История города Верхотурье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 08:06, реферат

Описание работы

Верхотурье – самый старый город Зауралья. Он возник в 1598 году на высоком скалистом левом берегу реки Туры, у Государевой дороги – дороги в Сибирь.
Город выполнял охранные и таможенные задачи. На протяжении 200 лет он являлся административно-политическим, хозяйственным, культурным центром. Не раз пожары стирали с лица земли Верхотурье. После пожара 1700 года Петр I приказал возводить дома из камня и кирпича. Так в Верхотурье появились первые каменные здания. Помогало Верхотурье строиться и остальной Сибири, поставляло камень, известь, мастеров.

Содержание работы

Введение. 2
Исторические предпосылки возникновения города. 5
Формирование исторического центра. Образование первого населения. Образование первых земледельческих поселений, освоение территорий и жилья. 8
Административно-политическое устройство города. Экономическое устройство города до начала XIX века. 13
Роль экономического фактора в преобразовании города. Торговые постройки. 18
Принципы архитектурно-планировочной организации исторического ядра. Стилевая направленность архитектуры. Основные сооружения. 36
Верхотурский кремль 36
Николаевский монастырь 43
Покровский монастырь 49
Анализ эволюции планировочной структуры города. 52
Ландшафт. Формирование пространственно-планировочной структуры города. Транспортная инфраструктура. 56
Заключение. 64
Список литературы. 68

Файлы: 1 файл

реферат кетова.docx

— 3.43 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение. 2

Исторические предпосылки возникновения города. 5

Формирование исторического центра. Образование первого населения. Образование первых земледельческих поселений, освоение территорий и жилья. 8

Административно-политическое устройство города. Экономическое устройство города до начала XIX века. 13

Роль экономического фактора в преобразовании города. Торговые постройки. 18

Принципы архитектурно-планировочной организации исторического ядра. Стилевая направленность архитектуры. Основные сооружения. 36

Верхотурский кремль 36

Николаевский монастырь 43

Покровский монастырь 49

Анализ эволюции планировочной структуры города. 52

Ландшафт. Формирование пространственно-планировочной структуры города. Транспортная инфраструктура. 56

Заключение. 64

Список литературы. 68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Верхотурье – самый  старый город Зауралья. Он возник в 1598 году на высоком скалистом левом  берегу реки Туры, у Государевой  дороги – дороги в Сибирь.

Город выполнял охранные и  таможенные задачи. На протяжении 200 лет  он являлся административно-политическим, хозяйственным, культурным центром. Не раз пожары стирали с лица земли  Верхотурье. После пожара 1700 года Петр I приказал возводить дома из камня и кирпича. Так в Верхотурье появились первые каменные здания. Помогало Верхотурье строиться и остальной Сибири, поставляло камень, известь, мастеров.

До 1627 года, город управлялся одновременно двумя воеводами —  первыми были как раз Головин  и Воейков. В 1604 году в Верхотурье был основан первый в Сибири Николаевский монастырь. В 1704 году в удаленной деревне Меркушино из-под земли вышел гроб некоего Симеона, который, был причислен к лику святых (Симеон Верхотурский), написано его житие, а мощи были перенесены в Николаевский монастырь, что создало поток паломников.

При учреждении губерний —  уездный город в Тобольской губерни. Это был самый большой уезд в России — он включал практически всю населенную русскими к тому времени часть Урала, от Печоры на севере до Уфы на юге, от Вишеры и Чусовой на западе до притоков Иртыша на востоке. С 1783 — город был передан в Пермское наместничество. Оборонительное значение города постепенно теряется, зато растет значение торговое. Один из видов деятельности — вербовка рабочих на уральские горные заводы.

В XIX веке пути сообщения  с Сибирью смещаются далеко на юг, и Верхотурье теряет и торговое значение, но все еще остается центром  крупнейшего на Урале уезда и  одним из основных центров паломничества  в России. В 1904 году в нескольких километрах от города прошла железная дорога. В 1913 году: в Николаевском монастыре к 300-летию дома Романовых открыли огромный восьмиглавый Крестовоздвиженский собор, а на торжественное открытие пригласили Николая Второго.

Крестовоздвиженский собор, построенный в русско-византийском стиле, является третьим по объёму храмом России, он уступает только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.

На открытие Государь приехать не смог, зато приехала сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Федоровна, расстрелянная, через пять лет в  Алапаевске и причисленная в 1990-е  годы к лику святых. Так город  оказался связанным с еще одной  святой и стал одним из основных паломнических центров в России. После революции 1917 года большевики преступным образом взяли город, занимаясь грабежами, убийствами, оставшихся значимых граждан города Верхотурье взяли в заложники, национализировав имущество уже в 1918 году. Перед  тем как оставить город большевики расстреляли заложников, последнее  убийство произошло 29 сентября 1918 года, о чем свидетельствуют документы. С октября 1918 года Верхотурье находилось под контролем армии Колчака. В 1926 году Верхотурье потеряло статус города, который ему вернули только в 1947 году, в связи с 350-летием со дня  основания.

В 1951г. в Верхотурье вводится в эксплуатацию построенная на реке Тура ГЭС, строительство которой  началось в период Великой отечественной  войны и велось главным образом  силами заключённых и военнопленных.

В 1959 году Троицкий Собор  города включают в  число наиболее выдающихся архитектурных памятников мира.

Начало возрождения Верхотурья, как духовной столицы Урала, было положено в 1988 году по инициативе Администрации  Верхотурского района. Инициатива получила поддержку Губернатора Свердловской области Росселя Э.Э. В ходе реализации программы возрождения исторического  наследия Верхотурья была проделана  огромная работа: воспроизведен исторический силуэт города, восстановлен Свято-Николаевский и Покровский монастыри, Свято-Троицкий Кремль. В Крестовоздвиженском соборе появился уникальный иконостас. Восстановлен прекраснейший церковный комплекс в селе Меркушино. Осуществлен ряд мероприятий по музеефикации исторической среды города, создан Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, заложены основы туристического комплекса, построен ряд объектов социального назначения и коммунального хозяйства Город восстанавливается как исторический и духовный центр общероссийского значения. Но, много мероприятий осталось не выполненными по таким направлениям как строительство жилья, устройство сетей водоснабжения, строительство зданий администрации и дома-интерната для престарелых.

В 2010 году Патриарх Кирилл обратился  к Дмитрию Медведеву с просьбой создать туристско-рекреационную  зону религиозной направленности на Урале. В письме к президенту Патриарх называет город «выдающимся центром  Православия на Урале», а также  отмечает, что история Верхотурья может послужить «назиданию подрастающего  поколения». Патриарх попросил президента рассмотреть вопрос восстановления монастырского комплекса в городе Верхотурье и «создания на его  основе паломнической и туристско-рекреационной  зоны».

Правительство Свердловской области поддержало Святейшего Патриарха, по поручению губернатора Свердловской области А. С. Мишарина была разработана и запущена к реализации областная целевая программа «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала». В рамках программы будут осуществляться работы по трем основным направлениям: создание объектов туристского показа на базе историко-культурного и духовного наследия православной столицы Урала —города Верхотурье и православных святынь в селе Меркушино, создание эффективного туристского продукта и развитие инфраструктуры туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала», а также социально-экономическое развитие соответствующих муниципалитетов.

Исторические предпосылки  возникновения города.

 

С реки Камы за Урал вело несколько  путей. Помимо караванной дороги в Бухару через "Булгары" Камою на Уфу и далее степью на верховья Исети, в Сибирь можно было попасть по Чусовой и Сылве через "Тюменский волок". Но эти пути, с глубокой древности связывавшие Европу и Азию, вплоть до второй половины XVI века были для русских закрыты. Сначала этому препятствовало Булгарское царство, затем Золотая Орда, а после ее распада - Казанское ханство. И лишь со взятием Казани в 1552 г. ситуация изменилась, да и то не сразу, ибо еще в XV столетии речной выход в Прикамье облюбовали для своих набегов сначала тюменские, а позднее ногайские и сибирские татары.

Хорошо была известна жителям  Приуралья еще одна старая сибирская дорога: "от Соли Камской мимо Чердынь водяным путем Вишерою вверх, да через Камень в Лозьву реку, да Лозьвою вниз в Тавду реку, да Тавдою рекою вниз до Тобола реки".

Проложенная ермаковыми казаками дорога за "Камень" через "Тагильский волок" просуществовала до конца XVI столетия. В 1584 г. по ней шел в Сибирь отряд князя Семена Болховского, а в 1585 - Ивана Мансурова, в 1586 - Василия Сукина и Ивана Мясного, в 1587 - Данилы Чулкова. В результате этого на устье Иртыша появился Обской (Мансуровский) городок, на Туре - Тюмень, а при впадении Тобола в Иртыш - Тобольск.

Около 1588 г. служилым людям  из Тобольска удалось привести к  покорности Пелым и Большую Конду. Путь по Лозьве и Тавде стал теперь свободным. Поэтому Тагильскому воеводе Ордину-Нащкину приказано было перебратья на другое место. За горным перевалом, начинавшимся с верховьев Вишеры, на мысу при впадении реки Ивдель в Лозьву, он приступил к строительству Лозьвинского городка, ставшего не только центром нового обширного уезда, но и главной перевалочной базой на пути в Сибирь. Потерявший свое значение Верхтагильский городок был покинут, а его гарнизон перевели на Лозьву.

Но путь по Вишере и Лозьве был длинным и тяжелым. Памятуя о зимнем переходе чердынского воеводы Никифора Траханиотова через верховья Туры на Тобол, Иртыш и Обь, в результате которого был построен Бордов, московское правительство издало в 1595 г. указ, по которому желающим предлагалось "проведывать" прямую дорогу в эти места. Удача улыбнулась крестьянину деревни Верхняя Усолка Соликамского уезда Артемию Сафоновичу Бабинову, проложившему новую сухопутную дорогу от Соликамска на верховья Туры.

Еще австрийский посол  Сигизмунд Герберштейн, дважды - в 1517 и 1526 гг. побывавший в России, писал в своих "Записках о московитских делах", что за горной цепью, разделяющей Европу и Азию, "находятся две крепости - Ером и Тюмень, которыми управляют властелины князья югорские, платящие (как говорят) дань великому князю московскому".

"Крепость Ером" - это, несомненно, "Неромкар", старинное вогульское городище, расположенное в верховьях Туры. Его название можно превести как "Каменный город" ("нером" по-мансийски означает "камень", "кар" по коми-пермяцки - "город" или "крепость").

В 1597 г. сюда для его осмотра  прибыл по заданию правительства  чердынский воевода Сарыч Шестаков. В начале октября того же г. он послал в Москву "городовому и острожному делу роспись городищу Неромкуру", к тому времени уже заброшенному (в начале XVII века вогульский юрт "Неромкары" кочевал довольно далеко от этих мест). В росписи сообщалось, что для строительства нового города здесь есть все условия, "потому что то место добре крепко, никоторыми делы влести не мошно.

Осенью 1597 г., но еще до получения  шестаковской "росписи", из Москвы в Сибирь были посланы Василий Петрович Головин и Иван Васильевич Воейков. В соответствии с царским наказом им повелевалось быть на государевой службе "на новой на сибирской на Верхотурской дороге - на старом на чюцком городище на Неромкуре поставити город". Вслед за этим стрельцов для лозьвинского гарнизона велено было "полати на Верхотурье для городового дела и для их строенья, потому что лозвинским людем тамо быти".

В Москве настолько были уверены в неукоснительном выполнении распоряжений, что другая грамота  от того же 15 декабря 1597 г. адресовалась уже непосредственно на Верхотурье. В ней речь шла о посылке  В Сибирь хлебных запасов, собранных  с Перми, Вятки, Выми, Соли Вычегодской и Устюга Великого и предназначенных для раздачи служилым людям и "ямским охотникам" сибирских городов. Вместе с людьми, сопровождавшими груз за Урал, на Верхотурье направлялись 50 плотников, которые должны были построить суда для перевозки запасов и амбары для их хранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование исторического  центра. Образование первого населения. Образование первых земледельческих поселений, освоение территорий и жилья.

 

Помимо пермичей и лозьвинских служилых людей, к строительным работам были также привлечены пленные татары, присланные из Казани.

Возведенный на левом берегу Туры между речками Свиягой и Дернейкой, город Верхотурье с трех сторон был обнесен деревянными стенами, с четвертой, выходящей к скалистому обрыву над рекой, были поставлены, согласно рекомендациям Сарыча Шестакова, избы в ряд, а по углам были срублены сторожевые башни. Следом к городу был пристроен еще и острог.

В 1599 г. внутри города была воздвигнута  холодная Троицкая церковь (для службы в ней использовались иконы, утварь и книги, привезенные с Лозьвы). Кроме того, здесь стояли дворы воевод и священника, съезжая изба, уездная канцелярия, а также жилые постройки служилых людей. В первые гг. верхотурский гарнизон, помимо нескольких детей боярских, состоял из 46 лозьвинских стрельцов и казаков. В начале сентября 1598 г. их атаманом был назначен переведенный из Тобольска Пинай Степанов, начавший свою службу в Сибири еще в составе дружины Ермака. Большая часть гарнизона постоянно находилась в посылках и разъездах. "А в городе и остроге на караулех и по сторожам, - жаловались по этому поводу в 1607 г. верхотурские воеводы, - оставаетца стрельцов по десяти человек и меньши, а служивых людей мало...".

Опасность для Верхотурья действительно существовала: еще  продолжали активные боевые действия против русских сыновья Кучума, да и местное ясачное население не отличалось миролюбием. Так, соляной промысел, заведенный верхотурцами еще в 1600 г. на речке Негле, неоднократно пытались уничтожить сосьвинские вогулы. А весной 1604 г. лялинские и тагильские вогулы склоняли сосьвинских к совместному выступлению. В их планы входило "русских людей побить и к Верхотурью под город с войною приходить, и город сжечь, и по дорогам и на пашнях русских людей побивать было".

Первые воеводы, В.Головин и И.Воейков, управляли Верхотурьем до весны 1599 г. Особой дружбы между ними, похоже, не было. Об этом, в частности, свидетельствует извет Василия Петровича на своего товарища в том, что когда через Верхотурье везли попавших в плен сибирских цариц и царевичей, то Иван Воейков, назначенный в тот период первым воеводой (очевидно, именно это и подтолкнуло обиженного Головина на донос), не устроил им предписанной встречи, после чего царевичи сидели у него на подворье "до полуночи, а играл де Иван с ними зернью", то есть в кости. И вообще, по словам Головина, Воейков ведет себя неподобающими образом: ездит за город "с собаками", ночует вне города, "пьет безпрестанно", в съезжую избу не ходит, служилым людям "чинит тесноту великую..., велит им на себя солоды ростить и пива варить", берет у них подводы для своих нужд, позволяет торговым людям проезжать мимо Верхотурья без уплаты таможенных пошлин, раздает без царского указа "государев запас" плотникам и т.д.

Информация о работе История города Верхотурье