История города Стамбула и его архитектурного облика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

«Страна Слепых» — так назвал азиатский берег мегарский вождь Визант, ибо только слепые, по его мнению, не могли оценить всех преимуществ европейской части побережья Босфора. Здесь же, в 667 году до нашей эры, в местечке Калхедон, что на противоположном берегу от современного Кадыкёя, он и основал колонию Византии. Город быстро превратился в важный торговый центр и через сто лет был завоеван персами. После освобождения города от персов, Спарта и Афины предпринимали периодические набеги на Византий, носивший стратегический характер в черноморской торговле древних греков. В период гражданской войны в Древней Греции, город был осажден македонским царем Филиппом II. Осада длилась три года, однако, Византий так и не пал.

Файлы: 1 файл

история города.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Московский государственный университет  культуры и искусства.

Реферат по предмету «Музеи мира»

на тему:

«Стамбул»

Выполнила студентка 3 курса, гр. 11303з

Топталина Юлия

Москва 2013

 

Стамбул пережил свой «золотой век» в 527 — 565 гг. Город с полумиллионным населением превратился в самый роскошный и могущественный мегаполис эпохи.

Стамбул — столица  Нового Рима — Византии, а затем  и Османской Империи на протяжении более чем 1600 лет. 120 кайзеров и императоров  правили городом в разное время. Корни города уходят глубоко в темные лабиринты мифологии.

«Страна Слепых» —  так назвал азиатский берег мегарский  вождь Визант, ибо только слепые, по его мнению, не могли оценить  всех преимуществ европейской части  побережья Босфора. Здесь же, в 667 году до нашей эры, в местечке Калхедон, что на противоположном берегу от современного Кадыкёя, он и основал колонию Византии.

Город быстро превратился  в важный торговый центр и через  сто лет был завоеван персами. После освобождения города от персов, Спарта и Афины предпринимали  периодические набеги на Византий, носивший стратегический характер в черноморской торговле древних греков. В период гражданской войны в Древней Греции, город был осажден македонским царем Филиппом II. Осада длилась три года, однако, Византий так и не пал. Не удалось завоевать город и Александру Македонскому. В196 году Византии был завоеван Септимием Севером и стал частью Римской Империи.

11 мая 330 года от  Рождества Христова на европейском  берегу Босфора римским императором  Константином Великим была торжественно основана новая столица империи – Константинополь (а если быть точным и использовать его официальное название, то – Новый Рим). Император не создавал нового государства: Византия в точном смысле слова не была преемницей Римской империи, она сама и была – Рим. Слово «Византия» появилось лишь на Западе в эпоху Ренессанса. Себя византийцы именовали римлянами (ромеями), свою страну – Римской империей (Империей ромеев). Замыслы Константина соответствовали такому названию. Новый Рим был возведен на главном перекрестье основных торговых путей и изначально спланирован как величайший из городов. Возведенный в VI веке собор Святой Софии более тысячи лет был самым высоким архитектурным сооружением на Земле, а по красоте сравнивался с Небом. Константин заполнил город бронзовыми и мраморными скульптурами, работы известных мастеров, собранными со всех концов Империи. За короткий промежуток времени город вырос почти в пять раз. Были возведены городские площади, построены новые дороги. Однако, почти ничего из построек тех лет не осталось на сегодняшний день.

Наиболее известными произведениями того времени, сохранившимися и по сей день, являются площадь  Ипподром, строительство которой  было начато еще в 320 году по приказу  Римского Императора Септима Севера, обелиск Константина (Чемберлиташ) и Змеиная колонна. Городские стены Теодосия, возведенные в первой половине V века, определяли границы города вплоть до XX века. Константинополь, ставший столицей Нового Рима, пережил свой «золотой век» во время правления Юстиниана (527-565 гг.)

После подавления знаменитого  восстания «Ника», когда в ходе уличных боев погибло более 30 тысяч  человек, Юстиниан добился того, что  Константинополь с его 500 тысячным населением стал самым могущественным и роскошным городом той эпохи.

Римская, Элленическая и Восточная культуры тесно переплелись, образую симбиоз, который свойственен лишь Константинополю. Малая Айя — София, церковь Св. Ирины, Цистерна Базилики и 1001 колонна — памятники, повествующие о могуществе и роскоши того времени. Однако, безусловно самым главным архитектурным памятником Византийской эпохи является храм Айя — София или Св. София. Немотря на внутренние междуусобицы и угрозу быстро распостраняющегося Ислама, Константинополь, вплоть до XIII века, оставался одним из главных торговых центров Средневековья. Именно это обстоятельство и послужило поводом ко множеству убийств и интриг в борьбе за власть.

После поражения Византийской армии под Малазгиртом в 1071 году Малая Азия была завоевана Сельджуками. Это был первый звонок, возвещающий  о приближающемся крахе Нового Рима.

В 1204 году Константинополь  подвергся самому страшному грабежу  в своей истории. Армия крестоносцев четвертого Крестового похода под предводительством Венецианца Энрико Дандоло, миновав укрепительные редуты и бухту Золотого Рога, вошла в город. Грабеж длился 58 дней. Многие произведения искусства были вывезены. Это был конец Великого города Константина и Юстиниана. После непродолжительного правления крестоносцев в 1261 году, город пережил свое второе рождение. Великолепные образцы мозаики и фрески в Карие и мечети Фетхие напоминают о том времени и по сей день.

В 1354 году Османы миновав  пролив Дарданеллы, впервые ступили  на европейскую землю в Гелиболу. В1361 году столица Османского государства  была перенесена из Бурсы в Эдирне. К началу XV века христианский Константинополь, далекий от своего былого могущества, был лишь маленьким островком в безбрежном мусульманском море окружающем его, В 1452 году, за очень короткий срок, была построена крепость Румелихисар. Таким образом, была прервана последняя нить, связывающая Константинополь с Черным морем. Торговля была прекращена — капкан для Византии захлопнулся. Европа, перед лицом происходившего, бездействовала. 29 мая 1453 года янычары Мехмеда Завоевателя вошли в павший после долгой осады город. Самый славный Османский султан, со слов биографа «человек, открывший новую эпоху», видел себя новым правителем мира, новым героем эпосов о подвигах, каковым тогда являлся Александр Македонский. Он провозгласил Константинополь столицей Османского государства и переименовал его в «Истанбул», что в переводе с греческого «ис тин полин» означает «в город».

После падения Османской  Империи, в конце Первой Мировой  войны, Стамбул был оккупирован  союзническими войсками. Освободительная  война, начатая под предводительством Мустафы Кемаля Ататюрка принесла стране полную независимость. Ататюрк - видный государственный деятель, реформатор и один из величайших политиков XX века, смог кардинально изменить жизнь своего народа, что не удалось никому из его современников. Он явился инициатором культурной революции, в полном понимании этого слова. Ататюрку удалось совместить традиционный тюркский образ жизни с западным, на гораздо более глубоком уровне, чем может показаться со стороны. В 1923 году Турция была провозглашена Республикой со столицей в Анкаре. Стамбул же остался не только самым большим городом в стране, но и самым особым для турецкой нации. Как сказал один известный поэт в Турции: «Лучшее, что есть в Анкаре — это обратный путь в Стамбул».

 

Достопримечательности Стамбула

Собор Святой Софии.

Айя-София расположена  на площади Султана Ахмеда, напротив мечети Султана Ахмеда. Айя-София 916 лет была церковью и 418 лет мечетью. С 1935 года выполняет функции музея  и исторического памятника. Византийские летописцы утверждаюта, что строительство собора было завершено в 360 году при императоре Константине II.

Мало сооружений такого плана доходят до нас в оригинальном виде. Так и в случае с Софийским собором, основанным в четвертом столетии Константином Великим, первым христианским императором и основателем Константинополя. Он назвал город "Новым Римом" и Айя София была одной из нескольких больших церквей, построенных в основных городах империи

Спустя некоторое время церковь, построенная Константином, была разрушена.

Его сыном Константиусом и императором Теодосиусом Великим на этом же месте был построен новый собор, сожженный дотла во время восстания 532 года, которое получило название Ника. Сегодня ведутся раскопки, и фрагменты того храма находят до сих пор.

Софийский Собор был восстановлен в его существующей форме между 532 и 537 годами под личным наблюдением Императора Юстиниана I.

Это один из самых больших сохранившихся  примеров византийской архитектуры, богатой  мозаиками и мраморными столбами с орнаментом. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: "Соломон, я превзошел Вас!"

Архитекторами церкви был Исидор Милетский  и Анфимий Тралльский, преподаватели  геометрии в университете Константинополя. Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями. Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558, его заменили лишь в 563. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах.

Более 9 столетий Софийский Собор был резиденцией Ортодоксального Патриарха Константинополя и центром проведения церковных советов и имперских церемоний

В 1204 собор подвергся  разрушительному нападению Крестоносцев, был разграблен и осквернен. Патриарх Константинополя был изгнан и  заменен Епископом. Практически все ценности исчезли, как и туринская плащаница. Вероятно, большая часть из богатств Айя-Софии сегодня находиться не в Стамбуле, а в других странах, например в казначействе Базилики св. Марка в Венеции

Несмотря на все эти  события, Софийский собор оставался  функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель  вступил в Константинополь. Он был  поражен красотой Айя-Софии и  немедленно преобразовал ее в свою имперскую мечеть. Айя-София служила основной мечетью Стамбула в течение почти 500 лет, став моделью для многих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Сулейман Моск.

С тех пор не было никаких  коренных изменений в облике здания, кроме достройки молитвенной ниши, кафедры проповедника и деревянного минарета — этого было достаточно, чтоб сделать церковь мечетью. Некоторое время все лица на мозаиках в церкви были закрыты из-за исламского запрета на фигуративные образы. В последующие столетия султанами был внесен ряд изменений, достроены кухня, фонтан, библиотека.

В 1934, при турецком президенте Кемале Ататюрке, Софийский Собор  стал музеем. Молитвенные коврики  были удалены, обнажив красивейший  мрамор, мозаики были отчищены. Некоторое  время здание распадалось, некоторые элементы были перемещены в другие мечети, но все основные мозаики сохранились как раз благодаря тому, что были замазаны глиной.

Миссия ЮНЕСКО в Турцию 1993 года отметила осыпающуюся штукатурку, испачканный мрамор, картины были повреждены влажностью и потолок не отреставрирован. После этого была предпринята масштабная реставрация

Сейчас Софийский собор  — одна из популярнейших достопримечательностей Стамбула. Туристов привлекает не только сам храм-музей и его внутренняя красота и мозаики, но и множество окружающих его зданий, формирующих внешнюю Софию.

Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол. Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися. Гибкое движение криволинейных очертаний передается большим полукуполам с востока и запада, поддерживающим их меньшим полукуполам и растворяется в ажурных рядах колоннад. Благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишенной тяжести, как бы висячей. Поверхности при взгляде из центра кажутся вогнутыми, вмещающими пространство, уступающими ему. Купольный балдахин образован идеальным, как бы бестелесным ритмом поверхностей и линий, оболочка здания дематериализуется, становится тонкой и гибкой.

Легко заметить сходство облика Софийского собора и того божественного храмоподобного мироустройства, которое с такой тщательностью описано Василием Великим. Мир как храм - такова была концепция IV века, храм как мир - таков замечательный ответ искусства VI столетия. В эту новую художественную концепцию вовлечены мраморные колонны - любимая форма античного мира, но пластическая сила ордера исчезла, растворившись в созерцании ажурных, парящих круговращаемых форм. Намеренное отрицание низа, опоры сказывается и в почти обязательной прорезанности оснований куполов и полу куполов рядами окон.

Софийский собор велик  по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание  поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров). Однако собор кажется еще  больше, ибо к центральному пространству присоединяются зоны полу куполов, легко открывающиеся за боковыми колоннадами пространства обоих этажей боковых нефов.

Византийцы считали, что  купол Софии подвешен к небесам  золотой цепью. Этот эффект византийские архитекторы несомненно учитывали, но вовсе не ради него они оставили фасады Великой церкви без всякой декоративной обработки.

Софийский собор посвящен Премудрости Божией, которая связывается  с Логосом, Богом-Словом, Христом. Это  как бы самое общее и сущностное посвящение превосходно сочетается с космичностью архитектурной структуры. Религиозное, конечно, главное в содержании художественного образа здания, но сильны и отголоски императорской дворцовой культуры, многие его перспективы, особенно в боковых нефах, напоминают дворцовые залы. Зодчими Софии Константинопольской были два гениальных человека - лучших представителя традиций позднеантичной научной интеллигенции. Один из авторов - Исидор из Милета - великий математик. Другой - Анфимий из Тралл - не только профессиональный архитектор, но и математик, инженер, естествоиспытатель, много занимавшийся расчетом криволинейных поверхностей для зажигательных зеркал. Сплав высочайшей научной и художественной культуры с удивительной по смелости творческой и конструктивной задачей и дал рождение тому явлению в истории мировой культуры, каким стала "Великая церковь", как называли ее современники.

С запада перед Софийским  собором находился обширный атриум с фонтаном для омовений: он не сохранился, но уцелели два нартекса, внешний  и внутренний, через которые из атриума проходили в церковь. Существовал еще один - торжественный вход, ведший во внутренний нартекс с юга, со стороны Августейона - центральной площади Константинополя, на которой против собора начинался огромный ансамбль Большого императорского дворца, где стояли здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху.

Информация о работе История города Стамбула и его архитектурного облика