Шпаргалка по дисциплине "Организационное поведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Организационное поведение".

Файлы: 1 файл

Экзаменационные билеты по дисциплине -Организационное поведение-.doc

— 598.60 Кб (Скачать файл)

3.   барьер первого  впечатления. Для преодоления  - различные психологические, этические  и эмоциональные средства.

4.   семантический  барьер. Для разных людей один  и тот же символ может иметь  разные значения. Для преодоления  - точность формулировок, знание того, кому адресована информация.

5.   барьер невнимания  из-за смысловой или словесной  перегруженности.

6.   барьер плохой  обратной связи.

 

19.   Количественные  и качественные факторы, определяющие  модели группового поведения.

Красковский делит факторы на две группы: качественные и количественные.

Качественные:

1.   профессиональная  сработанность группы, показателями  которой являются взаимозаменяемость, взаимодополняемость и взаимоответственность;

2.   морально-психологическая  сплоченность, проявляющаяся в нормах взаимопомощи и взаимоподдержки;

3.   стиль лидера;

 Количественные:

1.  групповой уровень  притязаний, то есть настроенность  работников на достижение промежуточных  и конечных результатов;

2.   квалифицированный  потенциал, достаточный для реализации итоговых и внеплановых показателей;

3.   требования к  конечному результату, который определяет  групповую работу;

4.   открытость оценок  работы группы со стороны руководителя, особенно в ситуациях межгруппового  соперничества;

5.   половозрастной состав;

6.   внутри групповые  межличностные коммуникации;

7.   время существования  группы;

8.   групповая норма производительности.

 

20.    Основные  приемы рефлексивного слушания.

Слышать - физически воспринимать звук. Слушать - воспринимать звук определенного значения. Слушание - волевой акт, требующий умственного напряжения, внимания, значительных психологических энергозатрат и определенных навыков коммуникативной культуры. Выделяют два метода слушания:

1.         рефлексивный.

2.         нерефлексивный.

Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом  и состоит в умении внимательно  молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. В зависимости от обстоятельств при таком слушании можно выразить понимание собеседника, одобрение и поддержку. Делается это с помощью мимики лица, кивка головы, жеста. Нерефлексивный метод применяется, когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы или испытывает трудности, чтобы рассказать о своих проблемах и задачах. В тоже время рефлексивное слушание неуместно, если говорящий стремится получить от собеседника более активную поддержку.

Рефлексивный метод  предполагает активное слушание, когда  слушатель использует вербальную форму для подтверждения понимания информации говорящего. Делается это с помощью специальных приемов

а) выяснение - обращение  к говорящему за уточнением. «Не  повторите ли вы еще раз?»

б) перефразирование. Означает собственную формулировку сообщения  говорящего для проверки его точности. «Другими словами, вы считаете.,.», «Как я вас понял,...»

г) отражение чувств. Акцент делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а на эмоциональное состояние говорящего. Отражая чувства собеседника, мы как будто располагаем его к себе своим сопереживанием. «Вы несколько расстроены...»

д)  резюмирование. Применяется  в продолжительных беседах, где  перефразирование и отражение чувств используются редко. Оно уместно  также в ситуациях обсуждения разногласий в конце беседы, при завершении разговора. «Если подытожить сказанное вами, получается...»

Умелое сочетание рефлексивного  и нерефлексивного слушания помогает достичь взаимопонимания между  людьми.

 

21.    Формирование, структура и развитие группы.

Группа - естественная форма объединения индивидов, структурный элемент для построения организации. Группа может оказывать позитивное воздействие на работника, помогая ему лучше узнать себя, при обрести навыки, удовлетворить различные социальные потребности. Она также воздействует на всю организацию, способствуя ее сплоченности, проявлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений Процессы, вследствие которых это происходит, называются групповой динамикой (Левин, Мейо). Групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы группы, ее характеристик и взаимодействия ней отдельных индивидов. Группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как сообщество, к которому они принадлежат.

Типы групп:

1,   формальные: административные; оперативные;

2.   неформальные: по  интересам; на основе дружбы.

Формальные создаются  директивно по воле руководство организации  для выполнения ее целей. Неформальные создаются добровольно сами работниками  для удовлетворения своих различных потребностей Несмотря на отличия, они все проходят похожие стадии развитии, они одинаково организованы-у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы, статус, размер. Их групповой динамике свойственны сплоченность

и конфликты.

В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии жизненного цикла называются по-разному. Процессы, которые определяют особенности развития каждой группы,

можно назвать также  и стадиями развития групп:

1.  Адаптация. Характеризует  начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

2.  Идентификация. Связана  с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном - умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом -способность стать на точку зрения другого человека или всей группы; поведенческом - стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

3.  Интеграция. Этап, когда  завершена борьба за власть  в группе, окончательно установлены  групповые нормы, роли каждого,  то есть когда объединение  индивидов превратилось в единичный  коллектив. Инте грация приводит  к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Показателем эффективности интеграции является степень сплоченности группы. Наибольшая сплоченность присуща группе на этапе ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами. Распад - стадия, но не процесс.

Стадии не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот  или иной ее жизненный цикл. Бывает, что процессы адаптации, идентификации и интеграции проходят одновременно, или возможен переход на более низкий уровень. Структура группы:

1.   размер и состав. 5-9 человек. Однородность группы  повышает производительность,

2.   статус - место человека в обществе или группе. Различают формальный и неформальный статус Формальный определяется должностью, официальным званием. Неформальный - личными качествами человека и признанием другими людьми этих качеств. Если установленный групповой статус соответствует ожиданиям личности, личность признает групповые нормы и ведет себя в соответствии с ними, если нет, между личностью и группой возникает конфликт,

3.   роли - способ  или модель поведения человека  в той или иной ситуации. Каждый  член группы выполняет определенные роли, которые зависят от его статуса. Сложность здесь заключается в том, что в жиз ни человек выполняет одновременно несколько ролей. В каждой роли от него ожидают определенного поведения. Если член группы не оправдывает ожиданий группы, возникает ролевой конфликт.

4.   нормы - общепризнанные  стандарты, которые сложились  в группе в результате длительного  взаимодействия ее членов. В отличие  от ролевых ожиданий, которые  обращены к отдельным людям,  нормы ос ращены сразу ко  всем членам группы. Одни нормы могут быть формализованы в различных письменных документах. Другие официально не объявляются и тем не менее становятся известными всем членам группы. И хотя они носят неформальный характер, их влияние на взаимоотношения в группе и эффективность ее работы часто оказывается сильнее писаных норм.

 

22.   Невербальное  общение и его роль в коммуникации.

Средства общения делятся  на две группы: вербальные и невербальные. Невербальное общение:

1.         позволяет передать чувства, не  поддающиеся словесному выражению.

2.         определить степень владения  собой.

3.         выступает в качестве показателя  статусно-ролевых отношений.

Невербальное поведение, как правило, спонтанно и проявляется  бессознательно. Основные средства невербального  общения:

1.   мимика. Она целостна и динамична (все движения лица скоординированы). Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Плотно сжатые губы - глубокая задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм.

2.   визуальный контакт.  Помогает регулировать разговор. Обычно смотрят в глаза не  более 10 секунд. Легче поддерживать  визуальный контакт при обсуждении  приятной темы. Обсуждая неприятные  вопросы люди стараются избегать  прямого взгляда. В этом случае воздержание от прямого визуального контакта- признак вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника, настойчивый взгляд - воспринимается как вмешательство в личные переживания или признак враждебности.

3.   интонация и  тон голоса. Энтузиазм, радость выражаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты голоса. Печаль, го ре, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

" 4. скорость речи. Быстрая  речь - взволнованность, желание  убедить. Медленная речь говорит  об угнетенном состоянии, горе  либо высокомерии.

5.   ошибки речи (незначительные). Повторение слов, обрывание фразы  на полуслове - волнение или желание обмануть.

6.   междометия, вздохи, нервный кашель, фырканье и пр.

7.   позы и жесты.  Скрещенные руки или ноги - скептическая, защищенная установка. Не скрещенные - более открытая установка, чувство  доверия. Сидеть подперев ладонями  подбородок - признак задумчивости. Мужчины предпочитают расположение лицом друг к другу, женщины, стоя с ним рядом.

8.   межличностное  пространство:

а)  интимное расстояние (0 - 45 см) - для самых близких людей;

б) персональное (45 - 120 см) -для знакомых людей;

в) социальное (120 - 400 см) - для чужих людей и для официального общения;

г) публичное расстояние (400 - 750 см) - для выступления перед  аудиториями.

Если невербальное «сообщение»  соответствует словам, то тогда невербальное общение помогает довести до сознания сказанное. Если же оно противоречат словам, мы склонны отдавать предпочтение невербальным символам.

 

23.    Что  такое лидерство и его роль  в организационном поведении?

Лидерство - способность  влиять на индивидов и группу в  целом и вести их за собой к  достижению целей организации. Формальное руководство часто назначают «сверху», а неформальные лидеры, как правило, выбираются самими людьми, т.е. «снизу». В этом заключается основное отличие между лидерство и руководством. Оптимальным вариантом для организации является ситуация, когда руководитель коллектив является одновременно и формальным, и неформальным лидером.

Теория власти и  влияния. Для того, чтобы влиять на людей, необходимо обладать властью. Власть имеет разнообразные формы. Согласно классификации Френча и Рейвена, существует 5 основных форм власти:

1.   власть, основанная  на принуждении. Люди в основном  испытывают беспокойство, боясь  потерять работу, следовательно,  лишиться защищенности, уважения  коллег и т.д. Поэтому методика  принуждения имеет силу в тех случаях, когда человеку что-то нужно и он думает, что его могут этого лишить.

2.   власть, основанная  на вознаграждении. Один из самых  эффективных способов влияния  на других людей - обещание  вознаграждения. Оно должно иметь  ценность в глазах человека, которому оно обещано

3.   экспертная власть, люди склонны верить человеку, который имеет информацию или  идеи, способный, по их мнению, помочь организации или группе  достичь целей или принять  лучшее решение. Исследования  показали, что если сказать работникам, что какой-то человек является экспертом в определенной области, а на самом деле это не так, то люди все равно будут следовать его решениям.

4.   эталонная власть (власть примера). Основывается на  силе личных качеств и способностей  лидера. Люди испытывают чаше влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и является и идеалом.

5.   законная власть. Традиционно во всех странах  мира человек привык подчиняться  тем, кто имеет от государства  или организации должностные  полномочия. Преимущество этой формы власти заключается в том, что она обладает безличностью, и исполнители реагируют не на конкретную личность, а на должность.

Т.о. при всех достоинствах каждого из перечисленных видов  власти, их эффективность зависит  оттого:

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Организационное поведение"