Шпаргалка по дисциплине "Организационное поведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Организационное поведение".

Файлы: 1 файл

Экзаменационные билеты по дисциплине -Организационное поведение-.doc

— 598.60 Кб (Скачать файл)

1.   Набор сотрудников. Во время подбора выясняется, с одной стороны, подходят ли кандидатам условия организации, с другой, отвечают ли личностные качества кандидатов и система их взглядов нормам и ценностям организации.

2.   Социализация. После  зачисления в штат поступившие на работу подвергаются различным воздействиям, направленным на то, чтобы помочь новичкам адаптироваться к культуре организации. Таким образом у работников воспитывают приверженность к корпоративной культуре.

3.   Приобщение новых  работников к истории корпорации, ритуалам, символам могущества, различным легендам о людях корпорации, которые стали известны благодаря корпоративным ценностям. Все это помогает новичкам понять основную линию организации, особенности взаимодействия ее членов и пр.

4.   Признание и продвижение сотрудников, которые хорошо выполняют свою работу и могут быть ролевыми моделями для вновь принятых в организацию. Признавая таких людей победителями, компания побуждает других работников следовать их примеру. Подобные ролевые модели исследователи орг.культуры считают самой эффективной формой обучения персонала.

 

39.   Социально-психологическая  структура личности и поведение  человека в организации.

Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой принято выделять направленность, характер, темперамент и способности. Направленность - система потребностей, мотивов, интересов и идеалов. Темперамент - система природных качеств.

Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных  свойств. Характер - синтез отношений и способов поведения.

Каждая личность - это  индивидуальность. Важно рассматривать  личность в соотношении с жизненной  историей индивида или с перспективами  его развития. Личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Основным способом существования человека является его деятельность. Деятельность для человека это также и способ включения в социальную систему.

Социальная система - совокупность отношений, которые возникают  в результате взаимодействия индивидов. Взаимодействия соц. систем характеризуются двумя особенностями: 1. поведение любого члена группы может оказать прямое или косвенное влияние на действия любого другого его участника. И хотя сила этих воздействий различна, все части системы взаимосвязаны. 2.социальные системы являются открытыми, взаимодействующими с внешним миром системами.

Практическую связь  с миром и зависимость от него выражают потребности человека, которые  являются источником его активности взаимодействия с окружающей средой. Потребности бывают первичные (физиологические) и вторичные (психологические). Мотив - осознанная потребность. Система мотивов -мотивация (внутренняя и внешняя - стимулирование).

Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые  в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Выделяют три труппы людей по направленности их развития: потребители, созидатели, разрушители. Направленность проявляется через установку человека. Установка личности- это занятая ею позиция, настрой на определенное поведение. В основе направленности личности есть основополагающие качества, свойства, которые определяют критерии, по которым можно чаще всего безошибочно судить о человеке, предсказывать его поведение и управлять им. К этим качествам относят: уровень развития интеллекта, волю, чувства и эмоциональные свойства, темперамент и способности. Среди многих качеств личности, составляющих ее индивидуальность, существенная роль отводится интеллекту (уму). Среди умственных способностей выделяют: любознательность (стремление человека узнать то новое, с чем он встречается впервые); глубина ума (качество человека постичь суть конкретного явления, уметь установить основные, существенные связи между явлениями и внутри них); гибкость и подвижность ума (способность человека быстро отключиться от старых связей при анализе событий и также быстро установить новые отношения и связи, при этом суметь рассмотреть явление с необходимой точки зрения); логичность (способность применить анализ и синтез при мышлении); доказательность и критичность ума (отражают умение человека обосновать свое решение, используя при этом неопровержимые факты и аргументы); интуиция; привычки (стандартная реакция личности на обстоятельства, сформировавшаяся в результате многократных прошлых реакций на подобные обстоятельства).

Воля - это организатор  поведения (воля регулирует сознание). Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность.

Эмоции -это переживания  личности, возникающие под воздействием определенных жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как  свойства личности: моральные (эмоциональное  отношений личности к поведению  людей и своему собственному); интеллектуальные (переживания, которые возникают у человека в результате его умственной деятельности); эстетические (возникают и развиваются при восприятии предметов искусства, красоты природы и пр.).

Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент - самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик - сильная нервная система, легко переключается с одной работы на другую, но неуравновешенная нервная система, что мешает его уживчивости и совместимости с другими людьми. Сангвиник - сильная нервная система, обладает хорошей работоспособностью, легко переходит к другому виду деятельности, легко переживает неудачи. Флегматик • сильная работоспособная нервная система, но с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке, преобладание спокойного ровного настроения, чувства отличаются постоянством. Меланхолик - отличается низким уровнем психической активности, замедленными движениями, быстрой утомляемостью, высокой чувствительностью. Чуткость к другим делает его универсально уживчивым с другими людьми,                          

С качествами темперамента связаны его способности. Все  это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер-совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганизации, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)

 

40.   Проблемное  поле поведения организации.

Поведение организации  зависит от многих и разных факторов. Одни из них оказывают влияние непосредственно, другие опосредованно. Одни носят разовый или кратковременный характер воздействия, другие - долговременный. Для менеджера очень важно определить ключевые точки проблемного поведенческого поля, такие составляющие ее структуры, на основе которых можно было бы строить стратегическое планирование и управление поведением организации. Исследователи по-разному определяют эта ключевые точки. Однако большинство из них сходится на том, что такими точками могут быть:

1.   цели организации; организация создается и функционирует для достижения конкретных целей, направленных на удовлетворение потребностей различных заинтересованных в ее деятельности людей и групп.

2.   модель организации;  управление поведением человека  в организации начинается с конструирования самой организации, анализа условий, целей и выбора соответствующей орг.модели (механической и органической).

3.   орг.структура; на базе выбранной модели проектируется орг. структура. Структура -скелет организации, схема должностей и подразделений, на основе которой строятся формальные отношения между людьми в организации. На основе механической модели строятся линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры. На основе органической - проектная и матричная.

4.   орг.культура; каждое  предприятие имеет свою культуру. Она соединяет воедино традиции  этого предприятия, его философию,  идеи, ценности, стиль управления, нормы  и правила поведения.

5.   коммуникации; как  процесс межличностного общения  и как системы информационных потоков в организации.

6.   мотивация; процесс  побуждения работников к деятельности  для достижения их личных целей  и целей организации.

7.   оценка результатов  труда и вознаграждение; для побуждения  человека к эффективной деятельности  применяются вознаграждения (все, что человеку представляется ценным для его жизни). Вознаграждения находятся в прямой зависимости от оценки результатов труда. Правильная оценка труда обеспечивает руководителей необходимой информацией для принятия решений о размерах вознаграждения работников, их обучении и развитии, продвижении по службе или наказании.

8.   изменения в  организации и управление нововведениями; изменения в организации являются  следствием перемен, происходящих  в мире. Источники этих изменений  могут находиться как в самой организации, так и во внешней среде. Основная проблема при изменениях заключается в разной реакции людей на эти изменения. При управлении нововведениями необходимо: освоение организацией новой идеи; разъяснение работникам тех выгод, которые они получат в результате перемен; обеспечение условий для участия работников в процессе преобразований; мотивирование людей, чтобы они стали сознательными сторонниками изменений.

9.   стиль руководства;  на стиль руководства организацией  оказывают влияние руководитель, его опыт, способности, деловые и личные качества.

10.       внешняя  среда; все что окружает организацию  и от чего зависит ее существование.

11.       поведенческий  маркетинг,

 

41.   Основные  элементы структуры организационного  поведения.

3 составляющие поведения  человека в организации:

1. природа поведения.  Поведение - осознанное действие, поэтому, чтобы понять природу  поведения, необходимо знать,  что такое сознание. Сознание - человеческая  способность к воспроизведению  действительности в мышлении, т.е. психологическая деятельность как отражение действительности. Накапливание Определенных знаний представляет собой процесс познания действительности. Это отражение действительности происходит в форме восприятий, мыслей, чувств, которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и называются переживаниями. Переживая те или иные явления окружающего мира, чело век получает определенную информацию, знание. Накапливание знаний отражает процесс познания.

Бессознательное или  неосознанное чувство - это не непережитое  чувство, а чувство, в котором  переживание не соотнесено или неадекватно  соотнесено с объективным миром. Когда говорят, что человек поступает несознательно, это означает, что он не осознает не сам поступок, а последствия, которые он должен повлечь за собой. Сознательность человека означает его способность осознавать объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ими. Осознание во всех случаях совершается одним и тем же путем, а именно через включение переживания совершаемого субъектом акта или события объективные предметные связи, его определяющие. Совокупность осознанных действий субъекта, обладающих характерной для него особенностью, которая повторяется в разных ситуациях, называется поведением Важнейшими элементами системы сознания являются способности и нормы. Из них вытекают потребности человека. Таким образом, структура сознания состоит из потребностей, норм и способностей, они бывают собственные и общественные. Единица поведения - поступок. Поступок — это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. И в основе поведения, и в основе деятельности лежит некий психологический феномен, называемый мотивом.

Системообразующие элементы структуры сознания: способности (это  индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в  своей деятельности), нормы, потребности (нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности). Самоопределение - процессы, происходящие в сознании, на пути от цели до принятия решения.

2.  природа человека. Природу личности отражает ее  социально-психологическая структура, в которой выделяется: направленность, характер, темперамент, способности. Темперамент - система природных качеств. Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Характер - синтез отношений и способов поведения. Каждая личность - это индивидуальность. Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Воля - это организатор поведения (воля регулирует сознание). Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность. Эмоции- это переживания личности, возникающие под воздействием определенны жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как свойства личности: моральные (эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному); интеллектуальные (переживания, которые возникают у человека в результате его умственной деятельности); эстетические (возникают и развиваются при восприятии предметов искусства, красоты природы и пр.). Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент - самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. С качествами темперамента связаны его способности. Все это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер -совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганизации, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)

3.   природа организации.  Традиционно организацией называется  объединение людей, работающих  совместно для достижения определенных  целей и задач. Любая организация  вне зависимости от ее конкретное назначения имеет ряд общих параметров, среди которых основными являются: цели (конкретные показатели, к которым стремится организация в определенный период времени), организационная структура управления (форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами в соответствии с их функциями), внутренняя и вешняя среда, ресурсы (натуральные или природные, материальные и человеческие), нормативная и правовая основа (регламентируют поведение сотрудников и подразделений), организационная культура.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Организационное поведение"