но их мож но и нужно регулировать.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"