Шпаргалка по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Культурология (1).doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Нормы не предполагают их немедленного практического исполнения.

 

Обычаи – общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры.

Распространяются главным образом на области частной жизни людей.

Функция О. – регулирование вазимоотношений и коммуникаций внешнего характера (отношения с близкими/дальними родственниками, публичное поведение вне дома, бытовой этикет).

Регулятивная роль обычаев – предписывать строго установленное поведение в определенных ситуациях.

Обычаи возникли в незапамятные времена как традиции.формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. Так как культурная стабильность – очень важный компонент, то обычаи, которые обеспечивали ее существование могут оставаться в течение многих веков неизменными.

В каждой культуре формируется своя система обычаев, распростран.на все стороны повседневных отношений.

Каждый обычай связан со специфической ситуаций, следовательно, осн.черты и характер обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре.

Поэтому одинаковые обычаи в разных культурах приобретают различное содержание (например, свадьба).

 

Обряд – содержание обычая. Например, свадебный обряд имеет множество форм проявления (предсвадебный договор – сватовство, выкуп, воровство невесты итд.)

 

Традиция.

 

Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с усложнением и развитием его взаимоотношений с окр.миром. по мере накопления культ.и соц.опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях.

Эти формы имели рациональный характер, были многократно проверены на практике, они передавались из поколения в поколение, что придало им традиционный характер и породило новый вид культ.норм – традицию.

Первоначально традиция – предание, которое подчеркивало наследственный характер этих культурных явлений.

В настоящее время назначение традиции сводится к регуляции межличностных и групповых отношений,  а также передаче соц.опыта от поколения к поколению.

Традиции аккумулируют в себе совокупность образцов соц.поведения, сложившиеся в формы соц.организации, регуляции и коммуникации.

Т. Имеют место в самых разл.областях человеческой жизни.

Этот вид соц.регламентации исключает элемент мотивации поведения.

Нормы, составляющие традицию, выполняются автоматически.

 

Право – система обязательных правил поведения, санкционированные государством и выраженных в определнных нормах.

Прообраз права – запреты (табу) в поведении человека.

Право  представляет собой совместный договор людей о правилах поведения, является общеобязательным для всех, распространяется на все сферы общественной жизни, они определяют производство и распределение продуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между народами.

Право и обычаи связаны между собой (право фиксирует обычай).

Право существенно различается у разных народов, так как понимание справедливости у них разное.

 

Мораль .

 

Призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п.

Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окр.миру и др.людям.

В его поведении проявляется характер, темперамент, взгляды, привычки, эмоции.

Поведение соответственно может быть нормальным, аморальным, девиантным.

 

******

 

  1. Основные виды и жанры искусства.

 

Искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся

система различных конкретных способов художественного освоения мира,  каждый

из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

 

                      Декоративно-прикладное искусство

 

      Декоративно-прикладное искусство,  раздел  искусства;  охватывает  ряд

отраслей творчества,  которые  посвящены  созданию  художественных  изделий,

предназначенных главным образом для быта.  Его  произведениями  могут  быть:

различная утварь, мебель, ткани,  орудия  труда,  средства  передвижения,  а

также одежда и  всякого  рода  украшения.  Решая в  совокупности,  как  и  архитектура,  практические  и художественные   задачи,   декоративно-прикладное   искусство   одновременно принадлежит  к  сферам  создания  и  материальных,  и  духовных   ценностей.

Произведения  этого  вида  искусства  неотделимы  от  материальной  культуры

современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с  теми

или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-

групповыми различиями. Составляя  органическую  часть  предметной  среды,  с

которой  повседневно  соприкасается   человек,   произведения   декоративно-

прикладного искусства своими эстетическими достоинствами,  образным  строем,

характером  постоянно  воздействуют  на  душевное  состояние  человека,  его

настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его  отношение  к

окружающему миру.

      Эстетически насыщая среду,  окружающую  человека,  произведения  этого

жанра в то же время как бы поглощаются ею,  т.к.  обычно  воспринимаются  во

взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими  в  неё

другими предметами или их  комплексами  (сервиз,  гарнитур мебели,  костюм,

набор  ювелирных   изделий).   Поэтому   идейное   содержание   произведений

декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь  при

ясном  представлении  (реальном   или   мысленно   воссозданном)   об   этих

взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

      Декор, появляясь на изделии, также  существенно влияет  на

его образную структуру.  Нередко  именно  благодаря  своему  декору  бытовой

предмет   становится   произведением    искусства.    Обладая    собственной

эмоциональной  выразительностью,  своим  ритмом   и   пропорциями   (нередко

контрастными по отношению к форме,  как,  например,  в  изделиях  хохломских

мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная,  праздничная  роспись

поверхности различны по своему  эмоциональному  звучанию),  декор  зрительно

видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в  едином  художественном

образе.

      Для создания декора широко  привлекаются орнамент и  элементы  (порознь

или в самых различных сочетаниях)  изобразительного  искусства  (скульптура,

живопись, реже - графика).  Средства  изобразительных  искусств  и  орнамент

служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму  предмета

(детали  мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов;  сосуды  в  виде

цветка,  плода,  фигуры  птицы,  зверя,  человека).  Иногда   орнамент   или

изображение  становятся  основой  формообразования  изделия  (узор  решётки,

кружева; рисунок плетения ткани, ковра).

      В  единстве  художественной  и   утилитарной   функций   изделия,   во

взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического  начал

проявляется синтетический характер  декоративно-прикладного  искусства.  Его

произведения рассчитаны  на  восприятие  и  зрением,  и  осязанием.  Поэтому

выявление красоты фактуры и пластических  свойств  материала,  искусность  и

многообразие  приёмов  его  обработки  получают   в   декоративно-прикладном

искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

 

                                  Живопись

 

      Живопись, вид изобразительного  искусства, художественные произведения,

которые  создаются  с  помощью  красок,  наносимых  на  какую-либо   твёрдую

поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет  идеологические

и  познавательные  задачи,  а  также  служит  сферой   создания   предметных

эстетических ценностей, будучи одной из  высокоразвитых  форм  человеческого

труда.

      Живопись отражает и в свете  тех или иных концепций оценивает  духовное

содержание эпохи, её социальное развитие. Мощно  воздействуя  на  чувства  и

мысли   зрителей,   заставляя   последних    переживать    действительность,

изображенную художником,  она  служит  действенным  средством  общественного

воспитания.   Многие   произведения   живописи    обладают    документально-

информационной ценностью.

      В силу наглядности образа  оценка жизни художником,  выраженная  в  его

произведении,  приобретает  особую  убедительность  для  зрителя.   Создавая

художественные образы, живопись использует цвет и  рисунок,  выразительность

мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с  недоступной  др.

видам  изобразительного  искусства  полнотой  воспроизводить  на   плоскости

красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное  своеобразие

и материальную плоть, глубину  изображаемого  пространства,  свето-воздушную

среду. Живопись не только непосредственно и наглядно  воплощает  все  зримые

явления реального  мира  (в  т.  ч.  природу  в  её  различных  состояниях),

показывает широкие картины  жизни  людей,  но  и  стремится  к  раскрытию  и

истолкованию сущности совершающихся в жизни  процессов  и  внутреннего  мира

человека.

      Доступные данному виду искусства  широта  и  полнота  охвата  реальной

действительности сказываются и в обилии присущих  ей  жанров  (исторический,

бытовой, батальный, анималистический и др.).

      По назначению, по характеру исполнения  и образов  различают:  живопись

монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую  в

организации архитектурного пространства, создающую  идейно-насыщенную  среду

для человека; станковую (картины), более интимную по  характеру,  обычно  не

связанную  с   каким-либо   определенным   местом;   декорационную   (эскизы

театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись;  миниатюру  (иллюстрации

рукописей, портреты и т. д.).

      По  характеру  веществ,  связующих  пигмент  (красящее  вещество),  по

технологическим способам закрепления  пигмента  на  поверхности  различаются

масляная  живопись,  живопись  водяными  красками  по  штукатурке  —   сырой

(фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая  живопись,  восковая  живопись,

эмаль, живопись керамическими красками  (связующие  —  легкоплавкие  стекла,

флюсы, глазури — закрепляются обжигом  на  керамике),  силикатными  красками

(связующее  вещество — растворимое стекло) и  т.  п.  Непосредственно  с  ней

смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и  монументальная  живопись,

изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения  живописных  произведений

служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

      Основное выразительное средство  живописи — цвет —  своей  экспрессией,

способностью   вызывать   различные   чувственные    ассоциации    усиливает

эмоциональность  изображения,  обусловливает   широкие   изобразительные   и

декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях  он  образует

цельную  систему  (колорит).   Обычно   применяется   тот   или   иной   ряд

взаимосвязанных цветов и их  оттенков  (гамма  красочная),  хотя  существует

также живопись оттенками одного  цвета  (монохромная).  Цветовая  композиция

(система  расположения   и   взаимоотношения   пятен   цвета)   обеспечивает

определенное цветовое единство произведения, влияет на  ход  его  восприятия

зрителем, являясь специфической для произведения частью  его  художественной

структуры.  Другое  выразительное  средство  живописи  —  рисунок  (линия  и

светотень)  —  ритмически  и  композиционно  вместе  с   цветом   организует

изображение; линия  отграничивает  друг  от  друга  объёмы,  является  часто

конструктивной основой живописной формы, позволяет  обобщённо  или  детально

воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

 

                                 Архитектура

 

      Архитектура (лат. architectura, от  греч.  architйкtуn  —  строитель),

зодчество, система зданий и сооружений, формирующих  пространственную  среду

для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти  здания

и сооружения в  соответствии  с  законами  красоты.  Архитектура  составляет

необходимую часть средств производства и материальных средств  существования

человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль  в

духовной жизни  общества.  Функциональные,  конструктивные  и  эстетического

качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

      Произведениями архитектуры являются  здания с организованным внутренним

пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для  оформления

открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

      Предметом  целеустремлённой  организации   является   и   пространство

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Культурология"