Традиции и новаторство современных керамических изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования состоит в следующем: с помощью, каких художественно-выразительных средств в современном керамическом изделии можно сохранить традиции?
Цель данной работы: выявить средства художественной выразительности керамики и определить их значение в современном гончарном промысле.
Объектом исследования являются средства художественной выразительности традиционной русской керамики.
Предметом исследования являются условия бытования традиции и новаторства в современном гончарном искусстве, как ветви керамики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Развитие искусства гончарной керамики в России.
1.1. Предпосылки возникновения традиционной керамики на Руси.
1.2. Традиции и новаторство керамических изделий в культуре России.
1.3. Традиционная керамика в русской культуре и в быту.
Глава II. Традиции и новаторство гончарных изделий, чайные церемонии Европы и Востока.
2.1. Актуальность темы чайных церемоний и традиционного гончарного промысла в современном искусстве керамики.
2.2. Традиции и новаторство современных керамических изделий, влияние на них западных культур (Европа, Восток)
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Список иллюстраций.

Файлы: 1 файл

курсовик традиции и новаторство керамических изделий.docx

— 63.74 Кб (Скачать файл)

 

Существование в системе  народных художественных промыслов  разных групп керамики, развивающихся  на традиционной основе, представляет большой аналитический интерес  для науки и дает материал для  современной практики. В протекавших  в советский период художественных процессах наблюдались принципиально  разные ведомственные подходы к  сохранению и развитию традиций: по-своему видели значимость материала, приоритетно  выделяли различные функции изделий, их место и роль в быту. Наблюдались  различные оценки долей традиционного, коллективного и авторского в таком искусстве. Все вместе представляло размежевание разных направлений в традиционной керамике, формирование их специфик и ценностных критериев. Такое положение поддерживалось политикой ведомств, к которым они относились, тем значением, которое придавалось им государственными программами. Это различие в подходах повышало значение каждого из них, но существовать они могли лишь в комплексе, так как каждый решал только свою часть общей масштабной задачи.

 

К 1980-м годам картина  бытования традиционной керамики стабилизировалась, укрепились ее группы (промысловая, народная, авторская, самодеятельная). Паритет  обозначенных направлений обещал яркое  многообразие и, наконец, окончательное  закрепление традиционной керамики в системах духовных и материальных потребностей общества. К этому моменту  получили завидную популярность выставки традиционного искусства, участниками  которых становились представители  разных направлений керамики. Нельзя не отметить сложение практики коллекционирования предметов народного искусства, в том числе гончарства и лепной глиняной игрушки.

2.2 Керамика занимает важное место в системе мирового декоративного искусства последней трети ХХ – начала XXI века. Этот период стал триумфом творческой личности и мастерства художников, он отмечен новаторством пластического и тектонического формообразования в керамике и экспериментами технического исполнения.

 

Начиная с середины истекшего  столетия, декоративная керамика получила широчайшее распространение во всех странах, постепенно определились основные тенденции и направления ее развития. Наметилось сложение национальных школ, утвердились основные центры творческой деятельности художников, выделились лидирующие фигуры и яркие индивидуальности художников-керамистов.

 

Мастера керамики постоянно  открывают богатейшие возможности  эстетической выразительности этого  материала, основанные на синтезе формы, цвета и пространства, осваивают  новые темы и аспекты реальности, расширяют символическое значение декоративной формы.

 

Особые свойства обожженной глины позволяют создавать значительные крупномасштабные работы, вступающие в контекст с архитектурой и дизайном, участвовать в оформлении ландшафтной  среды. Керамика является полем экспериментального творчества, в ней отражаются разные направления современного искусства, такие как поп-арт, гиперреализм, концептуализм, видео-арт, создание инсталляций и арт-объектов.

 

На международной арене  отечественная керамика постепенно приобретает собственное творческое лицо и выделяется самобытностью, глубиной художественного содержания, профессионализмом  в решении формальных задач и  высоким гуманистическим настроем.

 

В последней трети ХХ –  начале XXI вв. окончательно утвердился особый  специфический вид искусства  – декоративная керамика со своими пластическими и цветовыми приемами, с богатым арсеналом средств для проявления творческого потенциала художника.

 

Основные европейские  школы керамики сформировались на протяжении ХХ века. Послевоенный период развития керамики (50–60-е гг.) был ознаменован  новым отношением к материалу: стремлением  великих художников (П.Пикассо, Ф.Леже,А.Матисс) выявить его архаическую рукотворность, пластические и монументальные качества. Становлению нового подхода к материалу способствовала активная деятельность Международной академии керамики (Женева), организовавшей выставки мировой керамики в гг. Остенде (50-е гг.) и Праге (1962).

 

Однако именно в 70–80-е  годы сложился совершенно новый образный и конструктивный язык этого древнего материала, чрезвычайно расширилась его художественная палитра, углубилось смысловое содержание произведений. В этот период активно развивается искусство керамики в странах Западной Европы, работают такие выдающиеся мастера как Г.Копер, Л.Рай и Г.Хуго (Великобритания), У.Вьотти (Швеция), М.Орландини (Бельгия), М.Киперс (Нидерланды), К.Дзаули и Г.Мариани (Италия), А.Брессон и К.Виро (Франция) и другие.

 

Наряду с развитием  новых тенденций формообразования в западно-европейских странах, в 80-е гг. сложилась уникальная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша). Она обладала собственной стилистикой, хорошей школой, производственной базой и выдающимися мастерами. Это П.Рада, В.Шерак, И.Викова (Чехословакия), К.Кубинская, М.Кучинская (Польша), И.Шраммель, И.Полгар, К.Орбан (Венгрия).

 

Международная академия керамики (Женева) была организатором международных  конкурсов керамики в Италии (Фаенца) и Франции (Валлорис), которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие декоративной керамики разных континентов. Эти конкурсы заметно повысили общий уровень мировой керамики. Они раскрыли национальную самобытность и высокое мастерство выдающихся художников: К.Карле (Аргентина), Х.Гонзалес (Куба), С.Эспинозы (Пуэрто-Рико), Р.Аутио, (США), Н.Шибаты, Е.Коичи (Япония), Бо Ченга (КНР), А.Декерф (Сенегал), Л. Дю Тойт, Т.Нтухваны (ЮАР), Г.Дейли (Австралия), и А.Датча (Новая Зеландия).

 

В нашей стране в начале 70-х гг. также наблюдается динамичное развитие декоративной керамики в Прибалтийских республиках, Москве и Ленинграде. Рождению в них самобытных школ керамики способствовала активная поддержка декоративного искусства со стороны государства, общественных организаций и успехи на мировой арене.

 

У истоков отечественной  декоративной керамики последней трети  ХХ века стояли выдающиеся художники  и педагоги Б.Смирнов, В.Ватагин, П.Кожин, В.Васильковский, В.Марков, Х.Кума и др. Деятельность ведущих высших художественно-промышленных заведений Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Таллина и Красноярска также способствовала развитию национальных школ керамики и ее достижениям на международной арене.

 

Произведения отечественных  мастеров этого периода отличались глубиной, выразительностью художественного  образа, гуманизмом, высоким уровнем  мастерства, романтической чувственностью и философским отношением к миру.

 

Новые тенденции в керамике XXI века за рубежом определяли крупные  выставки «Искусство керамики» (Лондон) и «Talente» (Мюнхен). В России – это арт-проекты керамистов С.-Петербурга и Москвы (2002–2010 гг.), крупные республиканские выставки «Самое близкое искусство» (2007 г.), «Отечество» (2008) и персональные выставки ведущих мастеров страны. В России и на Западе также появились совершенно новые формы самовыражения художников (арт-объекты, видео-технологии), которые значительно изменили художественный язык мировой керамики.

Заключение

     В данном  исследовании была предпринята   попытка проследить, как далеко  простираются корни этого ремесла,  и  как продолжаются традиции  гончарного дела в наши дни.  Среди многих проблем современного  народного искусства проблемы  традиций едва ли не самые.

Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве  объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного, практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать  и шлифовать его.

 

''Народ… выбирает, сохраняет  и несёт, шлифуя на протяжении  многих десятилетий, только самое  ценное, самое гениальное''.

От доисторических времён детство человечества до дней космической  эры обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.

 

Каждая эпоха вносила  свои характерные особенности во внешний вид изделий керамики.

 

После значительного расцвета производства древнерусской монументально-декоративной керамики в Киевской Руси наступает  известный упадок. В дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся достижений в  искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально новой технике  – майолике, получившей иные художественные качества. Развивавшаяся в русле  традиций русского искусства, эта майолика носила яркий национальный характер.

Для людей, для их радости  и удовольствия создавали художники  –гончары невиданной красоты керамическое убранство.

Список литературы.

1.Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. М., 1983.

2.       Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982.

3.       Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище: Иск-во, 1996.

4.       Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М., 1992.

5. Салтыков А.Б. Русская народная керамика. Культура и традиции. М.,1960.

6. Поверин А.И. Гончарное дело. Культура и традиции. М. 2003.

7. http://www.bi-om.ru/sites/www-tea/teatraval.html

8. http://www.orient-travel.ru/japan/article/52/

 


Информация о работе Традиции и новаторство современных керамических изделий