Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

В современной российской экономике в области трудовых отношений выделяется ряд проблем:
продолжается ориентация предприятий на использование «общественных рук», а не «общественного мозга», что характеризует возможность роста промышленного производства области преимущественно экстенсивным путем

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.
Молодежь и ее роль в системе трудовых отношений……………6 стр.
Отношение к труду как один из ключевых параметров трудовой активности. …………………………………………………………………12 стр.
Факторы, формирующие отношение к труду молодых работников .................................................................................................................. 18 стр.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………… 23 стр.
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ.
Ценностные ориентации как одна из составляющих формирования отношения к труду……………………………………………… 24 стр.
Программа социологического исследования отношения к труду и трудовых ценностей молодежи на примере выпускников Курганского Государственного Университета………………… 30 стр.
Результаты исследования ……………………………………….. 33 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 114.84 Кб (Скачать файл)

Субъективные факторы – это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Как известно, мотивационное ядро отношения к труду включает три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях.12

Важную роль в изучении отношения к труду имеет структура мотивации трудовой деятельности. 

 

 Содержание труда (в функциональному смысле) будет ведущим фактором, определяющим отношение  к труду, фиксируемое в объективных и субъективных показателя при данных общих социальных условиях трудовой деятельности. Материальное стимулирование работника повышает производительность и качество труда независимо  от содержания трудовой  деятельности. Однако лишь при условии высокого содержания самого труда оно является эффективным средством формирования отношения к труду как к потребности личности; при низком содержании труда материальное стимулирование, скорее, тормозит этот процесс, нежели способствует его развитию.

Анализ эмпирических данных показал, что мотивы содержательного порядка действительно выдвигаются на первый план у рабочих с относительно широкими творческими возможностями работы в отличие от тех, кто занят в профессиональных группах с низким содержанием труда.

Из анализа субъективного аспекта отношения к труду следует, что система наиболее значимых мотивов трудовой деятельности оптимизируется в двух направлениях: (1) в отношении общих социальных условий, которые предопределяют содержание и состав элементов, входящих в мотивационное "ядро", и (2) в отношении функционального содержания труда, которое детерминирует порядок, соподчиненность, иерархию мотивов, составляющих "ядро" структуры.13

Таким образом, в структуре отношения к труду можно выделить следующие составляющие элементы:

  • отношение человека к труду как моральной ценности;
  • отношение к определенному виду труда, профессии;
  • отношение к выполняемой работе;
  • отношение человека к труду как жизненной потребности;
  • отношение к труду как к способу самореализации;
  • отношение к труду как к средству существования.

В обыденной жизни встречаются различные ситуации. Например, человеку не нравится выполняемая работа, но привлекает зарплата. И совсем иное — чтобы жить для дела, для других людей, использовать работу для реализации своих способностей. Исследователи часто сталкиваются с такой ситуацией: человека не устраивает получаемая зарплата, но нравится сама работа. Особенно характерно это противоречие для профессий умственного труда, отличающихся высокой степенью творчества: наука, культура, просвещение.

           Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление,    включающее три основных элемента:

1) мотивы и ориентация трудового  поведения;

2) реальное и фактическое трудовое  поведение;

3) оценку работниками трудовой  ситуации.

 

Если развитие уровня образования и общей культуры рабочего класса будет существенно опережать развитие содержательных элементов промышленного труда, то процесс превращения труда в первую жизненную потребность может замедляться, сдерживаться из-за диспропорции между растущими духовными запросами и возможностями их осуществления в трудовой деятельности. Одной из важнейших социальных проблем воспитания является, таким образом, формирование у людей оптимальной структуры ценностных ориентаций.

Расширение творческих возможностей деятельности на производстве, в частности развитие инициативы в управлении и организации труда, может быть одним из весьма плодотворных и в моральном, и в экономическом плане способов, которые позволят ослабить отрицательны последствия соединения высокообразованного работника и малосодержательного труда.

Из всей совокупности многообразных условий, определяющих отношение к труду, о которых говорится, мы можем выделить три специфический фактора, взаимодействие которых существенно влияет на весь ход изучаемого процесса. Речь идет о таких факторах, как функциональное содержание труда, система материального стимулирования, уровень запросов личности рабочего. 
В ближайшее десятилетие условия формирования отношения к труду как к потребности у молодого пополнения рабочего класса могут ухудшаться вследствие нарастания диспропорции между растущими запросами молодежи, окончившей 8-10 классов школы, к содержанию труда и отставанием темпов повышения содержания труда по рабочим профессиям

Однако, в рамках данной темы, нельзя не сказать о еще одном факторе, оказывающем существенное влияние на отношение к труду. В  современном рынке труда, под влиянием экономических и политических изменений в России и в мире в целом, наблюдается такое явление, как феномен «ненадежной работы».

  Ненадёжные работы (insecurity jobs) следует рассматривать в качестве важного социального и психологического эффекта глобализирующейся экономики и её перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития.

Число исследований, посвящённых ненадёжным работам, значительно

выросло за последние годы. Во многом это обусловлено тем, что чувство неопределённости отрицательно сказывается на мотивации и производительности труда, приверженности организации, ведёт к неудовлетворённости работой, стрессам, психическим нарушениям, имеет социально-политические следствия. Существующие исследования феномена базируются на концепциях личностно-средового соответствия, атрибутивных концепциях, теориях ожидаемой ценности, сегментации рынков, человеческого капитала, моделях социальной экологии и др.

 

Очевидно, что ненадёжные работы распространяются и в России. До последнего времени специалисты и общественность активно интересовались безработицей и ситуацией после потери работы. Однако хорошо известно, что в реальной жизни большое количество людей не попадает в число безработных, хотя и опасается этого. По-видимому, в России период обострённого внимания к безработице завершается, поскольку она структурировалась, и наступает период ненадёжности и мобильности, частично похожий на то, о чём писал У. Бек. На сегодняшний день феномен ненадёжной работы мало изучен отечественной наукой.14

С психологической точки зрения, данный феномен связан с восприятием и переживанием различных угроз своей занятости, причём эти угрозы не ограничиваются только страхом безработицы.

Основное влияние феномена заключается в том, что человек, попадающий на то или иное рабочее место, испытывает стресс, связанный со страхом потерять работу. Как тонко подметил Р. Сеннет, современным работникам приходится постоянно упражняться в депрессии (Сеннет, 2004). Можно предположить, что ненадёжная работа вынуждает человека привыкать к хронической, разлитой, диффузной стрессированности через выработку специфических способов совладания и самоорганизации, перестройку самосознания и ценностных ориентиров.

 

Подводя итог, можно говорить о том, что отношение к труду – важный параметр в рамках трудовой деятельности. И изучая данное явление, необходимо учитывать множество факторов: как субъективных, так и объективных. Некоторые из них уже хорошо изучены, другие же только недавно попали в поле зрение ученых. И хотя исследования, связанные с изучением трудовых отношений, мотиваций, ценностей проводились не однократно и занимают определенный сектор в мировой науке, в рамках  данной курсовой работы мы попытаемся глубинно рассмотреть трудовые ориентации выпускников курганских вузов.

 

 

 

 

Выводы по первой главе.

 

В данной главе нами было рассмотрено место молодежи в системе трудовых отношений, а так же ее отношение к труду.

Обобщая изученное, нужно сказать, что молодежь занимает важное место в экономике, как в России, так и в мире, поскольку молодое поколение обладает высоким уровнем обучаемости. Так же не мало важно, что молодежь - это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена. Однако, первый выход на рынок труда для молодых людей осложнен многими социально-экономическими факторами. Да и сам рынок труда является не однородным. Таким образом, под влиянием различных условий и обстоятельств формируется система трудовых ожиданий у молодых работников.

Отношение к труду – это очень важный показатель, т.к. он играет значительную роль в дальнейшей трудовой деятельности человека. А именно он влияет непосредственно на выбор рабочего места, качество выполняемой работы, рабочей мотивации т.п. Однако, значительное влияние на характер труда, а также и на само отношение к труду, оказывают ценностные ориентиры и ожидания.

Во второй главе мы постараемся подробно изучить роль ценностей в трудовой деятельности молодых работников, а также влияние ценностей и отношения к труду на качество выполняемой работы и трудовой активности молодежи. 

 

 

 

 

 

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ.

 

    1. Ценностные ориентации как одна из составляющих формирования  отношения к труду.

Как говорилось в первой главе, отношение к труду у молодежи формируется под влиянием различных факторов. Но реальность современности такова, что труд как ценность не является ведущей тенденцией в системе ценностей молодого поколения.

 

Проблеме исследования трудовых ценностей населения в период экономических реформ было посвящено социологическое обследование, проведенное в 2000-2001 годах в Иркутской области по квотной репрезентативной выборке методом структурированного интервью. В качестве объекта исследования были выбраны работающие по найму в различных отраслях хозяйства и студенты профессиональных учебных заведений.

Наибольший интерес представляет изучение особенностей трудовых ценностей молодежи - как работающей, так и учащейся. Развитие экономики страны во многом зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. При этом формирование и развитие трудового потенциала отрасли, отдельного предприятия находится в прямой зависимости не только от образовательного, профессионального, интеллектуального уровня молодых специалистов, но и в значительной степени от их мотивации в сфере труда, профессиональной подготовки и повышения квалификации, от доминирующих в данной сфере ценностных ориентации и установок.

В рамках исследования респондентам было предложено ответить на вопрос: «Если бы у Вас была материальная возможность не работать, то что бы Вы предпочли?»

Результаты исследования представлены в  таблице 1.

Вариант ответа

Возраст, лет

до 25

26—29

30—39

40—49

50—59

Свыше 60

Работать

33,3

35,6

30,4

36,5

18,1

22,2

Пожалуй, работать

38,2

39,6

38

32,6

37,5

22,2

Скорее, не работать

19,6

7,9

11,4

11,3

18,1

33,3

Не работать

8,8

8,9

15,8

15,2

13,9

22,2

Затрудняюсь ответить

0

6,9

1,3

3,5

9,3

0


          Таблица 1. Распределение ответов работников на вопрос: "Если бы у Вас была материальная возможность не работать, то что бы Вы предпочли?" в зависимости от возраста респондентов, % от числа опрошенных

 

           Результаты исследований свидетельствуют, что для работающей молодежи до 25 лет наиболее значимыми являются материальные и статусные трудовые ценности. В то же время, по сравнению с другими возрастными группами, для молодых работников ценность успеха и высокого положения в обществе наиболее значима. Ориентация на работу (в условиях полной материальной обеспеченности) снижается с возрастом, что вполне закономерно (таблица 1). Для молодых работников до 25 лет характерны, с одной стороны, высокая доля предпочитающих работать даже при условии отсутствия материальной необходимости, а с другой стороны, достаточно высокая доля (по сравнению со средней возрастной группой) тех, кто предпочел бы не работать или "скорее, не работать". Таким образом, группа работающей молодежи по ценностным ориентациям в сфере труда неоднородна.15

Информация о работе Ценностные ориентации и отношение к труду молодых работников