Традиции и новаторство современных керамических изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования состоит в следующем: с помощью, каких художественно-выразительных средств в современном керамическом изделии можно сохранить традиции?
Цель данной работы: выявить средства художественной выразительности керамики и определить их значение в современном гончарном промысле.
Объектом исследования являются средства художественной выразительности традиционной русской керамики.
Предметом исследования являются условия бытования традиции и новаторства в современном гончарном искусстве, как ветви керамики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Развитие искусства гончарной керамики в России.
1.1. Предпосылки возникновения традиционной керамики на Руси.
1.2. Традиции и новаторство керамических изделий в культуре России.
1.3. Традиционная керамика в русской культуре и в быту.
Глава II. Традиции и новаторство гончарных изделий, чайные церемонии Европы и Востока.
2.1. Актуальность темы чайных церемоний и традиционного гончарного промысла в современном искусстве керамики.
2.2. Традиции и новаторство современных керамических изделий, влияние на них западных культур (Европа, Восток)
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Список иллюстраций.

Файлы: 1 файл

курсовик традиции и новаторство керамических изделий.docx

— 63.74 Кб (Скачать файл)

 

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в  движение рукой, позже ногой. Изобретение  гончарного круга – важнейший  этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических  и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил  изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара  не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.

 

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись  гончарами с живой природой и  даже с человеком. Об этом свидетельствует  названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

 

Простейший орнамент на глиняной посуде в виде ямок, вмятин возник в  незапамятные времена, возможно, как  технический прием уплотнения черепка  для достижения лучшего его обжига, еще до появления специальных  печей.

Древние развитые культуры славян уже имели целую систему  изображений на сосудах, содержание которых раскрывает представления  людей о мире и природе, связано  с трудом земледельца. Волнистые  линии, например, - знак воды, прямые линии  условно изображали землю и т.д. На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.

 

Одним из старейших приемов  украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или  кости – лощила – покрывают  часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет  поверхность черепка, делает его  менее водопроницаемым и более  прочным. Существует краснолощеная  и чернолощеная керамика. Первая –  естественного цвета красной  гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без  доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой или  мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах  России и сохранился до наших дней.

 

В XVII-XVIII вв. московские гончары  виртуозно выполняли черную посуду

– крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка  деталей нередко подражали металлическим. Другой, более простой способ украшения – обварка – состоит в том, что горячие горшки вынимают из печи и сразу же окунают в мучную болтушку. При этом черепок становится плотнее, крепче, а на поверхности появляются округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя естественный орнамент.

 

Один из видов облагораживания  и украшения глиняных изделий  – покрытие и роспись ангобом  – жидко разведенной глиной другого  цвета, чем та, из которой выполнен данный предмет.

 

В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать  русскую ценинную посуду – с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора. В конце XVIII в. в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII в., позднее получил своеобразное декоративное направление у народных мастеров керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство. В XIX- начале

XX в. характерно украшение  гончарной посуды цветными глазурями,  процарапанным, рельефным орнаментом  с помощью штампиков и налепов.

 

Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах  и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и  лишь некоторые приобрели широкое  значение. В ряде районов Ярославской,

Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других

– на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой  прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д.

 

В других местах делали не мореную, а обычную красную, коричневую или  желтоватую посуду из местной глины, украшали ее горизонтальными полосками, пятнами, кое-где веточками, нанесенными  белой глиной. Такого типа гончарная  посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В некоторых  районах покрывали красный черепок  белым ангобом, а на него порошком цветной глазури наносили несложный узор в виде спиралей, полосок, пятен и слой бесцветной прозрачной глазури. В Воронежской губернии гончарные кувшины, миски украшали рельефными налепами в виде пуговок и поливали цветной глазурью. Применение трех цветных легкоплавких глазурей коричневой (марганцевой), зеленой (медной) и желтой (железной) характерно для гончарства разных районов второй половины XIX- начала XX вв.

 

Художественная выразительность  русской бытовой гончарной посуды заключена не столько в цвете  или орнаменте, которые, как правило, очень скромны, сколько в пластическом решении. Нанесение цветных поясков, желобков или рельефных жгутиков, утолщение краев, подчеркивание  низкого поддона или кольцевой  ножки, ручек, которые хорошо входят в общий силуэт вещи, - все это  части одного законченного архитектурно-скульптурного  целого, гармонично объединяющегося  с родственным ему бытовым  окружением.

Основные современные  промыслы русской художественной керамики – это гжельский фарфор в Московской области, скопинская майолика в Рязанской области, дымковская игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка в Тульской области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская игрушка в Пензенской области.

 Важнейшим фактором  становления декоративной керамики  России первого десятилетия нового  века стали крупные республиканские,  городские и персональные выставки  ведущих керамистов страны.

 

Объединяющую роль в развитии современной керамики России также  играют творческие группы по керамике и фаянсу, регулярно и с успехом  работающие на творческих предприятиях московского и российского союзов художников. На примере творческого  опыта лучших мастеров страны определены основные направления и жанры  современной российской керамики. Это - натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой  жанр, анималистика, религиозные мотивы.

 

Особое место в керамике России приобретает ее синтез с другими  материалами, который представляется важным направлением ее развития. В  начале XXI века важную роль в развитии керамики приобретает использование  новых видео-технологий (А.Паштов, Красноярск), а также создание инсталляций (Д.Суровцева, А.Желудь, Москва) и арт-объектов (В.Решетников, О. и О.Татаринцевы, Москва).

 

Оригинальным явлением в  русской керамике нового века стали  пространственные арт-объекты Д.Суровцевой (Москва), отмеченные обостренным чувством материала, синтезом фарфора с различными материалами и высокой профессиональной культурой.

 

Новой тенденцией в отечественной  декоративной керамике становится стремление современных художников к запредельному самообнажению внутренних ощущений (работы А.Желудь, Москва). Однако в ее «актуальных» произведениях изначально заложен конфликт между психоаналитическими идеями мастера и спецификой декоративной керамики, которая имеет собственные задачи и характер формообразования.

 

Важное место в новом  веке приобретает синтез российской декоративной керамики с другими  материалами, позволяющий значительно  расширить творческую палитру современных  художников. Новое качество приобрело  соединение керамики и текстиля при  создании художественных образов авторских  кукол, которые стали новым направлением в декоративном искусстве России. В нем сложилось поколение  мастеров, среди которых выделяются уникальные работы Н.Власовой, Л.Кукиновой, Н.Победипой (все - Москва) и М.Гусевой (Калуга).

 

В исследовании выявлены как  национальные черты, так и особенности  новых средств формообразования керамики мира. На основании отличительных  пластических, цветовых и конструктивных качеств материала декоративная керамика исследуемого периода рассматривается  как самостоятельный вид современного искусства.

 

Сложный путь, пройденный мировой  декоративной керамикой исследуемого периода — это путь эволюции керамики от функционального сосуда до сложных  фигуративных и абстрактных композиций, арт-объектов, инсталляций и видео-технологий, несущих в себе высокий художественный образ и оригинальность творческого  мышления различных мастеров.

1.3 Изначально предназначение керамики – это изделия, сопровождающие человека в быту, т. е. «гончарные» изделия, посуда. Однако доступность материала способствовала распространению его во многих промыслах. Важнейшим этапом в керамике стало изобретение гончарного круга, который появился в Киевской Руси в IX – X веках. Возникло гончарное ремесло. Ручная лепка сменилась механическим «вытягиванием». В Киевской Руси появились керамические «школы» со своими технологическими приёмами и художественным оформлением.

С XV века сформировались художественно-образные черты русской керамики. Чаще применялось  лощение, а это уже сочетание  утилитарного и эстетического в одном изделии. Была разработана и усовершенствовалась форма кувшина, все детали которого уравновешены, составляют единое скульптурное целое. В XV – XVI веках появился и получил широкое распространение способ обработки керамики – чернолощение. Чернолощеная керамика составила достойную конкуренцию металлической посуде. Глубокий чёрный фон, серебристое лощение придавали особое благородство изделиям. В XVII веке в Москве в архитектурной керамике начали применять глазурь. Со временем керамика стала переходить в категорию бытовых отраслей. Отделение «Декоративная керамика» создано на базе СКХУ в 1992 году. В нашем крае нет достаточно развитых народных промыслов с многовековыми традициями. Исключение составляют культура горцев, развивающаяся самостоятельным путем, опираясь на традиции предков. Современные жители нашего края являются в основном потомками переселенцев из других областей России, которые в своё время перенесли с собой культуру, обычаи, традиции своих регионов. В данной ситуации особую значимость приобретает художественное образование, профессиональная подготовка художников-прикладников, способных понимать, осмысленно восстанавливать и развивать народную культуру, традиции. Керамика – сложный материал. Работа с ним требует крепкой подготовки в рисунке, живописи и скульптуре, знаний в технологии, изготовлении и обжиге. Основной целью подготовки мастеров декоративной керамики в СКХУ является, прежде всего, формирование индивидуальной творческой личности. Методика обучения декоративной керамике предполагает полную информацию о различных керамических материалах, их свойствах и возможностях их использования. Большое количество часов отведено практическим занятиям в керамической мастерской, в которой создана творческая атмосфера, способная зарядить студентов духом творчества и нестандартными идеями. Большое значение отводится освоению гончарного круга. Эту необыкновенную, ценнейшую технологию необходимо сохранять, её изучению отведено большое количество часов. Изучение технологии керамики тесно связано с такими важнейшими специальными предметами как композиция. Получая задания по предмету, студенты занимаются проектированием и воплощают свои идеи в материале. В СКХУ студентам открывается дорога для творческого поиска, разнообразия подходов, но все это базируется на твёрдых знаниях традиционных технологий. В процессе обучения будущие керамисты не копируют архаичные вещи, а воссоздают на их основе самобытные качественные изделия. Студенты изучают историю искусств, народный орнамент, историю мировой культуры. Изучение достижений мирового изобразительного искусства оказывает большое значение в формировании интеллектуальной творческой личности. Именно этим и отличается обучение в СКХУ от обучения в профессиональном техническом учебном заведении. Уровень мастерства должен соответствовать уровню эстетической подготовки мастера.

В керамике никогда не рождалась  ни одна форма, ни один декор, если это  не было обусловлено самой жизнью, потребностями быта. Понятие традиционного  искусства не означает незыбленности в технологии и художественных приёмах. Творчество в ДПИ – это живой процесс, отвечающий современным требованиям, но в котором есть место бережному отношению к художественному наследию.

Искусство керамики не ушло в прошлое. Изделия, выполненные  студентами керамического отделения, возрождают древнейший вид народного  искусства. По-разному пришли они  к своему ремеслу, но всех их объединяет одно – особое отношение к прошлому, творческий поиск, особенное мастерство. Основными целями современных мастеров-керамистов являются: возрождение традиций, новаторские направления в сфере декоративно прикладного искусства.

II. История чайной церемонии берет свое начало в VIII веке. По одной из версий, чай был впервые завезен в Японию из Китая в 805 году. В Китае его ценили как лекарственное растение, снимающее усталость и помогающее от многих болезней, и даже использовали при медитации. В одном из древних даосских трактатов говорится, что "если пить чай постоянно, можно обрести крылья и научиться летать".

После прекращения официальных  отношений с Китаем в 894 году интерес  к чаю резко снизился, и только в 1191 г. он вновь появился в Японии.

В XIII веке, после распространения  в Японии учения Дзэн, чаепитие переросло  в своеобразный ритуал, который вскоре стал неотъемлемой частью быта в буддистских  монастырях. В XV веке благодаря дзен-буддистскому монаху Сюко сформировались основы «тя-но ю». Именно он привнес в чайную церемонию атмосферу простоты и недоговоренности, отражающие основные принципы эстетики Дзен. По убеждению Сюко, прекрасное не должно проявляться в полную силу, для его реализации необходимо сокрытие. Суть церемонии составляли непринужденная искренность и природная естественность вещей. Созданная Сюко концепция «вабитя» была основана на четырех принципах:

  • естественность и спокойствие,
  • немногочисленное и простое убранство,
  • утварь в соответствии с возрастом гостя,
  • невозмутимость и безмятежность.

По мнению Сюко, эти принципы помогали достичь единодушия между хозяином и гостем и сосредоточения на одном, позволяя им понимать друга не с помощью слов, а с помощью сердца.

Своего расцвета искусство  чаепития достигло в XVI веке благодаря  Сэн-но Рикю, которому удалось обобщить идеи своих предшественников и довести их до логического завершения. Он выступал против любых проявлений роскоши, считая искусство чаепития одним из многочисленных способов служения Пути Будды. При нем чайная церемония проходила в атмосфере грубоватой простоты, способствующей достижению определенного душевного настроя в соответствии с принципами Дзен - строгостью и аскетизмом.

Информация о работе Традиции и новаторство современных керамических изделий