История города Стамбула и его архитектурного облика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

«Страна Слепых» — так назвал азиатский берег мегарский вождь Визант, ибо только слепые, по его мнению, не могли оценить всех преимуществ европейской части побережья Босфора. Здесь же, в 667 году до нашей эры, в местечке Калхедон, что на противоположном берегу от современного Кадыкёя, он и основал колонию Византии. Город быстро превратился в важный торговый центр и через сто лет был завоеван персами. После освобождения города от персов, Спарта и Афины предпринимали периодические набеги на Византий, носивший стратегический характер в черноморской торговле древних греков. В период гражданской войны в Древней Греции, город был осажден македонским царем Филиппом II. Осада длилась три года, однако, Византий так и не пал.

Файлы: 1 файл

история города.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой - преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан. Видимое за входом длинное пространство нартекса производит ошеломляющее впечатление специально осуществленным "предвосхищением" огромности основного объема храма. Внешняя западная его стена состоит как бы из массивных пилонов и вся затенена, свет падает на плоскую, легкую, покрытую сияющим мрамором стену, в которой прорезаны девять порталов, сгруппированные по три, делающие стену будто сквозной, прозрачной.

Особенно велики три  средних портала, центральный повышен  еще больше. Эта группировка вызывала у средневековых авторов сравнение с Троицей, и правомочность такого сравнения доказывается небольшим рельефом, изображающим Евангелие на троне с нисходящим на него в виде голубя Святым Духом. На раскрытых страницах помещена надпись из Евангелия от Иоанна: "Я есмь дверь; кто войдет мною, тот и спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет".

Еще выше, над порталом, на рубеже IX - Х веков появилась  мозаика с изображением величественной фигуры Христа на троне (олицетворение  Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом в медальонах по сторонам. К подножию трона склонилась коленопреклоненная фигура императора, вероятно - Льва VI: здесь отразился реальный обряд входа императора в церковь. Стены, колонны, своды храма отделаны драгоценно. Бронзовые обрамления порталов были позолочены, деревянные полотнища дверей (в трех центральных, по преданию, - из дерева Ноева ковчега) обиты бронзовыми или серебряными пластинами. Промежутки между арками над колоннами, карнизы, капители покрыты инкрустацией или резьбой с позолотой по синему фону. Многие капители украшали кресты или монограммы Юстиниана.

Колоннады образованы 104 колоннами - зелеными из фессалийского  мрамора, белыми из проконесского; замечательны восемь колонн из египетского порфира  в нижних тройных аркадах западных и восточных экседр (полукружий). Ближе к востоку некогда возвышался крестообразный амвон для чтения Евангелия и произнесения проповедей, его золотые колонны несли золотой купол, в качестве украшения использовались слоновая кость, полудрагоценные камни. Алтарную преграду покрывали серебряные пластины, а престол из сплава драгоценных металлов осенял серебряный шатровый киворий. На престоле находились драгоценные сосуды, кресты, над ними подвешивались короны, число которых достигало нескольких десятков. Своды собора в VI веке покрывали орнаментальные мозаики, в куполе был выложен огромный крест.

Сюжетные мозаики на сводах и стенах храма возникли позже, часть из них дошла до нашего времени. К IX веку относятся мозаики апсиды - "Богородица с Христом" в конце и "Архангел Гавриил" в своде перед ней, сохраняющие еще многие приемы живой позднеантичной манеры, редкостные по спокойной величавости и благородству. Необыкновенной глубиной духовных состояний, сказочной красотой синих, золотых, лиловых цветов, фантастическим мастерством рисунка и моделировки отличается мозаика "Деисус" в южной части хор (Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей). Огромные хоры (второй этаж) окружают с трех сторон центральное пространство; северная их сторона предназначалась для императрицы, южная - для императора и их приближенных, к юго-восточному углу собора примыкала резиденция патриарха. Роскошные хоры Софии вызывали подражание в соборах, возводимых для правителей соседних, получавших христианство из Византии стран; так было и на Руси в XI веке. Софийский собор пережил долгую и сложную историю. Трижды страдал от землетрясений - в 557, 989 и 1346 годах; после первого был перестроен купол, получивший более высокое и устойчивое очертание; после второго с западной стороны армянский архитектор Трдат поставил мощные контрфорсы. После захвата Константинополя турки переоборудовали собор в мечеть. В 1930-х годах декретом Ататюрка он превращен в музей. Со временем собор оказался, к сожалению, частично закрыт пристройками, исчезла мраморная облицовка фасадов, не сохранились блиставшие позолотой медные кровли. Пораженные его красотой завоеватели возвели прямо подражающие ему размерами и формами мечети, но ни одна из них не отняла у оригинала первенство. И до сих пор легко понять слова наших предков, посланных тысячу лет назад великим князем киевским Владимиром Святославичем для испытания христианской веры в Константинополь: "...не знаем, на небе или на земле были; нет ведь на земле такого вида и красоты той... знаем только, там Бог с человеками пребывает... мы не можем забыть красоты той".

 

Цистерна Базилика (Дворец Еребатан)

На протяжении всей истории Стамбул являлся одним из самых осаждаемых в мире городов и поэтому нуждался в запасе пресной воды. По этой причине,  в византийский период, во многих частях города строились подземные цистерны. Цистерна Базилика, находящаяся в районе Султанахмет, одна из этих цистерн.

В нее можно попасть  через небольшое здание к западу от площади основной достопримечательности Стамбула - собора Святой Софии. Сводчатый потолок цистерны подпирает лес кирпичных колонн.

Цистерна Базилика была построена во время правления  императора Юстиниана I (527-565) для снабжения водой дворца и его окрестностей. 336 колонн расположены в 12 рядов из 28 колонн каждый. Большинство колонн было взято из более старых сооружений. Большая часть колонн, вытесанных из разных видов мрамора и гранита, являются цельными, другая часть образована из двух частей.Площадь цистерны 140 на 70 метров, она окружена кирпичной стеной толщиной 4 метра, которая была оштукатурена специальной смесью для гидроизоляции. Колонны увенчаны капителями, некоторые из них простые ионического стиля, но большинство - коринфского ордера.

Уровень воды в цистерне менялся в зависимости от сезона. Вода распространялась через трубы  на различных уровнях в восточной  стене.

Во время реставрации  в 1987 году, когда один метр земли  был удален, обнаружили две оригинальные колонны, в основании которых головы Медузы Горгоны из мрамора. Был построен деревянный помост, который позволяет посетителям ходить по цистерне. В хранилище довольно прохладно, колонны красиво подсвечены снизу, что создает удивительный эффект, но сфотографировать это в цистерне Базилике довольно сложно. Сейчас уровень воды в цистерне небольшой и там разводят рыб, некоторые из них довольно упитаны. Предприимчивые турки даже здесь открыли небольшой ресторанчик, где вы можете насладиться контрастом шумного города и многовековой истории.

 

Акведук Боздоган (Акведук Валанс)

Этот акведук, расположенный  над проспектом Ататюрка, в византийский и османские периоды предназначался для водоснабжения города. Точная дата строительства акведука неизвестна. Тем не менее, исследователи предполагают, что акведук был построен во время римского императора Адриана (117-138). Другие римские и византийские источники сообщают, что после сильной засухи и нехватки воды, акведук был построен императором Валансом (364-378).

Во время правления  императора Феодосия I (379-395) акведук был подключен к источникам воды, расположенным за чертой города.

Акведук Боздоган подвергался  разрушению в различные периоды. По останкам можно утверждать, что его длина составляла 971 метр. Акведук выложен в нижнем ряду из крупных камней, а в верхнем четырехугольными плитами из обтёсанного камня. Через акведук во время правления султана Баязита II (1481-1512) и Сулеймана Великолепного (1520-1566) был проведен водопровод в район Халкалы.

 

Стены Константинополя.

Феодосиевы стены длиной 5630 метров были воздвигнуты для защиты Константинополя от варваров при  императоре Феодосии II, когда город  на семи холмах вырос за пределы  тех стен, которые были предусмотрены его основателем, Константином Великим. Строительство продолжалось под руководством префекта Анфимия с 408 по 413 годы.

Феодосиевы стены были укреплены после того, как часть  их обрушилась при землетрясении 447 года. Тогда же перед стеной был вырыт широкий ров. Внутренняя стена высотой 12 метров и шириной 5 метров через каждые 55 метров была укреплена шестиугольной либо восьмиугольной башней высотой в 20 метров, общее количество которых доходило до ста. Нижний ярус башен был приспособлен под склад продовольствия.

Внешняя городская стена  была меньше внутренней и по высоте и по ширине. Из 96 башен внешней  стены десять были проездными, из которых  парадными считались Золотые  ворота — прообраз одноимённых сооружений в Киеве и Владимире. Эти ворота состояли из трёх мраморных триумфальных арок, воздвигнутых ещё при Феодосии I и увенчанных крылатой аллегорией Победы.

Наиболее слабым отрезком стены были Средние стены в  речной долине длиной 1250 метров. Именно на них направил свой штурм Мехмед II во время осады Константинополя в 1453 году. Значительная часть их оказалась в руинах, но была оперативно отстроена и поддерживалась в надёжном состоянии до XIX века.

По мере роста Стамбула Феодосиевы стены начали сносить, преимущественно  в конце XIX и начале XX века. В 1980-е гг. ЮНЕСКО выделило средства на воссоздание разобранных отрезков стены в первоначальном виде, однако восстановление было довольно поверхностным.

 

Мечеть Султана  Ахмеда. (Голубая Мечеть)

Без мечети султана Ахмета I представить Стамбул невозможно. Мечеть расположенная прямо напротив храма Святой Софии, была построена в 1616 году и должна была, по замыслу султана, превзойти по красоте знаменитый храм. Расположение двух архитектурных шедевров делает площадь между ними неповторимой. Уже почти 400 лет друг против друга стоят эти два памятника двух таких разных, на первый взгляд, и таких схожих, на самом деле, религий, соревнуясь в величии, красоте, а может быть, в правоте. Посетив это место, попробуйте рассудить, а может быть, померить, хотя бы у себя, в сердце этих двух красавиц. К тому же, у Вас будет возможность узнать многое об исламе, который является ключом восточной философии.

За цвет изразцов внутри, мечеть Султана Ахмеда, большинство туристов называет голубой мечетью. Кроме голубого фаянса, мечеть также привлекает внимание резьбой по дереву и камню, а также росписью.

Долгие годы храм Святой Софии был главной мечетью Османской империи. Только в начале семнадцатого века султан Ахмед I, которому на тот момент было всего девятнадцать лет, приказал возвести в столице мусульманскую мечеть. Она должна была в итоге получиться такой, чтобы монументальностью своей не могла уступать храму византийских императоров.

Голубая мечеть отличается необычным количеством минаретов, которых шесть. Четыре высоких минарета расположены по углам ограды, два минарета находятся на внешних углах внутреннего двора. По одной из легенд, шесть минаретов были построены по ошибке. Ахмед приказал строить золотые минареты – «алтын минаре», а архитектор услышал «алты минаре», что значит «шесть минаретов».

Подобная ситуация едва не вызвала скандал. Равняться с Запретной мечетью в Мекке (Аль-Харам) недопустимо, а у нее было тоже шесть минаретов. Для сглаживания возникающего конфликта Ахмед приказал строить в Мекке еще один минарет, седьмой.

Строилась Голубая мечеть в течение семи лет: с 1609 по 1616 годы. Архитектором этого шедевра мусульманского зодчества стал ученик Синана Седефкар Мехмед-ага.

 

Дворец Топкапы

На самой крайней  точке стамбульского полуострова, на холме, который со всех сторон омывается водами Босфора и Мраморного моря, гордо возвышается дворцовый комплекс Топкапы, надежно окольцованный высокой крепостной стеной с башнями, имеющими запоминающуюся форму. В течение многих столетий Топкапы являлся официальной резиденцией османских султанов. А в 1924 году красивейший комплекс зданий согласно приказу Кемаля Ататюрка стал именоваться дворец-музей Топкапы и распахнул свои ворота перед многочисленными туристами, поток которых не иссякает по сей день.

Строительство Топкапы продолжалось не просто долго, а очень долго – на протяжении столетий. Началось строительство при султане Мехмете Втором, в 1462 году, а потом каждый из последующих правителей добавлял к комплексу зданий еще что-нибудь. При этом строители совершенно не придерживались какого-то определенного проекта, планируя каждый раз только определенную часть постройки или новое здание. Хотя такая оригинальная архитектурная особенность придает Топкапы даже какую-то привлекательную своеобразность. Глядя на эти роскошные, огромные здания, соединившие в себе самые разнообразные культуры и стили, начинаешь понимать, сколь велика была власть султанов Османской империи, более 600 лет простиравшаяся на многие страны трех частей света – Азии, Европы и Африки.

По сути, дворец Топкапы можно считать целым городом, который находится на территории Стамбула, ведь общая площадь этого невероятного памятника архитектуры более 700 тысяч квадратных метров, а длина – 5 километров! Чтобы легче было понять его внушительные размеры, можно привести такой пример – комплекс Топкапы в два раза превышает площадь Ватикана и всего в два раза меньше площади государства Монако. Когда-то на территории Топкапы проживали и работали почти 50 тысяч человек, дворец был оснащен всем необходимым, имел собственные мечети, бани и даже целый зоопарк.

В первые десятилетия  своего существования Топкапы выполнял функции, которые можно сравнить с европейскими Парламентами, Думами и Домами Советов – здесь проводились  совещания османских чиновников с султаном по поводу политических или каких-нибудь иных проблем. Надо отметить, что основатель Топкапы Мехмед Второй хоть и носил прозвище Завоеватель, но слыл человеком утонченным и образованным: знал восемь языков, включая латынь, греческий и французский, ратовал за распространение образования, открывая повсеместно школы и университеты. В 16 столетии султан Сулейман Великолепный поселил на территории Топкапы свой многочисленный гарем, со всеми вытекающими отсюда постройками и перестройками. Всего же в Топкапы за весь тот период, пока дворец являлся резиденцией султанов, проживало 24 османских правителя. Пока в 19 веке очередной султан не решил воздвигнуть более современный дворец с живописным видом на Босфор, в который впоследствии и переехал из дворцового комплекса Топкапы.

Информация о работе История города Стамбула и его архитектурного облика