Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Культурологии"

Файлы: 1 файл

Культурология - шпора.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

26. Русская культура 16 века

 Объединение  местных культур положило начало  общественной культуре. В Р. культ. Усиливаются  светские и демократические элементы.»Сказание о Владимире Мономахе»- обосновалась наследственная связь Руси с Византией, Москва – третий Рим. получили дальнейшее развитие литературные путешествие, тверского купца Афанасия  Никитина «Хождения за три моря». В первой половине 16 века появились работы Ивана Пересветова «Сказания о царе Константине», Андрей Курбский «истории о князе московском». Заметно повышается уровень грамотности. В истории России сыграло огромную роль книгопечатание – Иван Федоров книга «Апостол», 1564 год. Создаются обобщенные летописные произведения – лицевой летописный Свод.

 В конце  царствования Ивана III  началось строительство нового Московского Кремля. Были приглашены итальянские зодчества и русских мастеров.. 1485 году Марк Фрязин строит первую башню кремля- Тайницкую. Кремлевские стены были  увенчаны зубцами – мерлонами. Была увеличена  высота стен. 1475-1479 год – итальянец Аристотель Фиораванти построил успенский собор, псковскими мастерами построен  Благовщенский собор. Итальянский архитектор Алевиз Новый соорудил архангельский собор, внесшие элеенты итальянского зодчества. В кремле возводятся также и светские постройки. Грановитая палата – Пьетро Солари и Марком Фрязиным., столповая церковь – колокольня Ивана Листвичника. была вылета царь-пушка. Продолжалось храмовое строительство и в других городах. Производилось строительство небольших посадских храмов. Изобрели крестчатый свод, Опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены, церковь Благовещения на Ваганькове, церковь Вознесения в Коломенском. Выдающимся памятником стало строительство Покровского собора 1555-1561 в честь  взятия русскими Казани. Были построены кремли В Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске.  Петроком Малым – построен Китай-город, белый город – Федор Конь. Основываются монастыри-сторожа – Новодевичий, Симонов, Троице-Сергиев.

 Живопись  представляла произведениями талантливого  русского мастера Дионисия – росписи стены Успенского собора московского Кремля., собора Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Работы Дионисия – иконы и фрески отмечены тонким рисунком, светлым колоритом, пышной декорированностью, светлой радостью.

27. Русская культура  на пороге Нового  времени 17 века

  XVII в.  Взаимопроникновение местных традиций обусловило развитие общности русской культуры.

Процессом ее обмирщения, т.е. отходом культуры от церкви.    Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбуковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты».   В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее общеобразовательное учебное заведение, называвшееся Эллино-греческой академией.   В 1627 г. Лаврентий Зизаний ввел знаки Зодиака.  Уменьшение роли летописей, Гезелем был составлен «Синопсис» (1674),.   В XVII в. в России получила развитие медицина и фармакология, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ.   Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистическая бытовая и историческая повесть. В конце XVII в появился новый жанр — демократическая сатира.    В русском искусстве XVII в. новой была тема человеческой драмы, стихотворная «Повесть о Горе-злосчастии». XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. Родоначальником их стал Симеон Полоцкий, пьеса «Комедия — притча о блудном сыне», сборник стихов «Рифмогион». В русской литературе утвердился новый стилистический жанр — барокко - живописность, обилие деталей, декоративность, светская устремленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора —устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»). Живопись В   XVII в.   живописное   искусств   включало иконопись, фрескопись и станковую живопись. Икона стала обособленным произведением искусства ( лучшие - иконы из Чудова монастыря (1626)). Образцом монументальной живописи середины XVII в. считается роспись Успенского собора в Московском Кремле. Создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях. Приходят новые приемы создания портретов с натуры. Родилась новая форма портрета — светский станковый портрет.   В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа: 1) первое тридцатилетие, -  тенденции шатрового зодчества XVI в.; 2) 40—70-е годы, - поиск нового стиля; 3) 80—90-е годы — рождение нового архитектурного стиля.   Шатровой церковью является Покровская церковь. Ее построили в честь победы над шведами. Церковь Троицы, Московская церковь Рождества Богородицы в Путанках стала последней из шатровых храмов в Москве. В середине XVII в. тип небольшого приходского храма распространяется по всей стране. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.    Была надстроена главная башня Кремля — Спасская, она стала памятником Возрождения Русского государства после изгнания из Москвы иноземцев. В 1635—1636 гг. построили Кремлевский теремной дворец - крупнейшее по тем временам светское здание.    В XVII в. монастырские ансамбли Руси утрачивают суровый облик - пышно декорируются (монастыри Москвы (Даниловский, Новодевичий) и Подмосковья (Троице-Сергиева лавра)).   В конце XVII в. Светская архитектура - в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. Палаты В.В. Голицына — роскошь и убранство. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов. Утверждается новый архитектурный стиль —русского барокко (церковь Покрова в Филях (1693—1694)).   XVII в. - время рождения на Руси театра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники. Важную роль на таких праздниках играли скоморохи. Первым театральным помещением была Потешная палата, построенная в 1613 г. при царе Михаиле Федоровиче. При этой палате содержался штат шутов. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представления скоморохов.  Школьный театр, возникший в конце XVII в.—начале XVIII вв. при духовных академиях. Пьесы на религиозные сюжеты,    В XVII в. на Руси создан придворный театр. Его организатором был боярин Матвеев. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт. Музыка. Распев  вытесняется многоголосным полифоническим исполнением.  В конце XVII—начале вв. сложилась школа мастеров многоголосного хорового письма, В.П, Титов, Н. Калашников. Н. Бавыкин.  Получила развитие многоголосная бытовая песня -. Псальма кант — хвалебная песня, псалом и Кант — пение, песня. Жанром народного музыкального творчества явилась историческая песня -- казачья и крестьянская.

28. Культура России 18 века

В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись, театр и др. Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук (с 1724 г В нее входили Академия, Университет и гимназия.), начала выходить первая печатная газета "Куранты". Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу. Впервые вводились единые учебные планы, классноурочная система.  В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские ведомости" (до 1917 г.).   В 1708 - 1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания книг, учебников. Книгоиздательская деятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит Новикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15 городах России.   Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества  поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Державин смело сочетал "высокий" и "низкий" стили, внес элементы живой речи в русский язык.   Литераторы XVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие.   В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство - выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки.   Наиболее заметными строениями в Москве - Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле. Русским архитектором был Баженов. Им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве. По  проектам Казакова построены Сенат Московского Кремля Московский университет (1786 - 1793), Петровский дворец (1775-1782),. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.   Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля - раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самым значительным сооружением Трезини был собор Петропавловской крепости (1712 - 1733).   Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы - Петергоф (барокко). Бартоломео Растрелли-младший был уже русским архитектором. Он автор Смольного монастыря (1748 - 1754) и Зимнего Дворца (1754 - 1762) в Петербурге, Большого дворца в Петергофе (1747 - 1752), Екатерининского дворца в Царском селе (1752 - 1757) и др.    В 60-е гг. XVIII в. на смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценность классицизма - строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге) архитектора К.И. Росси. Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, ансамбль Александрийского театра (Петербургский академический театр драмы),    Российскому классицизму в скульптуре были присущи свои характерные черты. Интересна работа по созданию скульптуры для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве (ныне проспект Кутузова) И.П. Витали (1794-1855). Скульптор И.П.Мартос (1754-1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.    В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство -живопись, скульптура и др. Это время - расцвет портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - А.Матвеев и И.Никитин - основоположники русской светской живописи   В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе приобретенные Екатериной II частные Собрания картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.   В XVIII в. продолжалось развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, Петровский официальный театр распался на несколько театров. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В середине XVIII в. во многих городах Российской империи выступали иностранные актерские труппы.  Был создан Российский театр.   Существовал также крепостной театр. Они стали основой русской провинциальной сцены.   В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы. Ведущим музыкальным жанром становится опера.   На рубеже XVIII - XIX вв. появился жанр камерной лирической песни -русского романса на тексты из русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский    Важнейшая характеристика культурного развития России в первой половине XIX в. - завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др

29. Культурный взлет  России в 19 веке

  В начале  XIX в. Была создана система народного образования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили : Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие антарктиды), основоположник военно-полеаой хирургии – Пирогов. Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов —Д.И. Менделеев   Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека.   В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге.   В искусстве Романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму.  Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности.  Основоположник романтизма – Жуковский. Баратынский, Тютчев, Лермонтов. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи  - Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х годов в русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную - Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом муз. Спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины XiX стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. Время расцвета  Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- Корсаков входили в состав «Могучая кучка» рук. Балакирев. Они боролись против Эклектики. В нач. XX века - За выдающийся вклад в мировую науку лауреатами Нобелевской премии стали в 1904 г. И.П. Павлов, а в 1908 г. — И.И. Мечников.

Литература - серебряный век. в литературе продолжал развиваться критический реализм, представленный в произведениях А.П. Чехова, М. Горького, С.А. Есенина. Новым направлением в литературе стал футуризм, провозглашавший современную структуру, отрицавший культурное наследие (Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко открыли Художественный театр. Искусство – абстракционизм – Малевич, Шагал. Музыка – Рахманинов, Скрябин, Стравинский

30. Отечественная культура  в 20 веке

20-30 С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии Задачи -  ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии.. Эта политика гос-ва получила название культурная революция. 9 ноября 1917г. была создана гос. комиссия по просвещению, для контроля за культурой.     Главной задачей была ликвидация безграмотности. После ряда экспериментов (кружки, ликпункты) к концу 20-х система образования была перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, Школы были объявлены гос. учреждениями, образование стало бесплатным, школа отделялась от церкви, сформирована система высшего образования. утверждена идеологическая основа образования – марксизм.   В науке задача – восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восстановлены связи сов. Ученых с международными научными центрами. (Павлов, Вернадский, Вавилов).   В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы). Но многие литераторы эмигрировали (Набоков, Бунин, Цветаева (вернулась)). В 1934г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские организации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького.   Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинематографистов, художников. Репрессированными были: И. Бабель, Н. Заболоцкий. Запрещена была публикация произведений А. Ахматовой, М. Булгакова. Вводились гос. (сталинские) премии в области литературы и искусства. Деятели искусства избирались в законодательные органы, их именами называли города, улицы, пароходы, театры, клубы и т.д.. Искусство. Помимо Товарищества передвижных выставок возникли: Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников (Греков, Дейнеки)   Театр. В 20 г Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим, агитационным, но не был понят и в 1939г. репрессирован. В театре преобладали традиции дореволюционного театра.   Рахманинов и Шаляпин эмигрировали.   В августе 1919г. Фото и кино промышленность была национализирована. Создан Всероссийский фотокиноотдел. Появилось звуковое кино. В 1925г. появились историко-революционные фильмы Эзенштейна, и комедии Александрова.    Одним  из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров). В ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. Был запрещен вывоз из страны экспонатов, имеющих художественную и музейную ценность.   В 20-30-е началось строительство метро, Всесоюзной с/х выставки, канала Москва-Волга.

40-е. С 1943г. правительство увеличило расходы на культуру. Были созданы школы-интернаты, вечерние школы. Расширился прием в вузы девушек, срок обучения сократился.  Ведущей темой произведений военных лет был героизм и патриотизм. Это была поэзия Ольги Бергольц, музыка Дмитрия Шостаковича (7-я (Ленинградская) симфония), статьи, очерки, рассказы, Л. Леонова, А. Толстой, К. Симонов, М. Шолохов,  и др.   В послевоенный период  были написаны 6-я и 7-я симфонии С. Прокофьева, 9-я и 10-я — Д. Шостаковича. Развивалось оперное творчество -  «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева.   Театр. Популярные актеры входили в фронтовые бригады, выезжавшие на фронт.    В кино создавались документальные фильмы. Годы войны стали новым этапом развития советского киноискусства. Первым полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома» режиссера И. Пырьева. В послевоенные годы  кинематографисты создали ряд прекрасных фильмов. режиссер С. Герасимов по роману А. Фадеева «Молодая гвардия».    В изобразительном искусстве времен ВОВ многие полотна живописцев: «Расстрел» А Серова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Мать партизана» С. Герасимова.

   В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. В 1958 г. был принят закон, вместо 7-летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1956 г. государство отменило плату за обучение в ВУЗах .   Расширилась сеть научных учреждений. В системе Академии наук СССР были созданы десятки НИИ, возникли научные центры в союзных республиках. Они оснащались новейшей аппаратурой. Ученые добились успехов (Курчатов,. Сахаров. Ландау, Соболев.). В 1957 г ученые под руководством Королева создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г в космос поднялся первый человек — Ю.А. Гагарин. Основоположники физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров в 1954—1955 гг. создали первый квантовый генератор (лазер). В 1964 г. они были удостоены Нобелевской премии. В медицине (Вишневский, Куприянов)

 Возросла  сеть культурно-просветительских  учреждений, количество книг, газет, журналов. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», Появились значительные произведения Леонова, Шолохова и др.. Был большой интерес к поэзии С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой (30—40-х гг. не публиковалась).    Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабевал. Оказалась драматичной судьба романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской премией в 1958 г.), ряда сочинений Д.Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства - его подъем приходится на вторую половину 60-х гг.. Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, организовывали акции в защиту прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов.   В изобразительном искусстве в 50—80-х темы героизма советских людей, мирной жизни были выражены в творчестве В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова.. В жанре скульптуры Работали Е. Вучетич, Н.. Конёнков. В 60— 80-х годах появляется новое поколение художников: Савицкий, И. Глазунов.    Развивалось музыкальное искусство: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-е гг. музыкальные сочинения означали качественно новый этап в развитии музыкальной культуры. С. Прокофьевым была написана 7-я симфония, Д. Шостаковичем — 10-я и 15-я симфонии. Балет Хачатуряна «Спартак» стал классикой. Известными были песни Дунаевского, . Пахмутовой, В. Соловьева-Седого.. Популярными исполнителями стали Л. Утесов, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Пъеха, Л. Лещенко.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"