Обучение классическому танцу 
начинается с экзерсиса, так как он  
является основой.
Экзерсис — 
(франц. exercice, от exercer упражнять, развивать 
путём упражнений), комплекс тренировочных 
упражнений в балете, способствующих развитию 
мышц, связок, воспитанию координации 
движений у танцовщика. [3;568]
В экзерсисе развивается разносторонне 
мускулатура ног, их выворотность, шаг 
и плие; постановка корпуса, рук и головы; 
координация движений. В результате систематических 
занятий фигура приобретает подтянутость, 
вырабатывается устойчивость; будущий 
исполнитель приучается к правильному 
распределению тяжести тела на двух и 
на одной ноге. 
Экзерсис начинается у станка, затем, 
по мере усвоения движений, переносится 
на середину зала. [21; 18]
 
Экзерсис у станка
В первом классе экзерсис у станка исполняется 
на всей ступне; стоя к нему лицом, держась 
двумя руками. Затем постепенно переходят 
к исполнению тех же упражнений, держась 
одной рукой за станок. Все упражнения 
исполняются поочередно с правой, затем 
с левой ноги.
Первое упражнение — plie во всех позициях. 
В этом упражнении участвуют корпус, руки 
и голова; мышцы и связки ног растягиваются 
и сокращаются в спокойных медленных движениях. 
Тело танцовщика подготавливается к более 
сложным движениям («разогревается»), 
и поэтому рационально начинать урок с 
приседаний.
Второе упражнение — battements tendus, соединенные 
с battements jetes,— в котором приобретаются 
постановка ног, выворотность, активно 
вводятся в работу все группы малых и больших 
мышц. Это основные движения, тренирующие 
и вырабатывающие силу ног.
Battements tendus jetes органически связаны с battements 
tendus, поэтому исполняются непосредственно 
за ними. Темп исполнения, по сравнению 
с battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение — ronds de jambe par terre (в 
средних и старших классах соединяются 
с большими ronds de jambe jete).
Grand rond de jambe jete — это усложненное продолжение 
rond de jambe par terre, исполняемое энергичным 
броском ноги на 90°. 
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются 
port de bras, подготавливающие корпус и руки 
для следующих упражнений, где их участие 
становится шире и активнее, так как движения 
усложняются, вводятся tours и повороты.
Четвертое упражнение — battements fondus. Это 
первое движение, в котором опорная нога 
поднимается на полупальцы, подготавливаясь 
к дальнейшей, более усиленной работе.
К battements fondus присоединяются frappes и doubles 
frappes, которые исполняются резко и энергично. 
Это приучает мышцы и сухожилия быстро 
(контрастно) переключаться с мягких, плавных 
движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение — ronds de jambe en l`air, разрабатывающие 
подвижность коленного сустава и придающие 
его связкам силу и эластичность.
Ronds de jambe en 1'air —круговые движения ноги 
в воздухе на высоте 45° — могут комбинироваться 
с tours sur le cou-de-pied и petits battements sur le cou-de-pied. 
Здесь также происходит переключение 
работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять 
ronds de jambe en 1'air и на 90°; оно вырабатывает 
силу бедра и подготавливает ногу к длительной 
работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение — petits battements sur le cou-de-pied 
— вырабатывает быстрое, свободное владение 
нижней частью ноги (от колена до носка) 
при выворотном и неподвижном положении 
верхней части. 
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис, 
— grands battements jete (большие батманы). 
Структура и содержание 
экзерсиса на середине зала
В первом классе экзерсис на середине 
зала идет в строго последовательном программном 
порядке и исполняется полностью. Основными 
движениями экзерсиса на середине зала, 
которые должны исполняться ежедневно, 
можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие 
battements. Rond de jambe par terre, rond de jambe en 1'air, battements 
frappes, doubles frappes и petits battements sur le cou-de-pied могут 
комбинироваться с основными движениями.
Adagio.Танцевальную фразу, состоящую из 
различных видов developpe, медленных поворотов 
в позах (tours lent), port de bras, всевозможных renverse, 
grand fouette, tours sur le cou-de-pied и tours в больших позах, 
принято называть adagio.
Движения adagio изучаются постепенно. В 
младших классах adagio состоит из простейших 
форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых 
в медленном темпе и на всей ступне.
Allegro. Прыжки — самая трудная часть урока. 
Все, что вырабатывается экзерсисом и 
adagio, непосредственно связано с прыжками 
и во многом способствует их развитию. 
Но особенное внимание следует уделять 
самим прыжкам.
В первом классе, прежде чем приступить 
к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, 
в котором, как говорилось выше, приобретается 
постановка корпуса, выворотность ног, 
эластичность приседания и т. д., после 
чего начинается работа над прыжками.
Лицом к палке разучиваются прыжки на 
I, II и V позициях (temps leve). Далее следуют 
changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый 
новый прыжок изучается лицом к палке 
не более двух недель, затем он исполняется 
на середине зала.
Уроки классического танца 
требуют специальной обуви, в которой 
было бы легко и удобно танцевать. Обувь 
для занятия классическим экзерсисом 
нужна мягкая на тканевой основе, для того 
чтобы лучше «почувствовать» стопу, что 
способствует полному натяжению и развитию 
стопы. 
Навыки, приобретаемые учащимися 
в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной 
тренировкой, основанной на строгих методических 
правилах.
Нагрузку в течение урока следует 
распределять равномерно во всех упражнениях. 
Если преподаватель находит необходимым 
увеличить количество повторений какого-либо 
движения, то следующее упражнение следует 
сократить, так как всякая физическая 
перегрузка вредна: она приводит к расслаблению 
мышечной системы и связок, в результате 
чего легко повреждаются ноги.
Последовательность экзерсиса 
не должна быть случайной. В зависимости 
от степени трудности, следует учитывать 
полезное и логичное сочетание движений, 
не соединяя их в комбинации только ради 
рисунка упражнения.
В результате ежедневной тренировки 
фигура приобретает подтянутость, вырабатывается 
устойчивость; будущий исполнитель приучается 
к правильному распределению тяжести 
тела на двух и на одной ноге.
Движения в экзерсисе у станка 
классического танца включают: 
1) приседание; 
2) батманы;
3) круговращения ног.
Приседание. Plie – общепринятое 
французское название для движения ног, 
которое по-русски обозначается словом 
«приседание».
Plie исполняется на пяти позициях; 
сначала оно делается в половинном размере  
-  demi-plie, а затем переходят на большое приседание 
или grand-plie.
В этом упражнении участвуют 
корпус, руки и голова; мышцы и связки ног 
растягиваются и сокращаются в спокойных 
медленных движениях. Тело танцовщика 
подготавливается к более сложным движениям 
(«разогревается»), и поэтому рационально 
начинать урок с приседаний.
Полуприседание - demi plie и глубокое, 
большое приседание - grand plie развивают 
ахиловое сухожилие, коленные и голеностопные 
связки, эластичность и крепость ног. В 
приседаниях, особенно глубоких, активно 
участвует спина, где она сохраняет прямое 
(вертикальное) положение, что способствует 
развитию и укреплению мышц поясницы.
Полуприседание (demi plie) является 
неотлучным спутником прыжков: эластичным 
и сдержанным полуприседанием начинается 
и заканчивается любой прыжок, поэтому 
ему следует уделять особое внимание не 
только в позициях, но и в различных комбинациях 
движений.
Батманы. Слово battement (батман) 
обозначает в танцевальной терминологии 
отведение и приведение ноги. В классическом 
танце это отведение и приведение вылилось 
в многообразные формы.
Battements tendus – это батман основа 
всего танца. Он найден так гениально, 
что, кажется, его создатель проник в самую 
суть строения и функций связочного аппарата 
ноги.
«Чтобы разогреть ноги перед 
танцем», как обычно говорят, принято делать 
battements tendus. Но ноги не только разогреваются 
этим движением, они приводятся в состояние 
полной «воспитанности» для предстоящей 
им деятельности.
Double battements tendus (battements tendus pour 
le pied) является разновидностью battement tendu. 
Исполняется с опусканием пятки на пол 
во II позиции (реже в IV позиции). Double battement 
tendu может быть исполнен с однократным, 
двукратным, трехкратным и более опусканием 
пятки на пол. Исполнение doubles battements tendus, 
особенно с многократным опусканием пятки, 
способствует развитию ступни, укрепляет 
связки, вырабатывает упругость ахиллова 
сухожилия, подъема и пальцев.
Battements tendus jete – движение ноги 
вперед, в сторону и назад из I и из V позиций 
с броском на высоту 45°. Battements tendus jetes органически 
связаны с battements tendus, поэтому исполняются 
непосредственно за ними. Темп исполнения, 
по сравнению с battements tendus, ускоряется в 
два раза..
Французское обозначение этого 
батмана - jete (брошенный) - передает характер 
его движения. Этот батман имеет громадное 
воспитательное значение, и его необходимо 
исполнять очень точно, следя за выполнением 
правил. Бросок и возвращение вытянутой 
ноги происходят равномерно, без акцента. 
В заключение движения акцент приходится 
на момент возвращения работающей ноги 
к опорной, после энергичного и резкого 
броска.
Battements frappe и doubles frappes, которые 
исполняются резко и энергично. Это приучает 
мышцы и сухожилия быстро (контрастно) 
переключаться с мягких, плавных движений 
на резкие (стаккато).
Вырабатывает быстрое, свободное 
сгибание нижней части ноги (от колена 
до носка) на sur le cou-de-pied и разгибание ее. 
Выполняется при выворотном и неподвижном 
бедре.
Petit battement sur le cou de pied—движение 
развивает подвижность колена и голеностопа. 
Состоит из быстрого и четкого чередования 
положения sur le cou de pied впереди и сзади.
Battement battu—движение завершает 
группу ударных battements. развивает подвижность 
колена, низа ноги при неподвижном бедре.
Battements fondu-вырабатывают мягкость 
приседания и эластичность, необходимые 
в прыжках. Эти движения можно сравнить 
с растяжением и сдержанным сокращением 
тугой резиновой ленты.
Battement fondu (тающий, текучий) – 
сложное движение, состоящее из сгибания 
работающей ноги в условное положение 
sur le cou-de-pied при одновременном demi plie на 
опорной и открывания работающей ноги 
в любом направлении при одновременном 
выпрямлении опорной из demi plies.
Battements developpes-это самое трудное 
движение экзерсиса; оно исполняется на 
90° и выше и требует всесторонней подготовки.
Developpes развивают шаг и силу бедра, что 
помогает удерживать ногу на предельной 
высоте. [1; 18]
Developpes подготавливают тело 
к сложным adagio на середине зала, а также 
к прыжкам, где сила бедер необходима при 
толчке от пола и мягкого полуприседания 
после прыжка.
Grand battements jete—это большие battements, 
исполняемые из I и V позиций в направлении 
вперед, в сторону и назад с броском ноги 
на 90° и выше.
Они развивают шаг значительно 
активнее, чем developpes: большой, энергичный 
бросок ноги способствует развитию внутренних 
бедренных мышц и сухожилий, усиливает 
работу тазобедренного сустава, что является 
главным в развитии шага.
Grand battement jete pointe—является дополняющим 
упражнением к grand battements jete. Это легкое 
касание ногой (вытянутой в колене и подъеме) 
земли в крайней точки battements tendus, после 
нога снова поднимается и продолжает движение, 
лишь при последнем движении возвращается 
в V позицию.
Ускорение темпа развивает 
быстроту броска ноги на большую высоту.
Grand battement jete (мягкое)-это большие 
мягкие battements; они исполняются из V позиции 
в V в направлении вперед, в сторону и назад 
на 90°. Работающая нога выбрасывается 
наверх посредством developpe. Несмотря на 
энергичный бросок, прием developpe придает 
движению мягкость, которая и определяет 
характер исполнения этих battements.
Grand battement jete balance. Battements balances 
(качающиеся) исполняются в направлении 
вперед и назад на 90° через I позицию. В 
сторону их делают только на середине 
зала по I или V позиции попеременно одной 
и другой ногой.
Круговращения ног. Rond de jambe par terre-описать 
круг носком работающей ноги по полу в 
направлениях en dehors и en dedans. Круговращательные 
движения тазобедренного сустава укрепляет 
его и разрабатывает выворотность. [1; 32]
Rond de jambe en l'air—круговые движения 
ноги в воздухе на высоте 45° и 90. Разрабатывает 
подвижность коленного сустава и придающие 
его связкам силу и эластичность.