Шпаргалки по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит экзаменационные вопросы с ответами по предмету "Культурология"

Файлы: 1 файл

печать.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

3. Культура проявляет себя исключительно репрессивно; целью ее является защита общества от свободного индивида, отринувшего и биологические, и массовидные регуляторы, а средством — тотальная фрустрация, перегонка свободы в чувство вины и ожидание кары, толкающее индивида либо к обезличенности массовидных идентификаций, либо — к аутоагрессивной невротичности, либо — к агрессии, направленной вовне, что усиливает культурное давление и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности. Характеристикой данного этапа психического развития человека и человечества является всеобщая невротичность, а культурным символом — появление в поле сознания личности понятия смерти (своеобразной квинтэссенции тотальной враждебности культурного окружения) и философии как формы рационализации танатофобии.

Карл Густав Юнг (1875—1961) с еще большим основанием, чем Фрейд, может считаться культурологом. Этот швейцарский психолог, философ и психиатр развил свою версию учения о бессознательном, назвав ее «аналитической психологией» и желая этим подчеркнуть и свою зависимость и самостоятельность по отношению к Фрейду. Юнг отверг «пансексуализм» Фрейда, полагая, что «психическая энергия» (либидо), с помощью которой строятся личностные и коллективные формы культуры, универсальна и нейтральна в отношении инстинктов человека и может «заряжать» собой любые идеи, образы и побуждения. Юнг расходился с Фрейдом также и в понимании коллективного бессознательного, которое он трактовал не как «свалку» вытесненных и неприемлемых для общества влечений, но как главный резервуар культуры, хранилище ее «праобразов» и «праформ», названных им архетипами.

Религиозность и вера в науку органически слились в душе Юнга. «Психическое» он считал первосубстанцией, а индивидуальная душа представлялась ему в виде светящейся «точки» в пространстве коллективного бессознательного. Интерес к прошлому, к «пралогике» души, к тайнам истории и дальних культур предопределил выбор Юнгом психиатрии в качестве профессии. Вместе с тем, концепция Юнга — остро современна. Он был в курсе важнейших научных течений XX века и проявлял большой интерес к политике и проблемам личности, живущей в эпоху глобального кризиса цивилизации. О своем современнике-европейце он говорил как о человеке «больном», разорванном рациональностью техногенной цивилизации. Подавление глубинного мифо-поэтического слоя психики поверхностным научно-техническим сознанием является, по мнению Юнга, главной причиной индивидуальных и коллективных неврозов, массовых мифологем, которые служат питательной основой для формирования фанатических вождей, вроде Гитлера или Сталина. Они, подобно горьковскому Данко, увлекают за собой обезумевших людей, соблазняя их образом земного тоталитарного Рая. Юнг разработал оригинальную типологию характеров, основанную на соотношении двух психических ори ентаций: интравертности и экстравертности и четырех «функций души»: мышления, интуиции, сенситивности и чувствования. С помощью этой типологии он объяснял многие человеческие конфликты, особенно культур, сновидения и другие психокультурные явления. Увлекаясь спиритическими и парапсихологическими феноменами, он постулировал существование «акаузальных связей», которые могут быть направлены из будущего в прошлое и из «настоящего в настоящее» и которые должны изучаться наукой наряду с каузальными, причинно-следственными связями. Больше всего Юнг интересовался процессом «индивидуации», то есть взросления, интеграции и «самособирания» личности. Тесное переплетение строго научных констатаций с мистическими и метафизическими ассоциациями придает учению Юнга особенную глубину и значительность. Если Фрейд видел суть личностного и общекулътурного эволюционного процесса в рационализации (по принципу: «там, где было „оно" будет я»), то Юнг связывал формирование здоровой личности с гармоническим и равноправным «сотрудничеством» сознания и бессознательного, с взаимопроникновением и уравновешиванием в человеке «мужского» и «женского» рационального и эмоционального начала, «восточных» и «западных» элементов культуры, интравертных и экстравертных ориентаций, архетипического и феноменального материала психической жизни.

Билет № 13. Марксизм в культурологии

Марксистская Культурология - направление культурологической мысли (первоначально зап.-европ., затем рус. и росс., советской, а в 20 в. мировой), развивавшееся под идейным и методологическим влиянием философии марксизма (взглядов Маркса, Энгельса и их западных последователей, позднее Ленина и его последователей), а особенно - практики революционной борьбы в 20 в. и социалистическом строительства в СССР. Сами основоположники марксизма (к каковым в России относятся также Плеханов и Ленин) не считали себя культурологами не только потому, что культурологии как отд. научной дисциплины еще не существовало, но и потому, что вопросы культуры (в том числе художественной культуры), с точки зрения марксизма, относятся к числу второстепенных, производных от социально-экон., истор. и полит, факторов человеческого бытия.

Собственно, в констатации социально-исторической и материально-экономической зависимости культуры от общественных условий ее происхождения и бытования, в выведении факторов объективной социально-политической детерминации культуры в истории человечества и заключается важнейший вклад марксистской культурологии в мировую культурологическую мысль.

Теория Маркса и Энгельса объясняла любые перемены спецификой исторического развития.

Г. В. Ф. Гегель разработал систему диалектического анализа, объяснил, как меняется общество под воздействием исторических процессов.

Маркс объяснял экономические причины историческими изменениями – исторический материализм (т.к. все изменения в истории объяснялись не духовно, а материально)

Социальный утопизм – желание научными методами создать модель идеального общества и перенести ее в реальную жизнь, создать тип общества, где нет неравенства слоев – справедливое общество.

Марксистское мировоззрение – изменение действительности, социальная борьба. В концепции важное место занимает эволюционная борьба. Неизбежным считается насилие, войны, стычки.

Маркс считал, что в культуре две составляющих – активная и пассивная.

1) Активная. В ее рамках разрабатываются прогрессивные идеи, которые ведут за собой общество. Формулируется идеал. Происходит критика, создание действительной политической экспозиции, которая вытесняет элитарные слои.

«Идея, овладевающая массами, становится материальной силой»

2) Пассивная. Это отражение социальной действительности.

«Теория отражения» В. И. Ленина

«Культура отражает тот тип условий, который сложился исторически, то, что происходит в обществе в данный момент»

«Базис и надстройка»

Базис – хозяйственная структура, производственные отношения; надстройка – государство, общество, культура, искусство и т.п.

Маркс ввел термин «общественно-экономическая формация»

Общественно-экономические формации

(каждой соответствует определенный тип культуры, всего пять):

1)        первобытная

2)        рабовладельческая

3)        феодальная

4)        буржуазная

5)        социалистическая

Маркс создал эти формации, опираясь на европейское общество, но потом выяснилось, что для других они не подходят (например, для африканских)

Марксисты были уверены, что разрушение прежнего есть фундамент нового общества.

Каждый последующий тип культуры считался более совершенным, более развитым – от низшего к высшему.

Большевики считали, что самая развитая культура – подавляемая (рабочий класс) – пролетарская культура

Пролетарская культура сложилась уже после прихода большевиков к власти

Мировая культура

1 стадия – первобытно-коллективистская

2 стадия – классово-индивидуалистическая

3 стадия – коллективно-коммунистическая (по мнению Богданова, объединят все самое лучшее из предыдущих двух стадий)

Ф. Энгельс изучал различные жанры, виды искусства. Заметил, что в мышлении художника часто совмещаются противоположные мысли и взгляды на жизнь.

В каждой культуре существуют две противоположные силы:

- стремящаяся сохранить статус-кво

- стремящаяся изменить нынешнее положение

Партийность (в культуре, науке…) – понятие, которое означает, что каждый представитель культуры относится к одной из сил, не может быть автономным.

Культура представлялась как следствие, результат политической борьбы разных партий.

«Свободное развитие каждого – это условия свободного развития всех» - Маркс

«Религия – это опиум для народа»

Марксизм вышел за рамки научного знания. Например, Ж. Локан в своем «Фрейдомарксизме» соединил марксистскую теорию с психоанализом.

Ориентация на эмпиризм – обычная традиция. Марксизм идет от общего к частному. Излишняя абстрактность и схематичность не отражают реальный процесс.

В настоящее время марксизм реанимирован

1

 



Информация о работе Шпаргалки по "Культурологии"