Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

В современной российской экономике в области трудовых отношений выделяется ряд проблем:
продолжается ориентация предприятий на использование «общественных рук», а не «общественного мозга», что характеризует возможность роста промышленного производства области преимущественно экстенсивным путем

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.
Молодежь и ее роль в системе трудовых отношений……………6 стр.
Отношение к труду как один из ключевых параметров трудовой активности. …………………………………………………………………12 стр.
Факторы, формирующие отношение к труду молодых работников .................................................................................................................. 18 стр.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………… 23 стр.
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ.
Ценностные ориентации как одна из составляющих формирования отношения к труду……………………………………………… 24 стр.
Программа социологического исследования отношения к труду и трудовых ценностей молодежи на примере выпускников Курганского Государственного Университета………………… 30 стр.
Результаты исследования ……………………………………….. 33 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 114.84 Кб (Скачать файл)

 

 

Эмпирическая операционализация

В системе жизненных ценностей труд занимает свое положение на уровне психологических(культурных) ценностей


 


 

 

 

 


 

 

 

В рамках этого уровня на основе изученного материала можно представить в схематическом виде место труда как ценности для современной молодежи:


 





 

 

 

Методы сбора информации:

Для сбора эмпирических данных был использован  метод полустандартизированного интервью.

 

Обоснование метода:

Метод полустандартизированного интервью был выбран не случайно.

Количественные исследования достаточно часто и активно проводятся в изучении отношения к труду молодежи, мной было решено обратиться к качественной стороне данного вопроса, чтобы подтвердить или опровергнуть выявленную ранее гипотезу, а также выявить иные факторы, которые не отражает обыкновенный количественный срез.

Описание выборки:

В интервью участвовали 8 человек, по одному человеку мужского и женского пола из каждой категории, закончившие вуз в период с 2012 по 2014г . Требования к респондентам были разделены на 4 основные категории, согласно источнику дохода( виду работодателя):

 

Люди, работающие «на себя», т.е. фрилансеры или предприниматели

Люди, работающие на государство

Люди, работающие на частное лицо

Безработные


 

 

Обоснование выборки:

Респонденты были отобраны по таким критериям по нескольким причинам:

  1. Наличие 2 участников из каждой категории было решено считать достаточным для репрезентативности исследования
  2. Наличие в каждой категории респондентов обоего пола позволит исключить ошибочные выводы, связанные с гендерным признаком
  3. В выборке участвуют выпускники вузов 2012-2014 годов в вязи с тем, что их опыт полноценного выхода на рынок будет более интересен, так как связан не только с проблемами в сфере занятости, но и началом своей карьеры и самостоятельной жизни.

 

    1. Результаты и анализ исследования

 

Главным способом сбора информации в проведенном исследовании было полуструктурированное интервью. Оно проводилось в форме свободной беседы, не сильно придерживаясь определенного плана или опросного листа. Однако, основная направленность интервью была сфокусирована на следующем:

    • Понять, какое место труд занимает в системе жизненных ценностей, а также причины этого
  • Определить, меняется ли отношение к труду от условий работы, форм оплаты труда и вида деятельности,
  • Сформировать образ идеальной работы (должности, профессии) для молодого человека, что в свою очередь поможет определить его ценностные ориентации в работе,
  • Определить основные мотиваторы, побуждающие к качественному выполнению трудовых обязанностей.

Респонденты были отобраны согласно распределению на 4 группы а) «бюджетники», б) предприниматели и фрилансеры в) работающие «на дядю» г) безработные

 

Итак, образ идеальной работы для каждого респондента был «своим», однако, все участники интервью ставили в приоритет высокий  уровень оплаты труда, хотя многие и не определяли его как ключевой.

Интересно отметить, что для мужчин фактор высокого дохода преобладал над остальными, тогда как женщины на первое место ставили такие факторы как увлекательность, разнообразность.

Однако в целом, образ идеальной работы для всех респондентов можно охарактеризовать следующим образом, что и отражает  ценностные ориентации молодого поколения:

  1. Приносит гарантированный и стабильный доход,
  2. Высокооплачиваема,
  3. Выполняемый труд разнообразен, приносит удовлетворение,
  4. Не должен приводить к «сделкам с совестью», все респонденты отметили, что хотят видеть себя в честном труде,
  5. Вид деятельности должен способствовать росту и развитию личности молодого работника,
  6. Работа не должна отнимать слишком много времени, чтобы его хватало на удовлетворения личных потребностей, не связанных с карьерой.

Таким образом, можно констатировать существенную направленность интересов выпускников в г. Кургане на свою личность и личностные потребности, и идеальная работа должна быть сонаправленна этому курсу.

Однако наиболее сильный уклон и приоритет респонденты делали на необходимость высокого дохода. На вопрос о том, почему такое значение имеет фактор доходности, почти все ответы выражали похожий смысл смысл: в жизни много вещей, которые хочется попробовать, ощутить; хочется разнообразить свой досуг, много путешествовать, и на все это нужны деньги; хочется иметь лучшие условия для жизни, дорогую и хорошую квартиру(машину, вещи, мебель и т.п.).

В дальнейшем, наш интерес стал сфокусирован на том, почему молодые люди выбрали ту или иную сферу занятости.

Результаты показали, что выбор места работы во многом зависят от психологическими факторами. Хотя, иметь свой бизнес многим респондентом кажется привлекательным, намного комфортней молодые работники ощущают себя, работая на постоянном окладе, и в свою очередь стабильный не большой или средний доход для них является более выгодным, чем нестабильный большой.

 

Говоря об удовлетворенности трудом, люди, из категории «работающих на себя», отмечают наивысшую степень довольства своим делом. Больше всего они выделяют то, что им нравится их род деятельности, они довольны тем, что не зависят от «начальников» и сами распоряжаются своей жизнью и временем. В вопросе о рисках они смотрят позитивно,   не боясь возможных трудностей. Однако, в данной группе, молодые люди отмечают то, что особых мотиваторов для наиболее качественной работы у них нет, и трудятся они в соответствии с своими собственными желаниями, и у них есть собственный рынок, где их услуги востребованы.

Респонденты из группы «бюджетников» больше всех уверены в «завтрашнем дне», видят себя и в дальнейшем в этой сфере, хотя не особо довольны уровнем заработанной платы. Но фактор «гарантированности» максимально удовлетворяет их психологическим потребностям. Особо сильных стимулов для полной отдачи себя делу для них нет, в качестве мотиватора они могут выделить лишь возможность карьерного роста. Проблему с недостаточным уровнем дохода пытаются решить с помощью подработок. Но отношение к труду у работников бюджетной сферы, которые стоят в начале своей карьеры, весьма неуверенное. Они больше угнетены, чем удовлетворены своей работой.

Респонденты, находящиеся в категории людей, работающих на коммерческом предприятии, отмечают, что для них, безусловно, важен фактор гарантий, однако они более свободно смотрят на переход в другую фирму, компанию, или даже на идею открыть свое дело. Для этих респондентов иметь собственный бизнес является наивысшей ступенью карьерного роста, но вместе с этим большие риски пугают их, и начать предпринимательство прямо сейчас они не готовы. Как наибольшие стимулы к качественной работе и самоотдаче на рабочем месте эти респонденты выделяют а) конкуренцию среди коллег б) зависимость оплаты труда от качества труда. Отношение к труду в целом позитивное, хотя оба респондента отметили то, что им нравится дело, которым они занимаются, несмотря  некоторые недостатки в условиях труда.

Говоря о категории безработных стоит отметить, что в общем, они позитивно смотрят на труд. Именно эта категория находится в состоянии, когда будущий работник  имеет возможность выбрать «работу мечты», чем, в целом и занимаются респонденты. Однако, они высказывают беспокойство, что рынок труда в большинстве своем не готов предоставить им такую возможность, и в этом случае респонденты готовы заполучить либо временную работу, либо выбрать ту из предлагаемых вакансий, которая им приходится больше «по душе».

Также в ходе беседы с некоторыми респондентами зашел разговор о ценности высшего образования, которое они получили, и оправдались ли их ожидания относительно перспектив в работе, на которые они рассчитывали, поступая в вуз. И можно отметить, что единогласно молодые люди заявили, что их ожидания за несколько лет и непосредственно при выходе на рынок труда существенно изменились. Многие отметили так называемый «эффект разовых очков», когда перспективы при поступлении в вуз казались более позитивными, чем при окончании вуза.

Однако, никто не отрицает ценность полученного образования. Относительно данного вопроса респонденты разделились на  группы: а) на тех, кому «корочки диплома точно не будут лишними» и «наличие высшего образования всегда в цене»; б) на тех, кто получил в вузе бесценные знания и огромный жизненный опыт, которые помогают им в работе и жизни.

Говоря о жизненных ценностях, многие респонденты карьеру ставили на одну из главных ступеней. Однако здесь стал интересен факт, что среди женщин на первое место все без исключения поставили ценность семьи и любви, труд и карьера занимали низшую ступень, тогда как 2 из 4 мужчин значимость карьеры определили выше семьи.

 

Подводя итог исследования, стоит отметить, что наша гипотеза о том, что труд  для молодых работников играет одну из ведущих ролей в жизни, безусловно, подтвердилась. Однако в ходе беседы мы смогли выяснить, что наиболее важным аспектом в трудовой деятельности для молодежи является фактор высокой доходности труда. Это, в свою очередь, выступает подтверждением второй выдвинутой гипотезы: наиболее приоритетным для современной молодежи является желание получать удовольствие от жизни, путем приобретения дорогих вещей, трат на различные услуги и развлечения. А труд для них выступает путем для достижение этих целей.

Отношение  к труду во многом зависит от вида и рода занятости, эта гипотеза также подтвердилась.

Однако в ходе исследования мы смогли выявить фактор «психологической комфортности», который определяет приоритет при выборе работы. И при этом, не всегда молодой человек выбирает работу своей мечты, зачастую даже вынужден работать на той, характер которой ему не нравится, однако, фактор психологической комфортности во многих случаях играет решающую роль.

Таким образом, отношение к труду, безусловно, зависит от условий и характера труда, заработанной платы ит.п., но это, в свою очередь, подчиняется индивидуальным психологическим особенностям молодого работника, что отражается в его умении рисковать, готовности к кардинальным переменам, или же наоборот в склонности к стабильности любого рода.

Труд труд является своего рода ценностью, необходим для человека, однако, тенденция среди современных выпускников такова, что многие стремятся подчинить труд своим индивидуальным эгоистичным потребностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В фокусе социологической науки находится множество феноменов. И изучение труда, как понятия не только экономического, но и социального, является важной задачей многих ученых.

В ходе данной курсовой работы мы выяснили несколько очень важных моментов. Во-первых, молодежь занимает одно из ключевых мест в системе трудовых отношений, т.к. в свою очередь именно за молодежью стоит будущее общества, и поэтому фактор отношения к труду и ценностных ориентиров молодежи очень важен.

Первый выход на рынок труда осложняется множеством причин, как субъективных так и объективных. В нашей же стране есть свои факторы, способные ужесточить условия трудоустройства.

Отношение к труду очень важный показатель, т.к. он способен значительно влиять на саму трудовую активность молодежи, оно складывается под влиянием множества факторов.

Практическое исследования данного вопроса было сфокусировано на изучении отношения к труду и трудовых ценностей у выпускников вузов в г. Кургане. И основной гипотезой данного исследования выступало то, что труд занимает значительное место в системе ценностей у современной молодежи, однако он подчинен общей тенденции общества «потребления», когда труд выступает не только как ценность, но как средство достижения удовольствия. Позитивность отношения к труду зависит от вида и рода деятельности, а также непосредственно условий труда. Для этого респонденты для интервью были отобраны по категориям, согласно их виду занятости.

В ходе исследования данная гипотеза подтвердилась.

Однако качественное исследование позволило выявить еще один очень интересный момент. Несмотря на то, что часть респондентов выказывали неудовлетворительное отношение к собственной трудовой деятельности, они были не готовы сменить род деятельности, в поисках более идеальных условий труда. Это в свою очередь было обусловлено субъективными психологическими факторами.

Информация о работе Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников