История города Стамбула и его архитектурного облика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

«Страна Слепых» — так назвал азиатский берег мегарский вождь Визант, ибо только слепые, по его мнению, не могли оценить всех преимуществ европейской части побережья Босфора. Здесь же, в 667 году до нашей эры, в местечке Калхедон, что на противоположном берегу от современного Кадыкёя, он и основал колонию Византии. Город быстро превратился в важный торговый центр и через сто лет был завоеван персами. После освобождения города от персов, Спарта и Афины предпринимали периодические набеги на Византий, носивший стратегический характер в черноморской торговле древних греков. В период гражданской войны в Древней Греции, город был осажден македонским царем Филиппом II. Осада длилась три года, однако, Византий так и не пал.

Файлы: 1 файл

история города.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Дворец-музей Топкапы  разделяется на четыре двора, которые  в свою очередь друг от друга отделяют монументальные ворота, которые носят  символические названия. Через Имперские  ворота проезжать на лошади имел право  только султан, остальные должны были проходить под аркой ворот исключительно пешком.

Во второй двор вели Приветственные ворота, названные так, потому что  низкие арки ворот заставляли склонять голову каждого, кто проходил под  ними. В третий двор можно было войти  через ворота Блаженные, поскольку  считалось, что любая близость к султану дарует его подданным неземную благодать. В первом дворе располагаются служебные постройки и казармы янычар – султанского войска. К началу 19 века янычары – блестящее военное сословие, являвшееся всегда гордостью и устрашением врагов Османской империи, держали в своих руках огромную власть и имели на чиновников большое влияние. Испуганный свержением, султан Махмуд Второй в 1826 году принял решение истребить всех янычар с помощью своей новой, сформированной по французскому образцу, армии. Махмуд Второй вообще был знатным реформатором, равнялся на европейские державы, именно в эпоху его правления в Топкапы появились строения, архитектурный стиль которых очень напоминает французский ампир.

Современным посетителям  дворца-музея Топкапы повезло – они могут беспрепятственно совершить экскурсию по гарему, состоящему из отдельного комплекса зданий, которые ограждает высокая стена, призванная ранее скрывать прекрасных наложниц от людских глаз.

На территории гарема расположен бассейн и что-то типа лечебницы. Для обслуживания гарема были возведены две мечети, четыре огромные кухни и целых восемь турецких бань. Здесь в экспозиции музея Топкапы можно увидеть коллекцию дорогих тканых материй и одежд, а также украшения. В комнатах гарема очень много журчащих фонтанов, говорят, чтобы усладить слух султана, голос наложницы пришедшей к нему на любовное свидание должен был звучать тише журчащих струек воды.

Раньше в гарем не ступала нога ни одного постороннего человека, за ослушание грозила смертная казнь. Такие строгие правила были введены не только потому, что здесь жили наложницы, а еще и дети султана, включая наследника, а также самая почитаемая женщина Османской империи – «валиде-султан», мать султана. В своих сорока комнатах она проводила дни, слушая чтецов Корана, а по утрам принимала сына, который был обязан докладывать ей обо всех государственных заботах и делах, как о самых маленьких, так и о самых важных.

Гарем занимает площадь равную 12 тысячам квадратных метров, в четырехстах комнатах в дни процветания Топкапы проживало полтысячи человек, основная масса которых были наложницы. Султан мог выбрать себе в супруги любую из них, поэтому каждая была обучена пению и танцам, чтению и письму, а также искусству игры на музыкальных инструментах. Нередко в гарем попадали захваченные во время военных походов пленницы, которых принуждали принять мусульманство и изменить имя. Самой большой удачей для наложницы было родить султану сына, потенциального наследника султанского титула. Тогда наложница могла стать либо любимой женой султана, либо фавориткой, что в любом случае приравнивалось к беззаботной жизни и обеспеченной старости. Хотя в истории Османской империи не редки случаи, когда между матерью султана и его любимой женой возникали конфликты на почве борьбы за власть. По закону султан мог иметь четырех жен (а вовсе не трех, как поется в известной песне), но на деле этих правил мало кто придерживался. Женщины, которые рожали от султана детей, получали право жить в отдельных комнатах, но большинство женщин, которые исчислялись сотнями, жили в гареме в качестве вечных прислужниц, удовлетворяющих потребности султана и угождая законным и незаконным женам. Если же вдруг кто-то из высших чиновников империи выказывал недвусмысленное желание взять в жены какую-то женщину из гарема, то султан отпускал ее, и она автоматически освобождалась от гарема.

Еще одно удивительное помещение, которое могут осмотреть посетители дворца-музея Топкапы – это  дворовая кухня, часть ее открыта  для посещений. А вообще дворовая кухня состоит из огромного комплекса нескольких помещений, под крышей которых трудились около 1200 человек, то есть почти 25 процентов от населения Топкапы.

А не слишком ли много поваров? Но представьте себе, что ежедневно персонал дворовой кухни Топкапы готовил 20 тысяч порций, причем готовка еды для султана осуществлялась в отдельном помещении. Отдельный комплекс был предназначен для готовки еды персоналу, слугам, стражам и евнухам. Отдельно готовилась еда и для наследника, и для матери султана. В отдельной комнате шло приготовление деликатесов и сладких блюд. В целом можно выделить десять главных помещений дворовой кухни, в остальных же бесчисленных комнатах были кладовые, помещения поваров и подсобных рабочих, опять-таки отдельная мечеть и баня.

Чтобы не запутаться в  этих бесчисленных комнатах, посетителям  предлагают осмотреть самое интересное, а именно: одну из самых редких в  мире коллекцию фарфора и кухню, в которой готовили десерт. В кухне интересно взглянуть на огромные казаны, древние кухонные приборы и утварь.

Что же касается коллекции  фарфора, то она заслуживает самого пристального внимания, 12 тысяч редчайших  экспонатов расположены в экспозиции в хронологическом порядке. Открывают экспозицию фарфоровые предметы китайских мастеров 7-9 столетий, принадлежащие династии Танг, далее можно увидеть экспонаты 10-12 столетий, так называемый фарфор Селадон, отличающийся зеленоватым цветом.

Завершают экспозицию предметы европейских мастеров, среди которых знаменитый белый фарфор 16 века, аналогов которого не сыщешь по всей Европе. Здесь же можно полюбоваться менее ценными, но зато такими изящными экспонатами 18 и 19 века, привезенными в Топкапы из Варшавы, Берлина и многих других европейских столиц. Отдельной экспозицией представлены изделия из стекла, редчайшие экспонаты изготовлены мастерами Стамбула и Венеции. Есть в дворцовой кухне и экспозиция серебряных изделий, большая часть которых не была привезена из других городов и стран, а изготавливалась придворными ювелирами Топкапы.

Есть среди сооружений дворца-музея Топкапы здание, безусловно, заслуживающее внимания посетителей. В этом здании, расположенном неподалеку от гарема, заседал диван. Да, да, именно – диван. Такое название в Османской империи было дано государственному совету при султане, который возглавлял великий визирь. Что-то типа современного европейского Кабинета министров.

До султана Мехмеда  Второго, обычно в заседаниях дивана принимали участие все султаны, нередко вмешиваясь во все дела, а основатель Топкапы ввел новое правило – заседание правительства проходило без него. На самом же деле в зале заседаний была устроена хитроумная ниша в стене, в которой подслушивал все беседы дивана султан Мехмед, скрытый золоченой решеткой. Так он мог узнавать настоящее мнение того или иного члена совета, в то время как в присутствии султана многие предпочитали помалкивать.

Для приема иностранных  послов и гостей в султанском дворце Топкапы был устроен специальный  павильон в третьем дворе. Павильон со всех сторон окружают журчащие фонтаны, с устройством, регулирующим напор воды.

Если османский повелитель не желал, чтобы снаружи кто-нибудь мог подслушать, о чем он шепчется, к примеру, с венецианским посланником, то просто поворачивал ручку и шум воды в фонтане увеличивался. Хотя, поговаривают, что знаменитая украинка Роксолана, главная жена Сулеймана Великолепного, могла подслушивать разговоры, невзирая на любые ухищрения. 
В праздники султан являлся народу, усаживаясь на золотой трон, специально для такого случая выставлявшийся перед Блаженными воротами. Возле трона развивались знамена двух цветов: зеленого – цвета ислама и красного – цвета Османов. Обитатели Топкапы (министры, янычары и прочие приближенные) выстраивались в очередь, чтобы подойти к трону и поцеловать султану руку. Сидящий султан вставал для приветствия только когда к нему приближался главный судья – кади. Дело в том, что в Османской империи, живущей по исламским законам, всегда шариатские правоведы всегда пользовались самым большим уважением. Как и подобает любому празднику, праздник в Топкапы заканчивался пиром, недаром же во дворце трудились сотни поваров. Впрочем, если кто-то желал вкусить духовной пищи, то к его услугам была библиотека, которую построил в 1718 году султан Ахмед Третий. Этот султан вошел в историю как искусный каллиграф и страстный любитель чтения. В наши дни в библиотеке устроена экспозиция, представляющая посетителям разнообразную одежду султанов.

Наверняка будет интересно  посетить и сокровищницу султанов Османской империи, экспозиции которой расположены в четырех полутемных залах. Душный и слегка влажный воздух в этом помещении можно объяснить тем фактом, что когда-то здесь располагались личные турецкие бани султана и его приближенных. Чем вызван такой странный выбор помещения ответить сложно, да и не нужно, наверное, задаваться такими вопросами, когда перед глазами предстают настоящие восточные сокровища: золото, алмазы, аметисты, сапфиры, яшма, рубины и конечно изумруды, зеленый цвет которых соответствует цвету ислама. В сокровищнице Топкапы хранится самый большой в мире изумруд, можно также полюбоваться «Алмазом ложечника» - бриллиантом в 86 карат.

Легенда гласит, что ремесленник, занимавшийся изготовлением ложек, нашел алмаз в куче мусора и, решив, что это простая стекляшка, продал драгоценный камень за совсем смешную цену. В экспозиции можно увидеть два подсвечника, выполненные с царским размахом – из 48 килограмм чистого золота, украшенные 6666 бриллиантами (число аятов в Коране).

Большая часть экспонатов, расположенных в экспозиции, являются дарами. Причем здесь не только подарки, которые были преподнесены султанам, а также подарки, которые сами султаны отправляли в Мекку. Район Хиджаз на западе Аравийского полуострова, в котором расположен святой для ислама город Мекка, почти тысячелетие принадлежал Османской империи. Понятно, что султаны не могли, да и часто не хотели, совершать святое паломничество в Мекку – хадж, посылая взамен себя ценные дары, вроде тех подсвечников, что были упомянуты выше. Когда разразилась Первая мировая война, множество султанских подарков и часть мусульманских реликвий были вывезены в Стамбул командующим турецкой армии Фахреддин-пашой. После распада Османской империи вывезенные сокровища и реликвии остались в Стамбуле и теперь выставлены в экспозиции дворца-музея Топкапы.

Что касается подарков, которые  когда-то получали султаны от иностранных  гостей, то география их очень обширна, есть подарки из Индии, России, Китая, Великобритании, Египта, Франции. В  привычках османских султанов было дружить со всем миром, а с кем дружить не получалось – с тем вели войну. Например, Сулейман Великолепный за полувековой период правления успел повоевать с Сербией, Венгрией, Португалией, Испанией, Австрией, Венецией, Эфиопией, Индией, Арменией. Им также были покорены исламские княжества на юге Персидского залива, а военные походы простирались до Вены. Из всех стран в сокровищницу прибывали трофеи, часто в виде драгоценных камней, которыми придворные ювелиры щедро украшали все, что только могли: шкатулки, кувшины, доспехи, скипетры, кубки, мечи, кольчуги, кинжалы и, естественно, символы султанского могущества – троны.

Еще один экспозиционный отдел, который привлекает множество  посетителей в дворец-музей Топкапы  – это реликварий. Больше всего реликвий и святынь, представленных здесь, конечно, имеют отношение к исламу. Святые для мусулман экспонаты представлены плащом пророка, к которому султаны припадали губами во время религиозных праздников, прядью волос из бороды Мухаммеда, отпечатком его ноги и мечами, принадлежавшими его сподвижникам. Особенная атмосфера поддерживается в реликварии сменяющими друг друга, специально обученными чтецами, которые нараспев читают Коран.

Посетители, исповедующие христианство или иудаизм также  найдут здесь для себя многозначащие святыни: мощи Иоанна Крестителя, жаровня Авраама, меч, принадлежащий царю Давиду, посох Моисея. О последнем экскурсоводы говорят, что это тот самый посох, с которым Моисей перешел расступившиеся воды Красного моря.

Завершается экскурсия по дворцу-музею Топкапы просмотром здания Багдадского дворца, в стройматериалах которого присутствуют редкие и дорогие материалы. И в заключение посетителям предстоит пройти по красивейшей лестничной площадке из тюльпанов, которая известна под названием Терраса Хали.

 

Галатский мост. Башня Галата.

Галатский мост - пешеходно-автомобильная  дуга через Золотой Рог. Главная  его изюминка – рыбаки. Если примерно в воображении разделить мост на три части, то рыбаки стоят плотной  шеренгой в первой и последней его третях, а середина моста пустая – потому что там ходят корабли. Они стоят круглосуточно, и в дождь, и в снег, и тем более в хорошую погоду. Клюёт – постоянно. То и дело взлетают удочки с серебристой тушкой на крючке. Сзади них стоят разные ёмкости, где в воде недовольно плещется разномастный улов. Если холодно, то тут же на мосту они разводят маленькие костерки в больших жестянках и греют над пламенем свои задубевшие от холода руки. Весь мусор после себя аккуратно и постоянно сгребают в кучки.

Галатский мост – двухуровневый. Чуть пониже, под рыбаками, машинами и пешеходами – тянутся рыбные ресторанчики, особенно хорошо их видно вечером, когда горит иллюминация.

Галатский мост соединяет  Старую часть города (Европа) с Новой  частью города (Азия). Район за Галатским мостом в Новой части назывался Пера, а сейчас – Бейоглу.

Рыбный рынок Каракёй (Karaköy). Находится сразу слева  от Галатского моста на набережной, в Новой части Стамбула. Он небольшой. Импровизированные полиэтиленовые палатки с освещением, усатые продавцы и тазы, подносы с различной рыбой.

Галатская башня - это  наследство от генуэзцев, которые жили общиной именно в этой части Нового Стамбула. Откуда генуэзцы в Стамбуле? Не забывайте, что борьба за византийский трон всегда была жесточайшей и непрекращающейся. Люди из Генуи помогли какому-то императору в борьбе против латинян-крестоносцев (т.е. католиков) и в результате им было разрешено поселиться здесь, на этом холме. Генуэзцы были главным торговым партнёром Византии. Здесь был целый город! – окруженный крепостными стенами и башнями. Сохранилась только одна. Её называли – Башня Христа (или Креста) – она была самая высокая. Шли годы, века, и вот уже башня перестала быть дозорной и боевой, а превратилась в обсерваторию, потом в пожарную каланчу, а сейчас она вожделенный туристический объект со смотровой площадкой наверху, рестораном с панорамным видом и танцами живота.

 

Мечеть Сулеймание.

Мечеть была построена  зодчим Синаном, по приказу 10- го османского падишаха Султана Сулеймана Законодателя. Строительство мечети, начатое в 1550 г., было завершено в 1557 году. В период царствования Султана Сулеймана Законодателя, османская империя переживает свой расцвет и достигает того апогея, которого достигла византийская империя в годы Юстиниана. Султан Сулейман Законодатель лишь к 30-летию своего восшествия на престол решил воздвигнуть мечеть своего имени, одну из выдающихся мечетей Стамбула. Зодчий мечети Синан вошёл в историю как "зодчий, которому не нужна архитектурная планировка".

Информация о работе История города Стамбула и его архитектурного облика