Шпаргалка по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Культурология (1).doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

населенного места в целом. Создание городов, посёлков и  регулирование  всей

системы расселения выделились в  особую  область,  нераздельно  связанную  с

архитектурой — градостроительство.

      Основные средства создания художественного  образа  в  архитектуре   —

формирование   пространства   и   архитектоника.   При   создании   объёмно-

пространственной композиции (в т. ч. и  внутренней  организации  сооружений)

используются принципы симметрии или асимметрии,  нюансы  или  контрасты  при

сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д.  Особое

значение в архитектуре  имеют  соразмерность  частей  и  целого  друг  другу

(система  пропорций)  и  соразмерность  сооружения  и  его  отдельных   форм

человеку (масштабность). В число художественных средств  архитектуры  входят

также фактура и цвет, разнообразие которых достигается  различными  приёмами

обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная  система

форм произведений архитектуры, отвечающая  функциональным  и  конструктивным

требованиям, называется архитектурной композицией.

      Устойчивая  общность  характерных  особенностей  художественной  формы

архитектуры  и  её  идейно-содержательной  программы  образует   её   стиль.

Важнейшие   черты   стиля   проявляются   в   системе    функциональной    и

пространственной организации сооружений,  в  их  архитектонике,  пропорциях,

пластике, декоре.

 

                                 Скульптура

 

      Скульптура (лат. sculptura, от sculpo  —  высекаю,  вырезаю),  ваяние,

пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства,  основанный  на

принципе  объёмного,  физически  трёхмерного   изображения   предмета.   Как

правило,  объект  изображения  в  скульптуре  —  человек,  реже  —  животные

(анималистический  жанр), ещё реже — природа  (пейзаж)  и  вещи  (натюрморт).

Постановка  фигуры  в  пространстве,  передача  её  движения,  позы,  жеста,

светотеневая моделировка, усиливающая рельефность  формы,  архитектоническая

организация объёма, зрительный эффект его массы,  весовых  отношений,  выбор

пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются  главными

выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная  форма

строится в реальном пространстве по  законам  гармонии,  ритма,  равновесия,

взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и  на  основе

наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той  или  иной

модели.

      Различают две основные разновидности скульптуры.: круглую  скульптуру,

которая свободно размещается  в  пространстве,  и  рельеф,  где  изображение

располагается на плоскости, образующей  его  фон.  К  произведениям  первой,

обычно требующей  кругового  обзора,  относятся:  статуя  (фигура  в  рост),

группа (две или  несколько  фигур,  составляющих  единое  целое),  статуэтка

(фигура,  значительные  меньшая  натуральной  величины),  торс  (изображение

человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.

      По  содержанию  и  функциям  скульптура  делится   на   монументально-

декоративную,  станковую  и  т.  н.  скульптуру   малых   форм.   Хотя   эти

разновидности развиваются в тесном взаимодействии,  у  каждой  из  них  есть

свои  особенности.  Монументально-декоративная:  скульптура  рассчитана   на

конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она  носит

ярко  выраженный  общественный  характер,  адресуется  к  массам   зрителей,

размещается прежде всего в  общественных  местах  —  на  улицах  и  площадях

города, в  парках,  на  фасадах  и  в  интерьерах  общественных  сооружений.

Монументально-декоративная     скульптура     призвана      конкретизировать

архитектурный образ, дополнять  выразительность  архитектурных  форм  новыми

оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать  большие

идейно-образные задачи  с  особой  полнотой  раскрывается  в  произведениях,

которые называют  монументальными  и  к  которым  обычно  относят  городские

памятники,  монументы,   мемориальные   сооружения.   Величавость   форм   и

долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного  строя,

широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с  архитектурой,

носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые  интерьеры,  где

её можно рассматривать  вблизи  и  во  всех  деталях,  являются  обычной  её

средой. Тем самым определяются особенности пластического  языка  скульптуры,

её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр,  ню,  анималистический

жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем  монументально-декоративной,

присущи  интерес  к   внутреннему   миру   человека,   тонкий   психологизм,

повествовательность.   Скульптура   малых   форм   включает   широкий   круг

произведений, предназначенных преимущественно для  жилого  интерьера,  и  во

многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

     

                                    Театр

 

      Театр (от греч. thйatron - место для  зрелищ; зрелище), род  искусства.

Театр - форма общественного сознания, он  неотделим  от  жизни  народа,  его

национальной истории и культуры.  Художественного  подъёма  театр  достигает

обычно тогда, когда он,  проникаясь  передовыми  идеями  эпохи,  борется  за

гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность  внутреннего

мира человека, его устремления.

      Художественное  отражение  жизни,   утверждение   определённых   идей,

мировоззрения, идеологии совершается  в  театре  посредством  драматического

действия,  исполняемого  актёрами   перед   зрителем.   Борьба   характеров,

раскрытие общественного и психологического конфликтов,  влияющих  на  судьбы

людей, их отношения  лежат  в  основе  пьесы,  спектакля.  Специфика  театра

требует эмоционально-духовного единения  сцены  и  зрителей,  наличия  общих

интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет  важное  значение

в  деле  эстетического,  нравственного  и   политического   воспитания.   Он

располагает  для  этого  богатыми  средствами   художественного   обобщения,

выразительности, воздействия на массового зрителя.

      Основой  театрального  представления  является   драма.   Литературное

произведение   театр   переводит   в   область   сценического   действия   и

специфической театральной образности; характеры,  конфликты  драмы  получают

воплощение в живых лицах,  поступках.  Слово,  речь  -  важнейшее  средство,

которым вооружает театр драма. В  театре  слово  также  подчиняется  законам

драматического действия. В одних  случаях  он  превращает  речь  в  средство

бытовой характеристики персонажа, в  других  -  раскрывает  через  словесную

ткань роли сложные конфликты сознания и  психологии  героя.  Речь  на  сцене

может  иметь  форму  пространного  высказывания  (монолог),  протекать   как

разговор  с  партнёром  (диалог),  адресоваться  зрителю  или  звучать   как

размышление героя, его "внутренний монолог" и т. д.

      Театр - искусство коллективное. Спектакль -  произведение,  обладающее

художественным  единством,  гармонией  всех  элементов.  Он  создаётся   под

руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом  совместными

усилиями актёров, художника-сценографа,  композитора,  хореографа  и  многих

других. В  основе  спектакля  лежит  режиссёрская  интерпретация  пьесы,  её

жанровое,  стилистическое  решение.  Действие  спектакля   организовано   во

времени (темп, ритм, нарастания  и  спады  эмоционального  напряжения)  и  в

пространстве (разработка сценические  площадки,  принцип  её  использования,

мизансцены, декорации, движение и пр.).

      Главный носитель театрального действия - актёр, в творчестве  которого

воплощена  суть  театра:  способность   захватывать   зрителей   художеств.

зрелищем непосредственно протекающей  у  них  на  глазах  жизни,  творческим

процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся  на  основе  пьесы  и  её

толкования режиссёром - постановщиком  спектакля.  Но  и  в  системе  строго

организованного  спектакля  актёр   остаётся   самостоятельным   художником,

способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать  на сцене  живой

человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой  психологии.

Работа над собой и над ролью в процессе репетиций составляют, как считал  К.

С. Станиславский, две неразрывно связанные между собой стороны  деятельности

актёра.

      Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный  с  его  собственным,  в

разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении  облика,  характера

персонажа  исполнитель  использует  средства  пластической   и   ритмической

выразительности, искусство речи,  мимики,  жеста.  История  мирового  театра

знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.

      В  музыкальном  театре  действие  воплощается  средствами  музыкальной

драматургии, в основе которой  лежат  общие  законы  драмы  -  наличие  ясно

выраженного    центрального    конфликта,    раскрывающегося    в     борьбе

противодействующих сил,  определённая  последовательность  этапов  раскрытия

драм. замысла. В  каждом  из  видов  музыкально-сценического  искусства  эти

общие закономерности  находят  специфическое   преломление   соответственно

природе их выразительных средств: в опере  происходящее  на  сцене  действие

выражается музыкой, то  есть  пением  действующих  лиц,  а  также  звучанием

оркестра; в балете роль, аналогичная пению  в  опере,  принадлежит  танцу  и

пантомиме. Вместе с тем и в том и  другом  случае  музыка  является  главным

обобщающим средством, связывающим все элементы драмы  воедино.  В  оперетте,

представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое  значение

имеют  куплетная  песня  и  танец.  Выразительные  средства  драматического,

оперного  и  хореографического  искусств,   эстрадной   и   бытовой   музыки

используются в жанре мьюзикла.

 

                                   Музыка

 

 

     Музыка (от греч. musikе, буквально — искусство  муз),  вид  искусства,

который отражает действительность и  воздействует  на  человека  посредством

осмысленных  и  особым   образом   организованных   звуковых   последований,

состоящих  в  основном  из  тонов.  Музыка  —  специфическая   разновидность

звуковой   деятельности   людей.   С    другими    разновидностями    (речь,

инструментально-звуковая сигнализация и т.  д.)  её  объединяет  способность

выражать мысли, эмоции и  волевые  процессы  человека  в  слышимой  форме  и

служить средством общения людей и управления их  поведением.  Вместе  с  тем

она  существенно  отличается  от  всех  остальных  разновидностей   звуковой

деятельности  людей.  Сохраняя  некоторое  подобие  звуков  реальной  жизни,

музыкального звучания принципиально отличаются от  них  строгой  высотной  и

временной   (ритмической)   организованностью.   Эти   звучания   входят   в

исторически сложившиеся системы, основу которых составляют  тоны.  В  каждом

музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных  соединений

и горизонтальных последований — его форму.

      Из различных видов эмоций  музыка воплощает главным образом  настроения.

Широко представлены в музыкальном  содержании  также  эмоциональные  стороны

интеллектуальных и волевых качеств личности (и  соответствующих  процессов).

Это позволяет данному виду искусства раскрывать  не  только  психологические

состояния людей,  но  и  их  характеры.  В  максимально  конкретном  (но  не

переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении  эмоций

музыка  не   знает   себе   равных.   Именно   на   этом   основано   широко

распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).

      Стремясь к более широкому  охвату мира философских и  социальных  идей,

композиторы   часто   выходят   за    пределы    так    называемой    чистой

(инструментальной  непрограммной)  М.,  обращаясь  к  слову   как   носителю

конкретного    понятийного    содержания    (вокальная     и     программная

инструментальная  М.,  см.  Программная  музыка),  а  также  к  сценическому

действию. Благодаря синтезу со словом, действием  и  др.  формируются  новые

типы музыкальных  образов,  которые  устойчиво  связываются  в  общественном

сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами  синтеза,  а  за

тем переходят в «чистую»  М.  как  носители  тех  же  понятий  и  идей.  Для

выражения мыслей композиторы используют  и  звуковые  символы  (возникшие  в

общественной практике, бытующие в определённой социальной среде  напевы  или

наигрыши,  ставшие  «музыкальными  эмблемами»  каких-либо  понятий)  или  же

создают собственные, новые «музыкальные  знаки»  (например,  лейтмотивы).  В

итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

      Музыке доступно содержание  разных  родов:  эпическое,  драматическое,

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Культурология"