Понятие классического танца. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление влияния классического танца на формирование исполнительской культуры учащихся 1 класса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.
Разработать серию уроков ритмики с применением классического танца.

Файлы: 1 файл

вчерашняя работа диплом.docx

— 138.76 Кб (Скачать файл)

Без выворотности классический экзерсис лишается своей эффективности. Поэтому учащиеся должны хорошо освоить существующие в классическом танце пять строго выворотных позиций ног и в дальнейшем при всех упражнениях настойчиво добиваться соблюдения выворотности.

От правильной постановки ног, корпуса, рук, головы во многом зависит развитие технического мастерства танцовщика.

Система классического тренажа требует выполнения всех позиций (позиция - положение, фиксирующее начало или окончание движения) и упражнений с предельно выворотным положением ног.

Анатомическое строение скелета человека, в частности тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотом положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться. Руководитель должен знать строение человеческого тела, чтобы суметь объяснить ученикам основное значение выворотности.

При подъеме ноги в не выворотном положении большой вертел бедренной кости упирается в тазобедренную кость и не позволяет поднять ногу выше 35-65 градусов.

В выворотном положении большой вертел уходит назад и не препятствует поднятию ноги – диапазон  движения увеличен.

В таком положении ногу можно поднять на 90-120 градусов конечно, при соответствующей тренировке.

Выворотность необходима не только для улучшения техники танца - она придает движению изящество и гармоничность.

Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. «Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости». Это правило обязательно и для станкового экзерсиса. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при полном напряжении работающих мышц и суставов.

Очень важно, вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.

Повседневный опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности - руки, корпус и голова. Поэтому в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения.

Здесь уместно привести слова одной из учениц Вагановой о разучивании экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий другой урок классического танца, урок Вагановой начинался с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике «поющих» рук». [18; 148]

Разумеется, выразительность классического экзерсиса у станка не должна приводить к манерности и искусственной пластике.

Порядок упражнений у станка необходимо устанавливать по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения тренирующие различные группы мышц, причем надо чередовать движения на развитие подвижности стопы на вытянутых ногах с движениями на присогнутых ногах; мягкие, плавные с резкими, отрывистыми. [18; 153]

Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру, стилю. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки.

Все это в совокупности приучает учащихся еще у станка выполнять движения не сухо, не механически, а выразительно, танцевально.

А, что же такое система? Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. [3; 537]

Метод (от греческого methodos - путь исследования, теория учение), способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов. [3; 356]

Глава II. практическое применение элементов классического танца на уроках ритмики в 1 классе

 

Практическая часть работы проводилась в первых классах Троельжанского ЦД в период прохождения преддипломной практики по специальности. Конспекты уроков были разработаны по программе Е.А Пинаевой. Учитель на уроках ритмики, при объяснении нового материала  использует следующую наглядность: рисунки, иллюстрации, показ элементов из танцев. Именно поэтому за основу был взят классический танец. Для того чтобы выяснить, является ли классический танец эффективным в формировании исполнительской культуры детей 1 класса, учащимся предлагалось исполнить задания из экзерсиса классического танца. Применение элементов экзерсиса в 1 классе использовалось на уроках ритмики в 1 «А» классе. В 1 «Б» классе элементы экзерсиса не применялись. Количество учащихся в 1 «А» классе 18 человек, а в 1 «Б» - 19 человек. Практическая работа проводилась в три этапа: констатирующий срез, формирующие задания, анализ результатов.

 

2.1. Констатирующий  срез

 

Перед началом изучения элементов из классического экзерсиса был проведен констатирующий срез.

Цель: проверка сформированности исполнительской культуры учащихся.

Срез включал в себя ряд упражнений, которые учащиеся должны были выполнить практически, применяя ранее полученные знания. (Для каждого задания заранее была подобрана и подготовлена музыка). На работу отводилось 30 минут. Данный срез проводился на двух классах: 1 «А» и 1 «Б».

 

 

Задания:

  1. Позиция ног 1, 2.
  2. Поклон реверанс;
  3. Поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя;

4) Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах;

  5) Движения плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в сторону;

 6) Боковой голоп;

 7) Перевод рук из подготовительного положения в 1-ю. 2-ю, позицию и обратно. Раскрывание рук из положения “ на поясе” в 1-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию;

 8) Прыжки по 6 поз, и поочередным выбрасыванием ног вперед;

 9) «Медленный вальс»;

 10) «Полька».

Каждый верно выполненный элемент оценивается в 1 балл, а вся работа по следующим критериям:

«5» - 10 - 9 баллов

«4» - 8 - 6 баллов

«3» - 5 - 4 баллов

«2» - меньше 4 баллов

После выполнения работы в 1 «А» классе были получены  результаты, которые отражены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Результаты констатирующего среза в 1 «А» классе

 

1

задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

9 задание

10

задание

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

8

2

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

7

3

-

+

+

+

-

+

-

+

+

+

7

4

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

3

5

-

-

+

-

+

-

+

-

+

+

5

6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

7

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

4

8

-

-

+

-

+

+

+

-

+

-

5

9

-

-

-

-

+

-

-

-

+

+

3

10

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

5

11

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

12

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

9

13

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

4

14

-

+

+

-

+

+

+

-

+

-

6

15

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

5

16

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

17

-

-

+

+

-

+

+

-

+

+

6

18

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Итого

8

8

16

10

10

14

13

7

16

13

 

%

44,4

44,4

88,8

55,5

55,5

77,7

72,2

38,8

88,8

72,2


 

 

 

1 «А» - 18  человек

«5»

5

«4»

5

«3»

6

«2»

2


 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Из полученных результатов следует:

  1. Задания 3, 4, 8 вызвали затруднения у учащихся.

  1. Задания 2, 6, 9  не вызвали особых затруднений при выполнении, за исключением поклона (реверанса).

  1. Задания 1, 5, 7, 10 также вызывали трудности у учащихся, считаем, что это связано с недостаточным объемом знаний и умений.

Таким образом, получились следующие результаты: 5 человек получили пятерки и 5 – четверки. Тройки получили  6 учеников,  двойки  - 2 ученика, что составляет вместе 34 %. Это показывает, что у учащихся 1 «А» класса низкий уровень сформированности исполнительской культуры.

В 1 «Б» классе были получены результаты, которые отражены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Результаты констатирующего среза в 1 «Б» классе

 

1

задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

9 задание

10

задание

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

9

2

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

4

3

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

7

4

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

2

5

+

-

+

-

+

-

-

+

+

-

5

6

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

8

7

-

+

-

-

-

-

+

+

-

+

4

8

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

9

9

-

-

+

-

-

-

-

-

+

+

3

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

11

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

8

12

-

-

-

+

+

-

+

-

+

+

5

13

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

14

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

8

15

-

-

-

+

-

+

-

-

-

+

3

16

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

8

17

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

18

-

-

+

-

+

+

-

+

+

-

5

19

-

+

-

+

-

+

+

+

-

+

6

Итого

8

12

15

11

10

12

12

12

14

16

 

%

42,1

63,2

78,9

57,9

52,6

63,2

63,2

63,2

73,7

84,2


 

 

Из таблицы видно, что учащиеся 1 «Б» класса справились с заданиями в основном успешно, но у некоторых возникали трудности при выполнении. Считаем, это связано с тем фактом, что у учащихся низкий уровень сформированности исполнительской культуры. 

 

 

 

1 «Б» - 19  человек

«5»

5

«4»

6

«3»

5

«2»

3


 

 


Из диаграммы видно, что пятерки получило 5 учеников, четверки – 6 человек. Тройки получило – 5 человека, двойки – 3 ученика. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у детей данного класса также недостаточно знаний по экзерсису классического танца, следовательно, на новом этапе изучения данной темы необходимо не только изучить новый материал, но и повторить старый.

Ниже представлена сравнительная диаграмма выполнения констатирующего среза в двух классах:

 

 

1 «А» класс

1 «Б» класс

«5»

5

5

«4»

5

6

«3»

6

5

«2»

2

3


 

 

В ходе анализа полученных результатов возникла идея о выборе  и использовании элементов классического танца, которое позволит улучшить качество исполнительской культуры.

 

 

      • 2.2. Формирующая деятельность

 

Цель формирующих заданий – применение классического танца на уроках ритмики как средства формирования исполнительской культуры.

Для достижения данной цели было разработано 5 конспектов уроков, фрагменты которых составляют содержание данного параграфа.

 

Фрагмент урока 1 (Конспект см. в приложении 1)

Информация о работе Понятие классического танца. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца