Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

В современной российской экономике в области трудовых отношений выделяется ряд проблем:
продолжается ориентация предприятий на использование «общественных рук», а не «общественного мозга», что характеризует возможность роста промышленного производства области преимущественно экстенсивным путем

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.
Молодежь и ее роль в системе трудовых отношений……………6 стр.
Отношение к труду как один из ключевых параметров трудовой активности. …………………………………………………………………12 стр.
Факторы, формирующие отношение к труду молодых работников .................................................................................................................. 18 стр.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………… 23 стр.
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ.
Ценностные ориентации как одна из составляющих формирования отношения к труду……………………………………………… 24 стр.
Программа социологического исследования отношения к труду и трудовых ценностей молодежи на примере выпускников Курганского Государственного Университета………………… 30 стр.
Результаты исследования ……………………………………….. 33 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 114.84 Кб (Скачать файл)

Выявленные различия в уровне безработицы молодежи разного возраста прямо коррелируют с уровнем образования этих групп. Чем выше возраст, тем больше в поколении более образованных, а с ростом уровня образования молодежи, уровень безработицы снижается. По мере увеличения возраста молодежи нарастает интенсивность воздействия на риски безработицы преимуществ или недостатков обладания более высоким или более низким уровнем образования. По мере того, как стихает острота чисто молодежной специфики трудоустройства — получения первой работы — преимущества в защите от безработицы оказываются связанными с накоплением образовательных ресурсов и профессиональной подготовки.5 При этом наиболее выгодные позиции с точки зрения защиты от рисков безработицы обеспечивает высшее образование. Это обстоятельство, безусловно, наряду с другими, является одним из важных стимулов стремления и получения молодежью высшего образования.

Основными условиями в усилении социально-трудовой мотивации молодежи являются сочетание целей и задач государственной молодежной политики с прогнозом социально-экономического развития России; сочетание федеральных, региональных и местных интересов с интересами семьи и молодого поколения при формировании системы жизнеобеспечения российского общества; сбалансированность законных интересов и прав подрастающего поколения и института семьи с интересами и правами других социальных институтов общества, а также различных социально-демографических групп и слоев населения; взаимная ответственность государства и молодого поколения за социально-экономическое, культурное, экологическое и научно-техническое состояние страны.

 Подобные аспекты определяют необходимость системного изучения мотивации молодежи в процессе формирования ею профессиональных компетенций, особенностей профессиональной ориентации молодых людей в современных социально-экономических условиях, ожиданий молодежи от полученных профессиональных компетенций с целью выявления сложившихся тенденций социально-экономического поведения молодежи в процессе профессионального становления, выявления существующих диспропорций, их социально-экономической оценки, а также основные ценностные ориентации  в трудовой деятельности. 6

 Безусловно, вопросами ориентации молодежи  в системе трудовых отношений  занимались многие исследователи, но в рамках этой курсовой  работы наш интерес будет сфокусирован на роли таких параметров, как отношение к труду и трудовые ценности. И в дальнейшем мы попытаемся раскрыть и выявить современные тенденции и особенности этих критериев.

 

 

1.2. Отношение к труду, как один из ключевых параметров, влияющих на качество трудовой деятельности

 

 

Труд является одним из наиболее важных сфер в жизни человека, отношение к труду во все времена было разным. Однако, ценностные ориентации молодежи и взрослого населения в трудовой сфере отличаются некоторой эгоистичностью и «направленностью на удовлетворение потребительских запросов». В рамках этой темы в 2005 году Компанией ROMIR monitoring был проведен опрос населения России, в ходе которого было опрошено 15200 человек, из которых 5061 (33% опрошенных) являются молодыми людьми в возрасте от 18 до34 лет.

 По результатам исследования, большинство опрошенных (около 93%)

работают по найму, 5,2% заняты самостоятельным бизнесом. Большая часть молодых респондентов (51%) работают на частном предприятии, 43% – на государственном, 3% являются предпринимателями без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Следует заметить, что большинство молодых людей оформляют свои взаимоотношения с работодателем: 58% имеют запись в трудовой книжке, 20% работают по трудовому договору, 10% – по трудовому соглашению, и только 8% имеют устные договоренности с работодателем, т.е. не имеют документа, на основании которого работают. Смысл своего труда большинство молодых людей видит в том, чтобы материально обеспечить себя и семью, хорошо зарабатывать, иметь карьерный рост, и только во вторую очередь важен творческий характер работы и хороший коллектив. Налицо инструментальный подход к собственной работе. Кстати говоря, у взрослого населения инструментальный характер отношения к работе выражен в большей степени. На первое место оно ставит обеспечение себя и своей семьи.

На вопрос об отношении к жизни молодые люди чаще выбирали позиции «жизнь-борьба», «живу, как живется», «хочу стать богатым и жить в свое удовольствие». Взрослые респонденты не так активно отмечали третью позицию, т.к. у них нет иллюзий по поводу возможности разбогатеть. В большинстве молодые люди более инициативны и предприимчивы, чем старшее поколение. Они любят рисковать, прилагают усилия, чтобы заработать много денег и обеспечить свое будущее.7

В недалеком прошлом достаточно устойчивые нормы, регулирующие человеческие потребности и интересы в сфере социально-трудовых отношений, надежно препятствовали развитию индивидуализма и устанавливали строгие границы тому, чего законно мог добиться молодой человек, устойчивость социалистического общества обеспечивалась общими целями, разделяемыми большинством населения.

Современная же ситуация так же носит двойственный процесс: с одной стороны, расширяется частный сектор и усиливается индивидуализация, с другой, подрывается система социального контроля, порождающая ощущение бесконтрольности, вседозволенности, нестабильности.

Начавшийся во времена перестройки процесс расширения свободы личности, возможностей личного выбора и способов действия резко замедлился, что сказалось на отношении молодежи к рыночным отношениям в целом. Неэффективная налоговая политика, безудержные поборы чиновничьего аппарата и полиции, правовая незащищенность и многие другие факторы способствовали тотальной криминализации бизнеса, оттолкнув от него наиболее социально зрелую часть молодежи. Усиливается противоречие между стремлением молодежи к рынку и растущим пониманием, что невозможно включиться в рыночные отношения, соблюдая провозглашенные обществом требования.

Таким образом, общественно значимые цели труда девальвированы, а новая модель индивидуализма, адекватная рыночному обществу, пока не окрепла. Такое положение, характеризуемое обесцениванием норм, свидетельствует об отчуждении молодежи от труда и способствует воспроизводству социальной нестабильности. Причем, аномия обыденной жизни проявляется главным образом в утрате молодыми людьми чувства связи с обществом, способствуя росту отклоняющегося и саморазрушительного поведения в их среде.8

Отношение к труду у молодежи складывается под влиянием многих факторов, каждые из которых имеют то или иное воздействие на дальнейшее трудовое поведение.

За поиском дополнительной информации мне пришлось обратиться к форумам, на которых можно непосредственно узнать мнение обычного среднестатистического человека. Интересен тот факт, что тема отношения к труду молодежи активно обсуждается, причем мнения по данному вопросу бывают очень разные. Вот одно из наиболее содержательных высказываний участников форума, которое отражает негативный подход к отношению к труду у молодежи. «Бесспорно, изменилась активность и инициативность (в общем), в ненаилучшую сторону. Просто демократия, вместе с капитализмом, делают своё дело, а именно, естественный отбор. У нашей страны, затянувшийся переходной период, а это есть нехорошо. Много молодежи убивают своё время выпивкой  и наркотиками, стараясь забывать про все проблемы. И я уверен, что каждый из них не задумывался над тем, какими они себя видят через 5, 10, 15 лет! Растет лень. Насчет деградации общества точно не скажу, но по моему мнению, наша молодежь, начинает потихоньку выбираться с самой низкой точки. (НО! Про подрастающее поколение вообще скачать нечего, потому, что там действительно один ХАОС)»9.

А вот и другая точка зрения относительно данной темы: «Отношение к труду у молодёжи серьёзное. С советских времён оно только стало, мне кажется, более корыстным. Если раньше человека заставляли работать (дабы не был тунеядцем и т.п.) то сейчас каждый сам хочет работать, потому что работа сейчас – это, прежде всего, заработок. А эта Болонская система (не удержусь, чтоб не назвать её болванской, что более соответствует её сути) всё только портит. Она заставляет студента корыстно относиться к собственному обучению. Кто-то сейчас старается хорошо учиться ради знаний? Да не смешите... кто и учится то ради стипендии (как бы смешно она ни выглядела) или в лучшем случае красивого диплома. Ну, есть ещё фактор "мама ругаться будет", но, как мне кажется, у очень малого количества людей. Какие предметы выносятся на самостоятельную проработку? Конечно же спец.предметы. Потому что это предметы за которыми человек пришёл в учебное заведение и которые он будет сам прорабатывать. А вот те предметы которые ему не надо, ему подносят на блюдечке, чтоб хоть немного записал между сном на парах. В итоге, попадая к хирургу, мы видим человека, который философствует, как бы так поэстетичнее сделать надрез, а кассирши в банках кричат "у меня программа зависла" и т.п... Что-то отвлёкся я на корыстность... ну так вот. Я считаю, что отношение к труду довольно таки серьёзное, потому что не так-то просто найти работу которая с одной стороны хоть немного соответствовала бы твоим интересам а с другой стороны чтобы ты "потянул" её, ввиду того что изучал всё что угодно но только не то что надо. Поэтому, когда человек находит такую работу, то меньше всего он хочет её потерять. Хотя, конечно, встречаются таки граждане, которые ездят на машине, которую купил и заправил папа, и которым папа оплачивает учёбу (включая сессию). При этом сами они палец о палец... изо дня в день просиживают папины сотни в ночных клубах и т.п. Разумеется, таким работа ни к чему, да и кому они нужны-то? Да. Такие граждане есть, но их как мне кажется не так уж и много».10

Как видно из приведенных примеров, мнения участников форума, по сути, разбиваются на два фронта, однако, нельзя сказать, что кто-либо из них не прав.

В целом, однако, можно без сомнения зафиксировать изменения в характере отношения к труду у молодежи.

Изменения отношения к трудовой деятельности привели к тому, что исследователи заговорили о кризисе трудовой этики. Работа перестала играть центральную роль в жизни большинства людей. Среди причин кризиса трудовой этики называется эрозия религиозных традиций, согласно которым труд является моральным и религиозным долгом человека; неимоверно выросший под влиянием ценностей массового общества гедонизм, втом числе потребительский; кризис сферы производства, связанный с тем, что техническая и организационная рационализация труда привела к фактической элиминации человеческого фактора; громадный рост безработицы; оформление системы социального обеспечения, влияющей, по мнениюряда исследователей, развращающим образом на трудовую мораль.

Вместе с тем исследователи (в частности Полякова Н.Л.) фиксируют

появление «новой трудовой этики», ориентирующей человека на «постматериалистические ценности», на творчество, на неотчужденный труд, а не только на доход, получаемый за труд. Так или иначе, это находит отражение в сознании и ориентациях каждого. Однако индивидуальное поведение и индивидуальная система предпочтений обусловливается не только «новой этикой», но и целым рядом других социальных и экономических факторов.

Таким образом, отношение к труду может быть положительным, отрицательным или индифферентным. Оно у работника проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.11 Но лучше всего сущность отношения к труду может раскрыть понятие «удовлетворенности трудом».

Надо сказать, что удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении бизнес-системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам не бережного отношения к имуществу компании вплоть до прямого воровства и т. д.

С другой стороны, полностью удовлетворенный работник — плохой работник, у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда.

Признание ценности труда как сферы жизни само по себе не определяет реальную установку человека на конкретный труд, конкретное рабочее место и не указывает на то, рассматривает ли он работу как самоцель, видит ли в ней средство достижения минимального прожиточного уровня или средство социального продвижения.

 

1.3.Факторы, формирующие отношение к труду молодых работников.

 

Отношение к труду определяется объективными и субъективными

факторами.

Объективные факторы – это содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на то или иное к нему отношение. В ходе эмпирических исследований выявлено, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность служебного продвижения, повышения квалификации, заработной платы) у работников складываются расположенность, позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентаций на эту перспективность и способствуют повышению производительности труда.

Информация о работе Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников