История города Стамбула и его архитектурного облика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

«Страна Слепых» — так назвал азиатский берег мегарский вождь Визант, ибо только слепые, по его мнению, не могли оценить всех преимуществ европейской части побережья Босфора. Здесь же, в 667 году до нашей эры, в местечке Калхедон, что на противоположном берегу от современного Кадыкёя, он и основал колонию Византии. Город быстро превратился в важный торговый центр и через сто лет был завоеван персами. После освобождения города от персов, Спарта и Афины предпринимали периодические набеги на Византий, носивший стратегический характер в черноморской торговле древних греков. В период гражданской войны в Древней Греции, город был осажден македонским царем Филиппом II. Осада длилась три года, однако, Византий так и не пал.

Файлы: 1 файл

история города.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Выдающийся и плодовитый архитектор, который жил и творил в 1490- 1588 гг., и был на посту главного придворного зодчего у пяти османских падишахов, за 50 летнюю творческую жизнь, Синан построил около 400 архитектурных памятников. Синан, не мусульманин. Из Кайсери, в Стамбул попал 22 летним юношей, для службы в янычарном корпусе. После 19-летней янычарской службы, в нём обнаружились блестящие способности в архитектуре. По проектам Синана, в чьём творчестве много схожих черт обнаруживают с Микеланджело, в Мекке была построена медресе, в Будапеште мечеть и ряд других сооружений. Существует предание, что строительство мечети и комплекса продолжалось на протяжении семи лет. А в первые три года, 6-7 метровый фундамент был заложен мастерами и их помощниками (около 3 000 человек). В день открытия мечети, Синану была оказана честь взять в руки золотой ключ от ворот. Здание мечети считается самым устойчивым к землетрясениям, ибо фундамент его переполненный водой по образцу водохранилищ, защищал здание. На открытии мечети, Синан провозгласил следующее: "Эта мечеть будет стоять вечность". Эти слова выдающегося зодчего доказывает история землетрясений 500-летней давности.

По планировке мечеть в значительной степени напоминает Айя-Софию. Ровно через 1 000 лет, Айя-София  служила архитектурной моделью  для мечети султана Сулеймана Законодателя. С точки зрения диаметра куполов Сулеймание намного отличается от Айя-Софии и занимает первое место в ряду Стамбульских мечетей.

Район города, в XVI столетии принадлежащий немусульманам, был  расположен на третьем из 7 холмов, на склоне с видом на Халич. Эту мечеть Синан называл "Моё детище" и построил в центре сада (200 мна 140 м). Перед фасадом мечети - двор, покрытый портиком, а внутри двора две тюрбе Султана Сулеймана Законодателя и его жены Хуррем. Вокруг сада, Синаном была сооружена медресе Сулеймание. Эта медресе (школа при мечети) напоминает самостоятельный городок, опоясавший архитектурный комплекс мечети.

Передний двор, расположенный  в западной части мечети имеет 3 входа. Двор опоясан 24 мраморными колоннами (10 колонн из белого, 12 из розового, 2 из порфира). Портик галереи украшают 28 куполов. Арабские письмена на керамических пано, текст которых взят из Корана, украшают окна мечети со стороны переднего двора мечети суры из Корана, главным образом имеют отношение к темам завоеваний. В центре переднего двора четырёхугольное мраморное строение напоминает Священную Каабу. На здании мечети имеются четыре минарета с 10 "шерефе" (балкончиками на минарете). Четыре минарета, построенные Синаном, указывают на четырех падишахов (после завоевания Султана Сулеймана Законодателя), а 10 балкончиков на минарете на 10 султанов оттоманской империи. Другое предание, об этих известных минаретах это полулегендарный рассказ о драгоценных камнях (изумруд, рубин, бриллиант), которые персидский шах Тахмасиб послал Султану Сулейману с откровенным намеком на то, что у него не хватает средств на завершение строительства, Султан был разгневан на шаха и повелел Синану поместить драгоценные камни в закладке одного из минаретов.

Во время намаза на каждого молящегося приходится площадь равная 1 кв. м., а во время богослужения, в мечети могут совершать религиозный обряд около 5 000 верующих. Мечеть Сулеймание, считается второй большой мечетью в Стамбуле, после мечети Ахмедийе. Центральный купол мечети, высота которого достигает 50 м., диаметр 26, 5м., поддерживаемый четырьмя широкими пилястрами с востока и запада имеет два купола полусферической формы. С северной и южной сторон имеются две большие аркады, поддерживаемые двумя колоннами из красного гранита. Одна из этих колонн привезена из Люблянского храма Зевса (Баалбек), вторая из Александрии, третья из Стамбульской мечети, расположенной в ближайшем районе от Сулеймание и наконец, последняя колонна - из окрестностей дворца Топкапы. Предполагается, что колонны символизируют четырех исламских халифов.

Лампады, оснащённые устройствами чёрного цвета и округлой формы, не только напоминают страусовое яйцо, но и являются таковыми. Всевозможные травы, специи и другие благовония, которые впитались в эти традиционные устройства для лампад явились причиной расположения многочисленного семейства пауков. Во дворе, позади мечети имеется кладбище, которое сегодня превратилось в музей могильных плит на открытом воздухе. Каждая из этих могильных плит отличается художественной самобытностью и демонстрирует редчайшее изящество отделки. На этом кладбище покоятся влиятельные лица и дворцовая знать.

В 1566 году, позади мечети, во дворе, в центре кладбищ, был захоронен  Султан Сулейман Законодатель. Внутри тюрбе, 8 гробниц, три из них принадлежат падишахам. Здесь похоронены и два других османских султана - Султан Ахмед 2-й и Султан Сулейман 2-й. Здесь же находится гробница дочери Султана Сулеймана Законодателя Михриман. Парные купола мечети, украшенные горным хрусталем, придают им видимость звёзд на небе. Предполагается, что во внутрь купола вделан священный камень из Каабы ("чёрный камень"). Стены мечети украшают изникскими керамическими плитами. Рядом с тюрбе султана Сулеймана Законодателя, имеется еще одна тюрбе, принадлежащая его жене, дочери русского священника, матери последующего падишаха Селима 2, принимающей самое близкое участие в государственных делах султанши Хуррем (настоящее имя Роксолана). Предание гласит, что Сулейман повелел умертвить своего сына Мустафу и любимого визиря Ибрагима. Стены тюрбе также украшают изникские фаянсовые плиты. Рядом с мавзолеем мечети, на северо-западе, появились гробница зодчего Синана. Эта скромная, но являющаяся шедевром архитектуры и резьбы по камню открыта к доступу лишь один раз в год, в день "Памяти Синана" (9 апреля). Скромная гробница зодчего, занявшая место в нижнем углу великолепного комплекса напоминает автограф Синана, который поставлен им под собственным шедевром.

В саду позади мечети - два  мавзолея: самого Сулеймана и его любимой жены Роксоланы. В первом стоит обратить внимание на роспись купола: именно такими яркими цветами - черным, винно-красным и золотым - были когда-то расписаны внутри стамбульские мечети (сейчас они все в каких-то голубовато-бурых бледных арабесках).

К югу от Сулеймание - улочка, забитая  туристическими автобусами: в лавках (построенных, кстати, одновременно с  мечетью) сейчас торгуют сувенирами, а во времена Сулеймана продавали  опиум. Перед двором мечети - большое  здание, покрытое куполами. В прошлом  это был караван-сарай, где приезжих купцов в течение трех дней кормили бесплатными обедами, а сейчас здесь разместился один из лучших ресторанов национальной кухни - Daruzziyafe. Не бесплатный, конечно, но и не чрезмерно дорогой.

Дворец Долмабахче.

Дворец расположен в районе Бешикташ, между проспектами Борсфор и Длмабахче.

Четыреста лет назад на территории дворца распологалась деревня. В османский период территория дворца служила заливом и портом для морского флота Османской империи.

Дворец Долмабахче имеет прямоугольную  форму с симметричным планом расположения помещений. Внутри дворца в общей  сложноти 285 комнат, 46 залов, 6 бань и 68 туалетов. Дворец имеет 9 входов, два из которых  являются парадными, а семь других дополнительными. Дворец состоит из трех основных частей (резиденция султана, церемониальный зал, гарем), а также различных дополнительных пристроек, обеспечивающих жизнедеятельность жителей дворца.

Церемониальный зал расположен между гаремом и резидинцией  султана. Размер зала 25x37. Снаружи зал имеет двухэтажный вид, изнутри является целостным пространством. Посреди зала выстлан самый большой и не имеющий аналогов цельно-вязанный ковер. Росписи купола церемониального зала, держащегося на пятидесяти шести колоннах словно являются символом того величия, которым обладала Османская империя. Для стен зала использованы пастельные цвета, а для потолка яркие и выразительные. В центре зала висит гигантская хрустальная люстра, вес которой равен почти 5,5 тоннам. Гарем имеет L-образную форму и состоит из центарльных больших помещений и различных жилых изолированных комнат. Между зонами общего пользования и жилыми комнатами находятся обслуживающие помещения.

Резиденция султана состоит  из двух больших залов – голубого и розового, названных в соответствии в цветом декорации. Эти залы отделаны в стиле барокко и рококо. На стенах висят панорамные картины. Розовый зал, в отличии он других залов является изолированным.

Во дворце Домабахче имеются следующие музейные помещения: зал для приемов матери султана, голубой зал, спальня матери султана, рабочий кабинет Ататюрка, посадочный зал, класс для обучения принцев, комната султана Абдулмеджида, где он провел свои последние дни. В этой части дворца выставляются искусно сделанные из хрусталя и фарфора чайные и кофейные сервисы, различные чаши, подносы, комплекты для выпивки, стаканы, кружки, а также символы династия султанов и другие ценные вещи.

В декорации дворца внимание привлекает использование множества фарфоровых ваз. Часть из них привезена из Восточной Азии, а часть сделана и в Европе, известными европейскими марками. Кроме этого в дворце имеется 158 изящных часов, приведенных в Европе и Стамбуле.

Музеи.

Музей Турецко-Исламского искусства. (Дворец Ибрагима Паши)

Здание было построено в 1550-1557 годах вместе с мечетью Сулеймание и сначала использовалось в качестве столовой для учеников и учителей при медресе. В середине XIX, века когда в Турции начали создавать музеи, было решено собрать воедино исламские и османские произведения искусства. В те годы, в различных фондах империи находилось множество произведений искусства, представляющих музейный интерес. Была создана коммисия, возглавляемая Министром культуры того времени Хайри Эфенди, которая серьезно занялась этим вопросом. В результате проведенной комиссией работ, были собраны различные рукописи, а также ценнейщие произведения из камня, керамики и работы по дереву и металлу, которые составили основной фонд музея турецко-исламского искусства.

После упраздниния монархии и провозглашения Республики, в Турции стали придавать большое значение музейному делу. Музей был передан в ведение Министерства образования. Сначала музей был частью музея Топкапы. Затем в 1994 году было решено создать отдельный специализированный музе турецко-исламского искусства. После реставрации дворца Ибрагима Паши, было принято решение о переносе музея в этот дворец.

Дворец Ибрагима Паши является образцом османской архитектуры XVI века. Точная дата строительства дворца неизвестна. Известно лишь, что в 1520 году, дворец было подарен султаном Сулейманом Ибрагиму Паша, который на протяжении тридцати лет был визирем Османской Империи. Дворец отличается тем, что построен из обтесанного камня, что было необычным для османского гражданского строительства того времени.

Самым ценным и крупнейшим достоянием коллекции являются знамениты турецкие ковры ручной работы. Быт и культура, колорит и самобытность древней Анатолии занимаю особое место в этой коллекции, демонстрируя высшее качество экспонатов.

Музей мозаик большого дворца.

Уникальные мозаики были найдены совершенно случайно в 1933 году, после чего были проведены раскопки и исследования, а в 1953 году открыт музей мозаик. Согласно исследованиям ученых мозаики были сделаны между 450-550 годами, для украшения перистиля были собраны лучшие мастера со всей империи, и это не удивительно, ведь объем работы поражает. По мнению ученых 250 м2 мозаик, дошедших до наших дней составляют лишь 1/7 или 1/8 от общей площади, покрываемой мозаиками, количество элементов используемых в работе достигало 75-80 миллионов. Таким образом, для получения одного квадратного метра мозаики древние мастера использовали около 40 тыс. элементов. К сожалению, мозаики не дошли до нас в первозданном виде, и мы можем видеть в музеи мозаик лишь фрагменты монументальной работы и представлять насколько прекрасной была общая картина.

Археологические музеи Стамбула.

Музеи расположены на улице Осман  Хамди Бея, ведущей к дворцу Топкапы  от входа в парк Гюлхане. Комплекс состоит из двух музеев – музея  Древнего Востока и Изразцового музея и обладает крупнейшей в мире коллекцией памятников античной эпохи, а также образцами материальной культуры более раннего периода.

Первый археологический музей  был открыт в бывшей церкви Св. Ирины  на территории дворца Топкапы. Здесь  выставлялась коллекция древнего оружия и древнего искусства. Всем губернаторам Османской империи было поручено собрать имеющиеся древние произведения искусства и доставить в Стамбул. Также была проведена работа по предотвращению вывоза древних произведений искусства иностранными лицами, которые вели раскопки на территории Турции. Тем не менее полностью предотвратить вывоз экспонатов за границу не удалось

После смерти в 1881 году первого директора  музея Детира, новым директором был  назначен сын визиры Эхтема Паши художник Осман Хамди Бей. Эти музеи, многим обязаны своим существование Осману Хамди Бею, который боролься за принятие закона об охране памятников материальной культуры, призванный искоренить из вывоз за пределы Турции.

Коллекция росла и получив разрешение дворца Осман Хамди Бей, строит еще одно здание, напротив Изразцового павильона. Новый музей, именуемый в те времена Латинским или Античным музеем, был официально открыт 13 июня 1891 года. В дальнейшем было построено еще одно здание, где в настоящее время выставляются гробницы Сайда.

Коллекция музея состоит из различных  памытников, произведений искусства, доставленных из всех концов Османской Империи, границы  которой простирались от Балкан до Африки, от Анатолии до Месопотамии, от Аравийского полуострова да Афганистана.

Во время провозглашения республики археологическим музеям Стмабула исполнилось более ста лет, выставочные павильоны устарели, количество экспонатов увеличилось. Поэтому было решено отреставрировать старые здания и увеличить музей черытех этажной пристройкой, выходящей во двор дворца Топкапы. Затем была проведена повторная реставрация в 1988-1991. повторное открытии музея состоялось 13 июня 1991 года.

Экспонаты выставляются в трех отдельных  павильонах – археологический музей, музей древнего востока, музей турецкой керамики (Изразцовый павильон).

В залах, находится колеекция саркофагов, найденных в Сидоне и представляющих различные архитектурные стили. Самый знаменитый среди экспонатов – саркофаг Александра Македонского. Здесь также представлены различные  памятники римского периода, часть плит мавзолея Галикарнаса, элементы памятника Зевса в Бергаме, скульптуры найденные в Афродиасе, Эфесе и Милете.

Информация о работе История города Стамбула и его архитектурного облика