История города Верхотурье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 08:06, реферат

Описание работы

Верхотурье – самый старый город Зауралья. Он возник в 1598 году на высоком скалистом левом берегу реки Туры, у Государевой дороги – дороги в Сибирь.
Город выполнял охранные и таможенные задачи. На протяжении 200 лет он являлся административно-политическим, хозяйственным, культурным центром. Не раз пожары стирали с лица земли Верхотурье. После пожара 1700 года Петр I приказал возводить дома из камня и кирпича. Так в Верхотурье появились первые каменные здания. Помогало Верхотурье строиться и остальной Сибири, поставляло камень, известь, мастеров.

Содержание работы

Введение. 2
Исторические предпосылки возникновения города. 5
Формирование исторического центра. Образование первого населения. Образование первых земледельческих поселений, освоение территорий и жилья. 8
Административно-политическое устройство города. Экономическое устройство города до начала XIX века. 13
Роль экономического фактора в преобразовании города. Торговые постройки. 18
Принципы архитектурно-планировочной организации исторического ядра. Стилевая направленность архитектуры. Основные сооружения. 36
Верхотурский кремль 36
Николаевский монастырь 43
Покровский монастырь 49
Анализ эволюции планировочной структуры города. 52
Ландшафт. Формирование пространственно-планировочной структуры города. Транспортная инфраструктура. 56
Заключение. 64
Список литературы. 68

Файлы: 1 файл

реферат кетова.docx

— 3.43 Мб (Скачать файл)

Поэтому, несмотря на внешние  признаки экономической захолустности, роль города как административного  и отчасти культурного центра была достаточно заметной. В Верхотурье размещалась контора земского начальника, находились уездная земская управа, управление воинского начальника почтово-телеграфная контора и др. учреждения.

Внешне облик города вряд ли чем-то отличался от других небольших уральских городов (если, естественно, отвлечься от природных красот этих мест и внушительного облика знаменитого не только в пределах Урала Николаевского мужского монастыря).

В жизни горожан сохранялось  много черт традиционного уральского быта. Многие жители города имели небольшие  участки земли, где выращивали, главным  образом для собственных нужд, ряд сельскохозяйственных культур. В конце лета и на протяжении осени  многие жители города уходили в лес  охотиться на пушного зверя: белку, соболя, лис, рысей, колонков, горностаев. Били также дичь: рябчиков, тетеревов  и глухарей. Занимались заготовкой кедровых орехов (их сбор начинался  в августе) клюквы, брусники, которыми были необычайно богаты здешние места.

Пожалуй, специфический колорит  местной жизни придавал огромный поток богомольцев (по оценкам современников, их численность в период до первой мировой войны составляла 90 - 120 тыс. человек за год). Обеспечение потребностей богомольцев в жилье и питании  приносило доходы не только монастырям. Значительная часть горожан "кормилась  от богомольцев". Почти постоянное присутствие в городе больших  групп верующих, иногда приходивших  из весьма далеких мест, вносило  в городскую жизнь заметное оживление  и своеобразие.

В 1904 году в 5 верстах от города прошла линия Богословской железной дороги. Возникла станция Верхотурье, вокруг которой быстро начал расти  поселок. Появление железной дороги совпало с началом переселенческих  процессов, проводившихся в рамках столыпинской аграрной реформы . В 1908 году в уезде было расселено 10 255 переселенцев. Основной переселенческий поток шел из белорусских губерний. Все это стимулировало развитие торговли. В 1906 - 1908 г. различного рода торговые ярмарки проходили в 42 пунктах езда, а общее число торговых заведений выросло по сравнению с 90-ми годами ХIХ века примерно в 4,5 раза. В самом Верхотурье даже образовалось кооперативное общество потребителей, продававшее различных товаров на 28 тыс. руб. в год.

Особо следует отметить, что уровень грамотности в  городе в конце ХIХ века (49%) был  намного выше, чем по всей России (21%). В начале ХХ века помимо 4-классного  городского мужского училища в Верхотурье работало 4-классное женское училище, затем преобразованное в женскую  гимназию, выпускницы которой, окончившие после 7 основных классов дополнительный 8-й педагогический класс, получали свидетельство, дававшее им право работать домашними наставницами и учительницами. Незадолго до первой мировой войны  всерьез обсуждался проект введения в уезде всеобщего начального образования.

Еще в 70-е годы ХIХ века в Верхотурье, благодаря активности и материальной помощи первого городского головы купца Ивана Александровича Мухлынина, принял своих читателей городская общественная библиотека. В 1915 году она была реорганизована в центральную земскую библиотеку. По инициативе сына Ивана Мухлынина, Алексея Ивановича, группа энтузиастов (земские статистики, учителя) активно собирала различные краеведческие материалы, которые затем легли в основу "Словаря Верхотурского уезда", подготовленного известным уральским географом И. Я. Кривощековым, работавшим в 1909 - 1910 годах в Верхотурье.

В начале ХХ века в городе торговали две книжные лавки, имелись аптека, три фотографии, встречается в источниках упоминание и о таком "экзотическом" зрелище, как временный цирк.

Само собой разумеется, что все эти культурные новшества  охватывали лишь часть населения  города. Увеселения подавляющего большинства, увы, носили иной характер. Приведем одно показательное сравнение: в 1909 году общие расходы земства на народное образование (во всем уезде) составили  245 тыс. руб., и в это же время только в Верхотурье за год было продано спиртных напитков почти на 120 тыс. руб.

Бытовавшее долгое время  в советской литературе представление  о дореволюционном Верхотурье как  об исключительно религиозном центре нуждается, видимо, в сильной корректировке. конечно, религиозное значение Верхотурья было чрезвычайно велико. Благодаря  мощам св. Симеона Верхотурского город, как уже отмечалось выше, каждый год привлекал массы богомольцев со всей страны. Играло свою роль и наличие двух крупных монастырей (с 1907 г. к Николаевскому мужскому добавился и вновь открытый Покровский женский). В 1905 -1913 годах в городе был воздвигнут грандиозный восьмиглавый Крестовоздвиженский собор, чрезвычайно украсивший облик города и усиливший его значение как религиозного центра. Освящение собора было приурочено к празднованию 300-летия Дома Романовых.

Верхотурье практически  не задели события первой русской  революции. Социально-экономический  характер города, преобладание в составе  его населения крестьянского  и мещанского сословий, значительное количество духовенства служили объективным препятствием для распространения революционных настроений. Правда, на территории уезда в этот период отмечались забастовки на ряде рудников и заводов, крестьянские волнения, в основном в виде самовольной порубки леса. Из полицейских донесений известно о распространении социал-демократических прокламаций, есть сведения даже о наличии местной группы РСДРП, ничем существенным себя, впрочем, не проявившей.

В целом мирный и размеренный характер жизни города несколько нарушило лишь лето 1914 года. Начавшаяся в июле 1914 года мобилизация части мужского населения уезда и города (мобилизованные из уезда в основном первоначально отправлялись в Верхотурье) сопровождалась в соответствии с правительственными распоряжениями закрытием казенных винных лавок. Именно на этой почве и вспыхнули в середине месяца беспорядки, вызвавшие некоторое оживление в городе. Их венцом явилась попытка толпы, в которой, естественно, были не только мобилизованные в армию, захватить винный склад.

Военные годы внесли определенные перемены в жизнь города и уезда. Сам по себе призыв в армию трудоспособных мужчин, включая часть учителей (категория, прежде освобождавшаяся от военной  службы), неизбежно отразился на хозяйственной и культурной жизни. Последняя если и не совсем заглохла, то, во всяком случае, заметно угасла. Показателем ухудшения хозяйственного положения стал быстрый рост цен, особенно на продовольствие. Уже в начале 1915 года по стоимости муки Верхотурье уступало только таким промышленным центрам Пермской губернии, как Пермь, Кушва и Соликамск. Годы революции и гражданской войны

Жизнь Верхотурья в период бурных событий 1917 - 1921 годов имела  определенное отличие от жизни других уральских городов, особенно тех, которые  относились к числу развитых промышленных центров.

Относительная социальная однородность городского населения, высокий удельный вес чиновничества, купечества, интеллигенции, духовенства тормозили внутреннее развитие конфликта. Он был внесен в  жизнь города преимущественно извне. На судьбу Верхотурья в этот период повлияли, с одной стороны, общие  перипетии борьбы за власть на Урале, с другой - то важное административное и отчасти стратегическое значение, которое придавали городу уральские  большевики.

После получения известия о взятии большевиками власти в Петрограде Б.В. Дидковский, командированный в Верхотурье Уралобкомом РСДРП(б) еще в мае 1917 г., возглавил верхотурский Совет и произвел как бы маленький большевистский переворот в Верхотурье, разоружив отряд местной милиции и разогнав местные земские учреждения. Опираясь на помощь своевременно вызванного из Надеждинска, Кушвы и Ляли подкрепления, возглавляемый Дидковским Совет стал в конце октября 1917 года полновластным хозяином в городе и приступил к распространению своей власти на весь уезд.

Однако прошедшие вскоре выборы в Учредительное собрание показали, что в целом в масштабах  уезда большевики не добились решающего  перелома в свою пользу. Хотя за них  было подано 38,8% голосов, но их обогнали эсеры, набравшие 41,2%. До начала работы Учредительного собрания ситуация в  городе и в уезде оставалась в  целом спокойной. Основная часть  населения была более озабочена  решением ежедневно обострявшихся  проблем с продовольствием и  топливом, чем вопросами политической борьбы.

Первая попытка организовать сопротивление новой власти оказалась  непосредственным следствием разгона  Учредительного собрания в Петрограде. 21 января 1918 года группа чиновников и  интеллигентов Верхотурья организовала стачечный комитет в защиту Учредительного собрания. По городу были расклеены  обращения комитета, призывавшие  всех служащих уезда к проведению забастовки в поддержку Учредительного собрания, бойкотированию власти местного Совета и возвращению ее незаконно  разогнанным земским учреждениям. Председателем стачечного комитета стал В. Я. Бахтеев, а его заместителем В. А. Ардашев.

Определенную пикантность  ситуации придавал тот факт, что  Виктор Александрович Ардашев, известный  в городе нотариус и сторонник  кадетской партии, был двоюродным братом В. И. Ленина (матери Ленина и  Ардашева были родными сестрами).

В ответ на это обращение  исполком верхотурского Совета объявил  город и уезд на военном положении, инициаторы создания стачечного комитета Бахтеев и Ардашев были арестованы и отправлены для проведения расследования в Екатеринбург. Как установлено из недавно опубликованных архивных документов, в Екатеринбурге, при конвоировании из следственной комиссии в тюрьму, Виктор Ардашев попытался бежать, и был застрелен одним из конвоиров.

Пламя гражданской войны  постепенно стало захватывать территорию уезда. Этому немало способствовала деятельность верхотурского Совета, уже весной 1918 года развернувшего  кампанию по национализации, объектами  которой зачастую становились даже мелкие торговые предприятия.

Летом 1918 г. в разных районах  уезда происходили ожесточенные столкновения, непосредственным поводом  для которых послужили деятельность продотрядов и начавшаяся насильственная мобилизация в красную Армию. Эти столкновения сопровождались многочисленными  жертвами все нараставшим взаимным ожесточением. В подавлении антибольшевистских выступлений в деревне уже  в это время активно использовался  интернациональный отряд, в котором  не последнюю роль играли добровольцы  из числа китайцев, оказавшихся в  России в годы первой мировой войны.

В связи с колчаковским наступлением осенью 1918 года на Пермь Верхотурье превратилось в важный стратегический пункт, взятие которого открывало белым обходной путь на Пермь, через Кизел и Соликамск. В начале сентября 1918 года Верхотурье было объявлено на военном, а затем и на осадном положении. В городе был создан красногвардейский отряд, однако военное превосходство оказалось на стороне частей Колчака. И 30 сентября 1918 года город перешел под контроль белых. Дальнейшую судьбу Верхотурья должен был определить исход боев за Пермь.

До начала лета 1919 года Верхотурский уезд находился под контролем  колчаковской администрации. Массовые репрессии против большевиков и сочувствующего им населения сопровождались попытками наладить пришедшее в сильный упадок хозяйство. Однако военные нужды влекли за собой неизбежные насильственные реквизиции, усугублявшие общий кризис и упадок.

Начавшееся летом 1919 года контрнаступление красной Армии  резко изменило ситуацию. После взятия дивизией Азина Екатеринбурга над  колчаковцами нависла угроза окружения, и они начали отходить из Верхотурского уезда. 19 июля 1919 года Верхотурье было занято регулярным полком красной Армии под командованием И. В. Боряева и партизанским отрядом А. Никитина.

30 июля в Верхотурье  приступил к работе Военно-революционный.  Его деятельность всецело определялась  потребностями продолжавшейся гражданской  войны. Население Верхотурья в  полной мере ощутило теперь  политику "военного коммунизма". На деревни была распространена  практика продразверстки, вновь  в государственную собственность  перешли все промышленные предприятия,  было закрыто большинство магазинов  и лавок, начавших действовать  при белых, затих базар, взрослое  население города и заводских  поселков было охвачено всеобщей  трудовой повинностью. Жителям  пришлось привыкать и к новым  названиям давно знакомых мест. В ноябре 1919 года ко второй  годовщине Октябрьского переворота  было проведено массовое переименование  улиц города. Улица Торговая стала  носить имя Маркса, Постникова - Ленина  и т.д. 

Особое место в действиях  вновь утвердившейся Советской  власти заняло массированное наступление  на церковь. Первым шагом в этом направлении  стало закрытие Николаевского мужского монастыря. Следующий удар был нанесен  по главной религиозной святыне  Верхотурья - мощам св. Симеона Верхотурского. 25 сентября 1920 года был вскрыт саркофаг и, как с радостью сообщила местная газета, все увидели на месте нетленных мощей "груду пожелтевших, покрытых плесенью, распавшихся костей". Верхотурье в 1921 году – конце 1940-х годов

Недолгий период нэпа (новой  экономической политики) ознаменовался  для Верхотурья переменами, сыгравшими в его судьбе роковую роль, - существенно изменился административный статус Верхотурья и территориальные размеры подчиненного ему района. Еще в конце 1923 года Верхотурский уезд вошел в состав новой Уральской области, одновременно уезды как административные единицы были ликвидированы и заменены районами, причем с гораздо меньшей территорией. А 5 апреля 1926 г. Верхотурье было лишено статуса города и переведено в разряд сельского районного центра.

Информация о работе История города Верхотурье