Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

В современной российской экономике в области трудовых отношений выделяется ряд проблем:
продолжается ориентация предприятий на использование «общественных рук», а не «общественного мозга», что характеризует возможность роста промышленного производства области преимущественно экстенсивным путем

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.
Молодежь и ее роль в системе трудовых отношений……………6 стр.
Отношение к труду как один из ключевых параметров трудовой активности. …………………………………………………………………12 стр.
Факторы, формирующие отношение к труду молодых работников .................................................................................................................. 18 стр.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………… 23 стр.
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ.
Ценностные ориентации как одна из составляющих формирования отношения к труду……………………………………………… 24 стр.
Программа социологического исследования отношения к труду и трудовых ценностей молодежи на примере выпускников Курганского Государственного Университета………………… 30 стр.
Результаты исследования ……………………………………….. 33 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 114.84 Кб (Скачать файл)

Среди трудовых ценностей на первом месте для занятого населения в целом, как и прежде, остается хороший заработок (64,8%), а на втором - гарантия стабильной занятости (36,8%), на третьем - интересная, творческая работа (34,9%). Таким образом, за годы реформ в сознании работников значительно возрос мотив гарантий стабильности занятости, "работы на стабильном, имеющем перспективы предприятии". Это, несомненно, результат десятилетнего кризиса, падения производства, роста безработицы Молодые работники имеют выраженные особенности структуры трудовых ценностей, по сравнению с работниками других возрастных групп (таблица 2).

Вариант ответа

Возраст, лет

до 25

26—29

30—39

40—49

50—59

Свыше 60

Интересная, творческая работа

32,4

37,6

36,1

32,2

41,7

33,3

Работа, дающая возможность повышения квалификации

20,6

19,8

20,9

7

12,5

11,1

Работа, приносящая пользу людям

23,5

27,7

24,1

24,8

23,6

50

Работа, не вызывающая физического утомления, с хорошими условиями труда

19,6

15,8

19

17

16,7

11,1

Работа, где есть возможность сделать карьеру

33,3

34,7

17,1

15,7

16,7

0

Высокооплачиваемая работа

64,7

66,3

67,1

64,3

69,4

33,3

Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии

43,1

39,6

36,7

40

25

5,6

Работа, обеспечивающая социальные льготы

10,8

21,8

17,1

20,9

5,6

0

Работа, дающая возможность улучшить жилищные условия

24,5

22,8

25,9

17,8

8,3

11,1

Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе

30,4

31,7

29,7

22,6

11,1

11,1

Работа, где руководство хорошо относится к персоналу

25,5

25,7

16,5

20,4

20,8

16,7

Работа на предприятии, которое близко от дома

12,7

9,9

19,6

16,1

13,9

5,6


Таблица 2.  Распределение ответов на вопрос: "Если бы Вы могли выбирать, то какой работе отдали бы предпочтение?" в зависимости от возраста респондентов, % от числа опрошенных

Как видим, материальные ценности для старших возрастных групп имеют большее значение, чем для молодежи. Таким образом, распространенный стереотип о "молодежной меркантильности" является явным преувеличением. Важной особенностью структуры трудовых ориентации молодых респондентов является стремление к стабильности ("работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии"), карьерный и профессиональный рост. Это связано с объективными причинами: безработица является преимущественно молодежной проблемой, поэтому факторы повышения конкурентоспособности и гарантии занятости имеют для молодых первостепенное значение.16

В сознании молодых людей, стоящих на пороге трудовой жизни, работа воспринимается как инструмент реализации в первую очередь социальных запросов. При этом, по сравнению с уже работающими по найму, труду адресуются лишь потребности выживания.

Среди наиболее важных и желаемых характеристик будущей работы подавляющее большинство респондентов всех учебных заведений (более 80%) отметили высокую заработную плату. Для будущих специалистов актуальны также возможность карьерного роста (29,9%) и соответствие будущей работы их склонностям, способностям и умениям (20,6%). В среде будущих рабочих наиболее важной (вслед за высокой оплатой труда) считается возможность достижения высокого уровня мастерства (30,7%); для четверти учащихся предпочтительна возможность продвижения по службе.

Как говорилось ранее, тема трудовых ценностей молодежи и ее отношения к труду является актуальной и активно изучаемой. Поэтому, несомненно очень важно знать,  что говорят ученые о том, как меняется отношение молодежи к труду.

Корреспондент «НП» Нина Фрейман поговорила с социологом, заместителем директора Центра молодежных исследований петербургского филиала НИУ ВШЭ Яной Крупец. На повестке дня были  вопросы о том, как молодые люди относятся к труду, насколько важна для них работа и какой она должна быть.

Беседа состоялась относительно организованного долгосрочного  проекта по изучению молодежи, поддерживаемого НИУ ВШЭ в рамках программы фундаментальных исследований. Он был сконцентрирован на значении труда и потребления в повседневной жизни молодых людей. Было собранно 60 биографических интервью — это были беседы продолжительностью около двух часов. Молодые люди двух возрастных групп — 20–25 и 30–35 лет — рассказывали о своей жизни с фокусом на работу, доходы и расходы. 

Я. Крупец дала следующий комментарий на вопрос о том, на сколько вообще сегодня важна работа для молодых людей: «В рамках прошлогоднего проекта, посвященного гражданственности, выяснилось, что для молодых людей быть гражданином — значит хорошо исполнять свои профессиональные обязанности, поскольку участвовать в политике они в ряде случаев не могут или не хотят. А стать профессионалом, хорошо работать, платить налоги — это они понимают как свой гражданский долг.

Сегодня принято говорить, что для поколений, которые социализировались в советское время, труд был ядром, вокруг которого выстраивалась остальная жизнь, а для нынешней молодежи работа не так значима, что они больше занимаются саморазвитием или потреблением. Но результаты нашего исследования говорят о том, что работа остается важной частью, вокруг которой выстраивается биографический проект… Идеальной работой практически все называли ту, что приносит определенный уровень дохода. Желание заниматься волонтерством, работать только ради какого-то дела, наверное, уходит в прошлое. Но, с другой стороны, одного дохода молодым людям недостаточно. Не менее, а в ряде случаев и более важный для них момент — работа должна быть интересной. Они не всегда могут объяснить, что это такое, но в качестве антитезы приводят работу монотонную, рутинную».

Также , было достаточно интересно узнать отличается ли женский подход к работе от мужского. И вот комментарий эксперта: «В наших интервью девушки в основном говорят, что хотят работать. При этом у них даже могут быть патриархальные установки — например, они могут считать, что главное, чтобы работал мужчина, чтобы он получал больше, женщина должна воспитывать детей. Но практика показывает, что работа для девушек все равно важна как определенный статус, как возможность иметь независимость, самореализоваться. Домашняя, материнская роль иногда входит в конфликт с рабочей ролью.»

На вопрос о привлекательности предпринимательства для молодежи Я. Крупец отвечает: «Предпринимательство звучит заманчиво, особенно для тех, кто работает не в бюджетной сфере. Открытие своего дела рассматривается как шаг в карьере. Например, «я работаю в парикмахерском салоне, а когда набираюсь опыта и накапливаю собственную клиентскую базу, открываю свою парикмахерскую». То же самое можно сказать про турфирму, ресторанчик, паб. Такой подход особенно характерен для сферы сервиса. Для тех, кто собирается в ней оставаться, это очень перспективно. Некоторые открывают свое дело случайно, не имея четких планов, когда подворачивается такая возможность. Например, девушка начала печь пироги, и все посчитали их вкусными. Она привлекла родителей и мужа и открыла свое производство, хотя никогда не собиралась заниматься выпечкой. Свое дело может быть совсем маленьким и приносить совсем маленький доход, в три-четыре раза меньше желаемого, предприниматель может нуждаться в помощи со стороны. Но все равно быть предпринимателем, иметь свой бизнес для многих важно».17

Обобщая изученное, можно смело утверждать, что несомненно отношение к труду у молодежи за последние десятки лет изменилось, как и связанные с этим ценности.

Составляя портрет современного молодого человека в системе трудовых отношений, можно сказать, что это человек, прежде всего ориентированный на собственные интересы, и при этом, он в значительной мере более эгоистичен, чем, к примеру, были его родители. Необходимым условием труда становится ее доходность и интересность.

Однако, ценность труда в некоторых случаях становится под вопросом, и хотя большинство все таки предпочитаю скорее работать чем нет, не малая доля  и тех, кто бы выбрал путь не трудиться, если бы была материальная возможность для этого. Можно предположить, что в том случае, когда труд бы составлял большую ценность, отношение к труду а также качества труда у молодежи было бы несомненно лучше. Поэтому одной из важнейших социальных проблем воспитания является, таким образом, формирование у людей оптимальной структуры ценностных ориентаций.

 

    1. Программа исследования отношения к труду и трудовых ценностей молодежи на примере выпускников Курганского Государственного Университета.

 

Целью данного курсового проекта было изучить сущность ценностных ориентаций и отношения к труду у молодежи. В ходе изучения мною были рассмотрены несколько социологических исследований, направленных именно на эту проблему, как качественные, таки и количественные. Объясняется это тем, что такая тема очень актуальна в современном мире, поскольку будущее любого общества зависит от молодого поколения, ведь  именно они своими действиями, решениями и поступками строят дальнейшую реальность мира. Поэтому актуальность данной темы является очевидной.

В рамках же своего исследования, мне захотелось глубинно рассмотреть отношения к труду у выпускников 2012-2014г. Курганского государственного университета, которые уже успешно закончили высшее учебное заведение и в полной мере столкнулись с первыми трудностями  жизни: с полноценным выходом на рынок труда, началом самостоятельной независимой жизни, с состоянием свободы и необходимости по-настоящему строить свою собственную жизнь.

Целью исследования являлось качественное изучение отношения к труду в системе ценностных ориентаций у выпускников курганских вузов.

Задачи исследования были следующие:

- выяснить  отношение к занимаемой в настоящее  время должности у молодого  человека

-определить  основные стимулы и мотиваторы  для качественной работы

- составить  образ идеальной работы в понимании  выпускника

-определить  является ли труд ценностью в жизни молодежи, а также выявить ценностные ориентиры в трудовой деятельности

Объектом исследования являлись выпускники Курганского государственного университета 2012-2014г.

Предметом исследование являлось отношение к труду у выпускников.

Гипотезой нашего исследования выступает следующие утверждения

    1. трудовая деятельность занимает значительное место в системе ценностей выпускников вузов, однако, не ключевое
    2. труд в настоящее время не является «ядром», а уступает ведущую роль таким ценностям как жизнь в удовольствие и потребление
    3. существует зависимость между отношением к труду и источником дохода (видом работы, формой занятости и формой оплаты, категорией работодателя) для молодого человека

 

         Операционализация понятий включает в себя два основных сегмента: теоретическую интерпретацию и эмпирическая операционализация

 

Теоретическая интерпретация раскрывает такие понятия, как работа, ценность, труд, мотиватор , идеал, стимул, потребность.

 

  • Понятие работа в нашем исследовании понималась как служба, занятие, источник заработка в одном случае, а в другом как процесс, требующий приложения умственных или физических усилий, который целью своей ставит получение определенного результата.
  • Понятие ценность рассматривалось как философская категория, обозначающая социально обусловленные значения материальных и духовных явлений, определяющих смыслы бытия человека и общества в целом.
  • Труд понимался  как этическое явление, т.е. то же самое, что и участие, затрата, применение: индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. На этапе анализа исследования понятие «труд» интерпретировалось, в том числе, как работа или карьера
  • Под мотиватором  подразумевался фактор мотивации, вдохновляющий на действия, поступки (в нашем случае на качественный труд).
  • Идеал, мы определили, как индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо (в исследовании: образец условий труда, вида трудовой деятельности)
  • Стимул  рассматривался как сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.
  • Потребность понималась как нужда  внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов
  • Потребление в рамках исследования раскрывалось как стремление к приобретению товаров, расходам на услуги с целью  поддержание благосостояния или получения удовольствия 

Информация о работе Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников