Традиции и новаторство современных керамических изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования состоит в следующем: с помощью, каких художественно-выразительных средств в современном керамическом изделии можно сохранить традиции?
Цель данной работы: выявить средства художественной выразительности керамики и определить их значение в современном гончарном промысле.
Объектом исследования являются средства художественной выразительности традиционной русской керамики.
Предметом исследования являются условия бытования традиции и новаторства в современном гончарном искусстве, как ветви керамики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Развитие искусства гончарной керамики в России.
1.1. Предпосылки возникновения традиционной керамики на Руси.
1.2. Традиции и новаторство керамических изделий в культуре России.
1.3. Традиционная керамика в русской культуре и в быту.
Глава II. Традиции и новаторство гончарных изделий, чайные церемонии Европы и Востока.
2.1. Актуальность темы чайных церемоний и традиционного гончарного промысла в современном искусстве керамики.
2.2. Традиции и новаторство современных керамических изделий, влияние на них западных культур (Европа, Восток)
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Список иллюстраций.

Файлы: 1 файл

курсовик традиции и новаторство керамических изделий.docx

— 63.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Костромской государственный  университет имени Н.А. Некрасова

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ  ИСКУССТВ

              Традиции и новаторство современных керамических изделий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2013

 

 

«Традиции и новаторство  современных керамических изделий»

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Развитие искусства гончарной керамики в России.

1.1. Предпосылки возникновения традиционной керамики на Руси.

1.2. Традиции и новаторство керамических изделий в культуре России.

1.3. Традиционная керамика в русской культуре и в быту.

Глава II. Традиции и новаторство гончарных изделий, чайные церемонии Европы и Востока.

2.1. Актуальность темы  чайных церемоний и традиционного гончарного промысла в современном искусстве керамики.

2.2. Традиции и новаторство современных керамических изделий, влияние на них западных культур (Европа, Восток)

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Список иллюстраций.

Альбом иллюстраций.

 

Введение

Опытное знание, выработанное интуитивно, в практически-жизненных  отношениях человека с миром, с природой, в единстве с космосом, в самосознании себя в единстве  со всем человечеством, через переживание родовых, народных начал - всё это, выраженное в художественно-образной форме, представляет большой интерес  для современности. Таким видится  искусство керамики. В нем своеобразно отразились - духовный мир русского народа, эстетические вкусы и понятия. Оно отличается богатством творческой фантазии, тонкостью вкуса, чувством пропорций силуэта, цветовой гармонии.

Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные этим определяется актуальность исследования.

      Проблема исследования состоит в следующем: с помощью, каких художественно-выразительных средств в современном керамическом изделии можно сохранить традиции?

      Цель данной работы: выявить средства художественной выразительности керамики и определить их значение в современном гончарном промысле.

      Объектом исследования являются средства художественной выразительности традиционной русской керамики.

      Предметом исследования являются условия бытования традиции и новаторства в современном  гончарном искусстве, как ветви керамики.

     Искусство керамики будет сохранять традиционность и отвечать современным художественным критериям при условии, если: творческие изделия будут выполняться  в рамках традиционных мотивов, сюжетов русской керамики, с использованием традиционных художественно-выразительных средств; с использованием сочетания традиционных и современных технологий и материалов.

    Методы исследования: Анализ и обобщение научной   литературы в данной области искусства керамики; метод художественного проектирования; метод педагогического проектирования; элементы опытной работы; сравнительный метод. Новизна и практическая значимость заключается в теоретическом выявлении средств художественной выразительности традиционного искусства керамики, которые применимы в рамках современного развития искусства керамики; в разработке программы факультативного курса керамики.

 На основании выше изложенного целесообразно разделить работу на 2 главы. Первая посвящена  Развитию искусства гончарной керамики в России, во второй рассматриваются традиции и новаторство бытовых керамических изделий, чайные церемонии Европы и Востока.

1.1 Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает глина. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства. Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных.

С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия  занимают одно из ведущих мест в  декоративно-прикладном искусстве  всех народов мира. В музеях разных стран хранится немало шедевров керамического  мастерства. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых  на основе самых последних достижений современной науки; от грубого кирпича  до тонкого прозрачного фарфора - таков путь развития керамики.

Керамическое производство относится к числу наиболее древних  на земле. Наличие легкодоступного  материала - глины обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла. Археологические  раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Азии, Африки, Америки, дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека. Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытно-общинного строя. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита 15-12 тыс. лет тому назад, оно уже в эпоху неолита (нового каменного века) получило развитой характер.

Первоначально основным видом  керамических изделий были толстостенные  сосуды с пористым черепком, круглым  или коническим дном (придававшим  устойчивость при установке в  землю). Лепились они от руки путем  наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили очевидно для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800...900°С), позднее появились специальные обжигательные печи. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами. Изготовление керамики было самым распространенным ремеслом в Греции из-за широкого применения керамических изделий в повседневной жизни. Это ремесло известно с эпохи Неолита (6000 до н.э), так как было необходимо для изготовления посуды, измерительных приспособлений, игрушек и сосудов для проведения церемоний.

История керамики разнообразная  и очень интересная. Когда человек  научился обрабатывать глину, он начал  изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек  изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано  много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В  стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители  из разных стран делали похожие изобретения.

Секрет производства фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был  изобретен в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским  мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности  фарфора, например, мягкий фарфор или  костяной фарфор. Преемственность традиций при производстве керамики видна  в истории гончарного искусства, которое всегда было связано с  домашним ремеслом.

В период позднего неолита  и энеолита (медного века) - 4...2 тыс. до н. э. - формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пола, т. е. на преобладание оседлого образа жизни. Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров так называемого ямочно-гребенчатого типа, покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались-сочетания красных, белых, черных и других красок.

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в  древнейшие времена. Глина очень  легко поддается обработке: из нее  можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в  древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды. Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные  руками, без каких-либо специальных  приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов  до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю) гончарные горны, но были и одноярусные.

 

Монголо-татарское нашествие  повлияло на развитие древнерусской  культуры. История одной из ее ветвей — керамики, сместилась из южных  регионов в северные и западные пограничные  города, в московские земли, поэтому  не случайно возрождение изразцового  искусства в Древней Руси было связано с Псковом и Москвой. Было уничтожено множество произведений русских гончаров IX—XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, более простым  стал орнамент, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая —  жёлтая, уцелела только в Новгороде).

 

В XIII—XIV столетиях в Пскове получила распространение муравленная черепица, применяемая для головного убора православных храмов. Она, вероятно, породила простые облицовочные плитки, а затем изразцы с узором и румпой для крепления в кладке стен.

 

На территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря сохранились  уникальные памятники глазированной  керамики — более ста древних  надгробных монашеских плит (керамид), вмурованных в стены подземных галерей. Достигающие в среднем высоты 45-60 см и имеющие ширину 30-40 см, они выполнены из обожженной глины с темно-зеленой поливой. Количество и высокое художественное качество изделий свидетельствует о том, что в монастыре издревле процветало керамическое производство. Керамиды впервые на Руси начали изготавливать именно на Псковщине в XVI веке. В монастыре была специальная гончарная мастерская.

 

Псковские гончарные изделия, такие как посуда, узнаваемы по своим формам. Искусство псковских  мастеров ярко проявилось в изготовлении декоративной керамики

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в  движение рукой, позже ногой. Изобретение  гончарного круга - важнейший этап в  развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических  и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил  изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара  не утратила своей индивидуальности, а его сосуды - своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

Одним из старейших приемов  украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или  кости - лощила - покрывают часть  либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет  поверхность черепка, делает его  менее водопроницаемым и более  прочным. Существует краснолощеная  и чернолощеная керамика. Первая - естественного  цвета красной гончарной глины. Вторая - задымленная, обожженная в  коптящем пламени без доступа  кислорода. Такую черную керамику еще  называют томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен  в разных районах России и сохранился до наших дней.

 

В XVII-XVIII вв. московские гончары  виртуозно выполняли черную посуду - крупные кувшины, фляги, бочонки  на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей  нередко подражали металлическим. Другой, более простой способ украшения - обварка - состоит в том, что горячие горшки вынимают из печи и сразу же окунают в мучную болтушку. При этом черепок становится плотнее, крепче, а на поверхности появляются округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя естественный орнамент. Один из видов облагораживания и украшения глиняных изделий - покрытие и роспись ангобом - жидко разведенной глиной другого цвета, чем та, из которой выполнен данный предмет.

1.2 Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека

Информация о работе Традиции и новаторство современных керамических изделий